"СУМЕЮ САМ"
для детей от 1 до 3-х лет
вместе с родителями

"СУМЕЮ САМ"
для детей от 3 до 4-х лет

ТВОРЧЕСКАЯ
МАСТЕРСКАЯ

АНГЛИЙСКИЙ
ЯЗЫК

"РАЗ СЛОВЕЧКО,
ДВА СЛОВЕЧКО..."

МУЗЫКА
И
ДВИЖЕНИЕ

ДРУГОЕ

На главную>>Другое>>Детская психология>>ФОРМУЛА успеха

ФОРМУЛА успеха

Дорогая редакция!
Читаю ваш журнал с первых номеров, он помогает мне во многих трудных
ситуациях, связанных с воспитанием сына. В этом году Петенька пошел в первый
класс. И все остальные проблемы кажутся мне ничтожными по сравнению со
школьными. Посоветуйте, как научить ребенка самостоятельно выполнять
домашние задания.
А тут еще на родительском собрании учительница выдвинула лозунг: «Помогите
своим детям научиться учиться». Если так, зачем же тогда водить ребенка в
школу?
С уважением Ольга Васильева, г.Москва

Призыв школы «Поможем детям научиться учиться», обращенный к семье,
родителями понимается неоднозначно. Одни видят в нем требование домашнего
контроля за приготовлением уроков. Другие — призыв помочь ребенку
приспособиться к резко изменившемуся распорядку дня. Третьи спокойны:
«продленка» все сделает. Иные усматривают в этом призыве попытку школы
переложить на семью «свои обязанности». В семьях, где дети все схватывают
«на лету», порой безмятежны — оценки хорошие, ребенок не утомляется. А в
самом призыве многими бывает услышано лишь «помогите учиться!». Вот и
помогаем в меру своего разумения...
Чаще всего пик родительского энтузиазма приходится на первый год учебы
ребенка. Затем, особенно если дела в школе идут благополучно, родительский
интерес к учебе не ослабевает, конечно, но как бы теряет трепетность. И
крепнет уверенность: чем скорее ребенок станет самостоятельным в учебных
своих делах, тем лучше для него, контроль нужен лишь внешний, «чтобы отметки
были хорошие».
Но что означает эта самостоятельность в учебе? Когда малыш становится
самостоятельным? И каждый ли становится? Что делает и что может сделать для
этого семья?..
В повседневной речи слово САМОСТОЯТЕЛЬНЫЙ означает для нас СОВЕРШАЕМЫЙ
СОБСТВЕННЫМИ СИЛАМИ, БЕЗ ЧУЖОЙ ПОМОЩИ. И самостоятельность — в поступках ли,
в мыслях — зиждется на основательной либо безосновательной уверенности в
своих силах. Не упустим отмеченное В.И.Далем значение слова «сам»:
местоимение это употребляется «для придания особой важности личной
деятельности».
Школа под учебной самостоятельностью ребенка понимает прежде всего его
личную деятельность в освоении культуры учебного труда. На язык школьного
обихода эта целевая образовательная установка переводится как призыв,
обращенный к школьнику: «УЧИСЬ УЧИТЬСЯ!»
Опыт педагогический, да и житейский, показывает, что развитое умение учиться
(учить СЕБЯ) — сложная, но доступная, неврожденная способность. Специальные
исследования подтверждают это, питая оптимизм родителей и педагогов.
Воспитание, взращивание этой способности — дело небыстрое, но посильное
каждой семье, осознанно сотрудничающей со школой.
Осознанное сотрудничество со школой стоит на трех китах: постоянном контакте
с педагогами, целенаправленном родительском самообразовании, развитии
способности родителей к осмыслению собственных педагогических поступков.
Учебная деятельность в младшем школьном возрасте играет ведущую роль в
формировании личности. Успешное учение — основа самоутверждения малыша,
залог его душевного равновесия. Ребенок стремится к этому равновесию, но без
помощи семьи, определенного домашнего уклада, сочувствия близких, их
грамотной помощи ему не одолеть принципиально новой для него деятельности —
учебной.
Нет успешного учения без необходимых умений, равно важных для изучения
любого школьного предмета. Они так и называются — «общие учебные умения
школьника». И начальная ступень обучения закладывает фундамент таких умений,
обеспечивающих прочность и красоту учения, дающих основание уверенности в
своих силах, — умений, на которых строится самостоятельность в учении.
Классный руководитель или завуч начальной школы должен познакомить родителей
с конкретными требованиями учебных программ к формированию общих учебных
умений ребенка. Они включают умения, связанные с организацией учебного
труда- с работой над определенным кругом источников информации и образных
представлений, где печатное слово, книга — в центре внимания- с культурой
устной и письменной речи, культурой мышления. Шаг за шагом, по годам
обучения прослежена перспектива и указаны координаты формирования
общеучебных умений.
Родительское самообразование — важный залог успеха в воспитании у ребенка
учебной самостоятельности. Особенно подчеркну цель такого самообразования,
ибо смещение акцентов во многом становится причиной родительских неудач.
Да, важно знать, чему и как учит школа, какие задачи ставит она перед
ребенком. Но ваш малыш уникален. Это человек с определившимся темпераментом,
биоритмическими особенностями и особенностями внимания и памяти, волевых
проявлений, с определенным житейским опытом и культурной одаренностью...
Знаете вы это о своем ребенке? Без такого знания ваша помощь в обретении им
самостоятельности будет весьма проблематичной, а может быть, и осложняющей
развитие ребенка. Именно это узнавание становится важнейшей целью
родительского самообразования для того, чтобы действовать в согласии с
природой ребенка, способствовать проявлению ее милостей и мягко
нейтрализовать ее оплошности.
Что же может сделать семья для воспитания учебной самостоятельности малыша?
В последующих публикациях мы познакомим вас с рекомендациями специалистов,
психологов и педагогов, родительским опытом по воспитанию учебной
самостоятельности младшего школьника.
Начнем же с главного — домашней психотерапии неуспеха ребенка. Отнеситесь к
нижеследующим правилам с позиции трех китов осознанного сотрудничества со
школой.
Правило первое. Не бейте лежачего. Отметка, расстроившая малыша, уже сама по
себе наказание, и не стоит лишний раз попрекать его.
Правило второе. Чтобы избавить ребенка от недостатков, замечайте их «не
более одного в минуту». По возможности выберите из множества недостатков
тот, который для вас сейчас особенно непереносим, который вы хотите
ликвидировать в первую очередь, и говорите только о нем.
Правило третье. Не гонитесь за семью зайцами... Беритесь одолевать вместе те
учебные трудности, которые наиболее значимы для вашего наследника. Если
беспокоит скорость чтения, не требуйте одновременно и выразительности и т.п.
Правило четвертое. Хвалите исполнителя, критикуйте исполнение. Это правило —
центральное! Учитель оценивает работу по школьным нормам. Ребенок же склонен
любую отметку воспринимать глобально, считать, что оценивают всю его
личность.
Правило пятое — самое трудное правило. Оценка родительская и школьная
отметка не должны совпадать! Домашняя оценка (в суждениях, в маленьких
праздниках, а не в баллах!) сравнивает сегодняшние успехи малыша с его
собственными вчерашними неудачами, а не только с государственными нормами
оценивания, как это делает учитель, выставляя отметку, и не с успехами
других детей.
Правило шестое. Не скупитесь на похвалу, строя оценочные отношения с
собственным ребенком, не идите на поводу у школьных отметок. Нет такого
неудачника, которого не за что было бы похвалить.
Правило седьмое. Учитесь выделять в море ошибок островок успеха, на котором
сможет укорениться детская вера в себя и в успех своих учебных действий.
Оценивать учебный труд надо очень дробно, дифференцированно (и умение решать
задачи такого типа, и правильность вычислений, и грамотность записи, и
внешний вид работы...). При дифференцированной оценке у ребенка нет ни
иллюзии полного успеха, ни ощущения полной неудачи.
Правило восьмое. Дифференцированная оценка учебного труда поможет поставить
перед малышом предельно конкретные и реальные цели, и он попытается их
достигнуть. Попробуйте (с помощью учителя) определить «составляющие» не
удавшейся ребенку работы и начните последовательно и систематично
продвигаться к успеху.
Правило девятое. Ребенок должен быть не объектом, а соучастником оценки, его
следует учить самостоятельно оценивать свои достижения. «Умение себя оценить
является необходимым компонентом умения учиться — главного средства
преодоления учебных трудностей. Самооценка ребенка не является зеркальным
отражением оценок взрослых, хотя и вырастает на них», — отмечает психолог.
Самооценка же ребенка, вырастающая на почве приведенных правил, поможет
относиться к школьным отметкам (довольно несовершенная система, к сожалению)
без стресса, но осознанно.
Подробнее ознакомит с психотерапией неуспеваемости, с трудностями научения
учиться умная и человечная книжка психолога Г.А.Цукерман «Школьные трудности
благополучных детей», откуда и взяты эти правила.
Психотерапия неуспеха поможет эмоционально преодолеть, уменьшить
болезненность неудач, менять отношение ребенка к своему учебному труду.
Именно так обретает малыш уверенность в собственных силах — основе учебной
самостоятельности.
 

Количество просмотров:545

Ваша оценка статьи:

1
2
3
4
5

Похожие статьи:

Комментарии

 Аня Новикова, 15 Июля 2011 в 15:26

у меня нибулайзер компресорный чем лучше лечить кашель у ребенка 2,6 годика

 Лена Леонтьева, 22 Октября 2012 в 09:26

Заливаете 2 мл лазолван (раствор)+ 2 мл. физ.раствора и дышите через нибулайзер. Но моему лучше редька с мёдом помогает.

 Никита Пчелин, 14 Сентября 2011 в 23:49

я сначало 5 дней даю амбробене, потом делаю на ночь массаж с мазью. мазь: топишь в СВЧ внутрен сало свиньи , 1:1 добавляешь в получившиеся масло пихтовое масло и эвкалиптовое масло(есть в аптеке) . каждый вечер разогреваю этот состав в СВЧ и смазываю грудную клетку и спину, пятки. 5 дней-и все в норме. !!Только при температуре нельзя!

Добавить комментарий

Имя

Текст



Ссылки:

РАСПИСАНИЕ
И
ЦЕНЫ

ФОТОАЛЬБОМ

НАШИ
СПЕЦИАЛИСТЫ

ХОТИТЕ
ПРИСОЕДИНИТЬСЯ?

КОНТАКТЫ

Карта сайта