"СУМЕЮ САМ"
для детей от 1 до 3-х лет
вместе с родителями

"СУМЕЮ САМ"
для детей от 3 до 4-х лет

ТВОРЧЕСКАЯ
МАСТЕРСКАЯ

АНГЛИЙСКИЙ
ЯЗЫК

"РАЗ СЛОВЕЧКО,
ДВА СЛОВЕЧКО..."

МУЗЫКА
И
ДВИЖЕНИЕ

ДРУГОЕ

На главную>>Другое>>Здоровье ребенка>>СТРАШНЫЙ ДОКТОР

СТРАШНЫЙ ДОКТОР

Взаимоотношения ребенка и медицины базируются на теоретической подготовке в домашних условиях. Наиболее распространенный учебник на эту тему - знаменитая книга К.И. Чуковского "Доктор Айболит". Гениальный доктор - идеал врача в детском восприятии: дает шоколадки, потчует гоголем-моголем, иногда ставит градусники. Сложные оперативные вмешательства, например, пришивание ножек зайке, выглядят весьма безобидно. Ничего плохого (страшного и болезненного) доктор своим пациентам не делает, что вызывает в отношении Айболита повышенную любовь детского населения и патологическую зависть практических врачей-педиатров.

Реальная жизнь - реальные болезни и реальные больницы - вносят свои коррективы. Милая сказочная теория уступает место практике. Большинство контактов с медициной - боль, страх, неудобства и другие маленькие и большие неприятности.

Вечный вопрос - кто виноват? Почему ребенок и врач с трудом находят взаимопонимание? Почему сплошь и рядом дети испытывают страх и антипатию по отношению к медицинским работникам? Почему доктор Айболит хороший, а наш врач Мария Ивановна плохая?

Ответы на поставленные вопросы имеют своей основой целый ряд объективных и субъективных факторов. Вначале поговорим о факторах объективных, о тех вещах, в отношении которых улучшить существующую ситуацию практически невозможно.

Итак, уже на этапе профилактики болезней (еще раз подчеркну - не лечения, а только профилактики) система наблюдения за ребенком предусматривает взятие клинического анализа крови, осмотры участкового педиатра и врачей-специалистов, а также профилактические прививки. Взять кровь безболезненно невозможно, прививки без уколов - мечта, ну разве что вакцина против полиомиелита приятное исключение. А осмотр отоларинголога, а страшная темная комната в кабинете окулиста, а невропатолог с молотком в руках?

Что уж говорить о болезнях! И без того плохо, а тут еще бесконечные уколы, клизмы, заглядывания в рот, щупанья живота, горькие лекарства и все время рядом со страхом, рядом с болью, рядом с запретами и ограничениями суетятся люди в белых халатах.

Субъективных факторов значительно больше. И разговор о них будет, разумеется, более подробный, ведь имеются вполне реальные возможности воздействия на существующее положение вещей.

Ключ к пониманию: в многократно упомянутой нами системе "врач-ребенок" существует важнейшее промежуточное звено - родители и лица, приближенные к последним (дедушки-бабушки, дяди-тети, братья-сестры).

Совершенно очевидно, что до контакта с медициной осуществляется внутрисемейная подготовка, а после контакта - опять-таки внутрисемейный "разбор полетов". Исходная концепция - вполне логична. Ну какому здравомыслящему родителю придет в голову сказать ребенку: "сейчас мы пойдем в поликлинику, где тебе сделают больно". Человеку очень важно быть, или, по крайней мере, казаться хорошим, если не в собственных глазах, то уж наверняка в глазах окружающих. Обозначенное общее правило, применительно к собственным детям, повсеместно и неукоснительно выполняется. Плохим может быть кто угодно - противный дядя врач, нехорошая тетя, которая уколола пальчик - но никогда не могут быть плохими мама и папа.

Отсюда первая проблема - прямое противопоставление добра (мамы, папы) и зла (врачей и медсестер).

Вторая проблема в том, что, несмотря на все родительские попытки хорошими быть, быть хорошими не получается. Хотя бы потому, что обманывать ребенка долго не удается. Пообещали, что не больно и не страшно, а было и больно и страшно.

Третья проблема - проблема непосредственного контакта врача и ребенка. Индивидуальный подход, нахождение общего языка, выявление и учет конкретных особенностей характера - все это требует от врача "всего" трех вещей: желания, умения и времени. На первый взгляд весьма парадоксальным выглядит тот факт, что при избытке умений и желаний, фактор времени оказывается решающим. Но это только на первый взгляд. Попробуйте найти общий язык, когда за дверью кабинета очередь, или когда в перспективе 20 вызовов на дом. Добрый дедушка профессор всегда лучше "просто врача", и не просто лучше, а лучше в три раза. Почему? Да потому, что по отношению к отдельно взятому ребенку у него: 1) больше опыта- 2) больше знаний и 3) больше времени.

Банальная фраза "время - деньги" одинаково актуальна и в банковском деле и в здравоохранении. Сумма, которую зарабатывает врач в единицу времени настолько смехотворна, что даже мысль о необходимости в течение 20 минут уговаривать Петю открыть рот тоже кажется смешной.

Еще одна проблема и опять связанная с материальным благополучием, как здравоохранения, так и народонаселения. Очень и очень многие болезненные и неприятные методы терапии могут быть абсолютно равноценно заменены приятными, безболезненными, но значительно более дорогими вариантами лечения. Болезненные уколы антибиотиков в 70-80% случаев оказываются не нужными. Те же препараты можно назначать внутрь в виде сладких микстур. Но стоимость этих препаратов (как правило, импортных) нередко оказывается в 2-3 раза выше, чем лечение уколами. Садистские процедуры, вроде банок и горчичников, распространенные, кстати, исключительно на территории бывшего СССР, по логике должны быть заменены разнообразными физиопроцедурами, квалифицированным лечебным массажем. Мы уже не говорим о стоматологии - уникальной области медицины, в которой доброта или, наоборот, "страшность" врача напрямую зависят от кармана родителей пациента.

Особый разговор - необходимость уложить ребенка в больницу. Вот уж где есть чего бояться! То маму не пускают, то не разрешают есть любимые бананы, то кровь берут каждый день. А уколы? Какое бы место не болело до лечения, но через 2-3 дня попа болит гораздо сильнее. А причина всему - все те же люди в белых халатах.

Где же выход? Есть ли он вообще? Как все-таки добиться того, чтобы врач и ребенок были добрыми друзьями? Позволим себе в этой связи небольшое лирическое отступление, которое касается не столько родителей, детей и врачей, сколько организаторов здравоохранения.

Врач и для ребенка, и для родителей ребенка должен быть своим, близким человеком. С которым общаются не только когда плохо, но и, хотя бы иногда, в те дни, когда хорошо.

В идеале врача ребенку не государство должно назначать (именно так и происходит, когда речь идет об участковом педиатре), а родители должны выбирать. Логично в этой связи, чтобы труд такого врача оплачивался самими родителями, а не государством. Но это все теория: 90% всех детских болезней - болезни инфекционные, а лечение инфекционных болезней в индивидуальном порядке законом запрещено. Поэтому теоретически проблемы индивидуального подхода, врача-друга, взаимосвязи умений, желаний, квалификации и оплаты труда вроде бы не сложно решить, хотя бы для той части населения, которая может оплачивать услуги врача. Но практически это невозможно потому, что, пропагандируемый в последнее время институт семейных врачей, на самом деле получается полусемейным, поскольку врач - человек государственный (бюджетный), а значит бедный, ограниченный во времени и думающий о том, чем кормить собственных детей. Еще раз подчеркну: не государственным (частным) семейный врач, при существующих законах, быть не может, потому, что имеет полное право лечить язву желудка у папы, вегето-сосудистую дистонию у мамы, но не имеет никакого права лечить ребенку понос, ветрянку или скарлатину.Повсхлипывав по поводу несовершенства законов и глобальной бедности, вернемся к реалиям бытия.

Итак, цели и задачи родителей, способы реализации.

· Не только касательно медицины, но и в жизни вообще, следует добиваться того, чтобы слово "надо" употреблялось редко, но при его употреблении выполнялось обязательно. Педагогика заканчивается там, где вопли и крики способны "надо" изменить на "не надо".

· Очень важно помнить о том, что антипатия ребенка к медицинским работникам, мягко говоря, не способствует меньшей болезненности медицинских процедур. Осмотреть полость рта при любой болезни врач просто обязан, и он это сделает вне зависимости от того, захочет Маша открывать рот или нет. В последнем случае будет больно и неприятно.

· Категорически нельзя врать! Ни про то, что будет не больно, ни про то, что в больницу не положат. Нельзя давать обещаний, которые могут оказаться невыполнимыми, а потом сваливать на докторов собственные педагогические огрехи ("завтра я тебя из больницы заберу"- "я не могу тебя забрать, врачиха не отпускает").

· Ребенка в принципе лучше не запугивать, но одно дело пугать мифическими понятиями (бабой Ягой, дедом Бабаем, сереньким волчком который кусает за бочок и т.п.) и совсем другое - реально существующими явлениями. Со всей определенностью заявляю, что запугивание врачами, больницами и уколами следует рассматривать как одну из наибольших педагогических глупостей. За примерами и цитатами далеко ходить не надо: ешь, а то положим в больницу- если не будешь спать, придется делать тебе уколы- сейчас вызовем врача, тогда узнаешь, как маму не слушаться...

· Разъяснительные беседы с детьми всегда должны подчеркивать тот факт, (кстати, вполне очевидный) что данный, пусть даже весьма противный и неприятный вариант лечения, обусловлен именно болезнью, а не желаниями врача быть в свою очередь противным и неприятным.

· Даже если Вы не считаете врача добрым хорошим и ласковым, не надо ребенку об этом сообщать. Категорически недопустимо критиковать и критически обсуждать медицинских работников в присутствии детей. Нельзя заставить ребенка полюбить врача, если аналогичной любви по отношению к врачу он не наблюдает со стороны других членов семьи.

· Возьмите на себя часть запретов, ограничений и требований - пусть необходимость постельного режима и глотания горькой таблетки, потребность в определенной (но нелюбимой пище) и визите в поликлинику исходят от Вас. Постоянными ссылками на врача, из-за которого все эти неприятности возникли, улучшить ситуацию вряд ли удастся. Но разлюбить родителей невозможно, а сформировать антипатию по отношению к доктору - очень легко.

ПОМОГИТЕ ВРАЧУ БЫТЬ ХОРОШИМ!


Количество просмотров:991

Ваша оценка статьи:

1
2
3
4
5

Похожие статьи:

Комментарии

 Сергей Риманец, 29 Декабря 2011 в 09:29

Какие игрушки для ребенка 6 месецев интересные. Пищалки и погремушки дочьке уже не по душе.

 Сергей Ярошко, 27 Ноября 2012 в 13:02

Пока конечно все в рот будет тянуть,но можно какие нибудь пирамидки,зверюшек полостмассовых

 Игорь Назиров, 30 Октября 2012 в 22:06

деревяные и прибиты к полу гвоздями

 Александр Фомин, 29 Октября 2012 в 08:06

купите куклу или говорящую книгу

 Иван Александрович, 01 Октября 2012 в 11:18

Моей сейчас тоже 6 месяцев.Игрушки надоели,начала играть носовым платочком.Прячется под него и начинает ногами "бегать".Попробуйте,может и вам понравится

 Андрей Лучина, 26 Августа 2012 в 09:48

Книги уже показывать давно можно с картонными страницами, самые простые, где по одной зверюшке на страницу. Вот тут посмотрите игрушки, я тут часто делаю заказы - сайт "Умная игрушка": http://www.rustoys.ru/ Там можно прям в меню посмотреть "игрушки до года". На вырост тоже можно брать. А вообще, интереснее ползать по полу, мячик гонять (моя так делала), осматривать, общупывать и пробовать на язык всё, что попадётся на полу. Моя бусы мои любила потискать, позвенеть, в окно любила смотреть, сидя на подоконнике (до сих пор любим, нам 1, 5 уже). Главное - ваша фантазия.

 Страница не найдена, 25 Августа 2012 в 10:56

моей дочке 6месяцев, в руки я ей даю все что можно - по мимо игрушек, от пакетов (они очень шуршат хорошо) до кострюль))) ребенок должен развиваться и видеть у себя в руках не только погремухи пластмассовые. например оторву кусок фольги, дам носок, лист бумаги - покажу как это рвется, шуршит, комкается. для нее сейчас все игрушки)) вообщем в ход у нас идет все. но про яркие и разноцветные игрушки тоже не забываем. я чередую.

 Антон Кураков, 23 Августа 2012 в 01:18

Дети любят музыкальные....тыкают пальиком,а там музычка)))Но могут слюнку пустить...это минус)))

 Марина Тыдман, 21 Апреля 2012 в 09:50

так покупайте вкладыши, большие пирамидки, мячики с пупырышками... вот сайт про раннее развитие www.danilova.ru

 Меня зовут, 09 Апреля 2012 в 16:59

молоточек с пищалкой я думаю по душе будет, когда она вас колотить по голове будет и будет идти веселый звук)

 Надежда Щетинская, 04 Апреля 2012 в 06:08

В этом возрасте малышам хочется разнообразия. Убирайте надоевшие игрушки, давайте новые, а потом опять те, что раньше убирали.Можно давать, что нибудь из бытовых вещей(только безопасных!). Мою, к примеру, деревянная ложка потрясла-возилась с ней пару часов. Еще у нас обычный мяч имел большой успех, сначала просто лежа на спине пинала его, потом научилась ногами поднимать его и передавать в руки и снова кидать в ноги.

 Кирилл Баринов, 14 Марта 2012 в 12:26

накидай в детскую кубиков и шариков....покажи как надо рисовать...дай бумагу и фломастеры (тока безвредные...."съедобные")...сама пожужишь и попищишь... www.chidrengames.com www.gamesforchild.com Источник: :)

 Влад Кондрашов, 05 Февраля 2012 в 07:48

Если ребенок уже сидит можно купить большой конструктор.

 Николай Щербаков, 01 Февраля 2012 в 23:38

пробуйте уже развивающие игрушки - с кнопочками, музыкальные, пирамидки, кубики в машинку складывать и башни строить.

 Александр Кокуев, 31 Января 2012 в 01:24

Моему сынишке интересно все бытовое: бумага на столе, журналы, пустая баночка с орешком внутри, катушки ниток и т.д. Чем проще, тем дольше завлекает.

Добавить комментарий

Имя

Текст



Ссылки:

РАСПИСАНИЕ
И
ЦЕНЫ

ФОТОАЛЬБОМ

НАШИ
СПЕЦИАЛИСТЫ

ХОТИТЕ
ПРИСОЕДИНИТЬСЯ?

КОНТАКТЫ

Карта сайта