"СУМЕЮ САМ"
для детей от 1 до 3-х лет
вместе с родителями

"СУМЕЮ САМ"
для детей от 3 до 4-х лет

ТВОРЧЕСКАЯ
МАСТЕРСКАЯ

АНГЛИЙСКИЙ
ЯЗЫК

"РАЗ СЛОВЕЧКО,
ДВА СЛОВЕЧКО..."

МУЗЫКА
И
ДВИЖЕНИЕ

ДРУГОЕ

На главную>>Другое>>Детская психология>>Развитие внимания у детей

Развитие внимания у детей

В каждый момент своего бодрствования мы что-то видим, слышим, чувствуем… Между тем, сознание не может одновременно охватить все, что на него воздействует, поэтому, вытесняя «лишнюю» информацию, оно выделяет ту, которая соответствует нашим интересам и потребностям. Значит, внимание – это направленность и сосредоточенность психической активности на каком-либо избранном объекте, действии и т.п. В отличие от познавательных процессов (восприятия, памяти, мышления и др.) внимание не существует в «чистом» виде, но вместе с тем, как неотъемлемый компонент, принимает непосредственное участие в их организации.

Различают непроизвольное, произвольное и послепроизвольное внимание.

Развитие внимания в дошкольном возрасте

Непроизвольное внимание часто называют пассивным или вынужденным, поскольку оно возникает и поддерживается независимо от сознания человека. Другими словами – это внимание, направленное не на то, что мы хотим, а на то, что само бросается в глаза. В онтогенезе этот вид обнаруживается с первых дней появления ребенка на свет. Его физиологической основой является ориентировочный рефлекс – ответная реакция организма на любое изменение окружающей среды. Яркий свет, громкий звук, блестящие, движущиеся предметы заставляют новорожденного замолкать, вздрагивать, поворачивать головку.

Дальнейшие изменения внимания связаны с освоением акта хватания. Первые попытки удержать предмет можно наблюдать уже у трехмесячного малыша, но только к концу первого полугодия ребенку становится под силу доставать его и манипулировать им. Сжимая игрушку в руке, малыш подносит ее к глазам, смотрит, потом тащит в рот или размахивает ею.

Примерно шестью месяцами позже, благодаря интенсивному моторному (двигательному) развитию, ребенок получает возможность исследовать предмет со всех сторон. Умение стоять и ходить стимулирует любознательность, желание открывать новое.

С двух лет, в связи с возрастным развитием речи и ее роли в регуляции поведения ребенка, начинает формироваться произвольное внимание.

Первоначально, следуя указаниям взрослого: «собирать пирамидку надо, нанизывая колечки на стержень по размеру – сначала самое большое, затем чуть поменьше…», малыш направляет свой взгляд на называемый предмет. Затем он сам начинает обозначать словами те предметы, на которые необходимо обратить внимание, и наконец, к 5–6 годам обретает способность концентрироваться на предстоящем действии под влиянием самоинструкции.

Таким образом, произвольное внимание отличается целенаправленностью и требует приложения определенных волевых усилий. Однако, если в процессе деятельность увлекает ребенка, то волевое напряжение сильно уменьшается или вовсе исчезает – внимание становится послепроизвольным. 

Свойства внимания

Внимание обладает рядом свойств, которые характеризуют его как сложное психическое явление. К ним относятся: устойчивость, концентрация, распределение, переключение и объем.

Устойчивость определяется длительностью сохранения интенсивного (концентрированного) внимания. Ее активный рост происходит после третьего года жизни и к шестилетнему возрасту досягает относительно высокого уровня.

Так, если продолжительность игры годовалого ребенка составляет в среднем 14 минут, а трехлетнего – 27, то у шестилеток уже час и даже более.

Степень сосредоточения сознания на объекте – концентрация – наиболее слаба в возрастном периоде до 3–4 лет. Постепенно данное свойство улучшается и к 8–9 годам достигает заметного прогресса, а к 14 доходит до пика своего развития.

К 4-5 годам ребенок овладевает навыками распределения, теперь он может удерживать внимание на двух объектах или действиях. Например, собирать пазлы и при этом слушать советы взрослого, музыку или читаемую вслух сказку.

Если малыш держит в руках игрушку, и ему показали другую, он отпускает первую и тянется за второй. Это говорит о том, что у него пока еще очень узкий объем внимания (1 объект), который к дошкольному возрасту расширится до 2-3 объектов, воспринимаемых сразу достаточно отчетливо.

Переключение означает сознательное и осмысленное перемещение внимания с одного действия или объекта на другой. Ребенку трудно начинать новое занятие, особенно если оно не вызывает положительных эмоций.

Нарушения внимания

У детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста довольно часто диагностируется синдром дефицита внимания (СДВ), в ряде случаев сочетающийся с гиперактивностью (СДВГ). Среди причин СДВГ специалисты чаще всего называют минимальную мозговую дисфункцию (ММД) – незначительные нарушения созревания отдельных функциональных систем мозга, ответственных за речь, внимание, память, восприятие и другие формы высшей психической деятельности.

Потому, несмотря на нормальное умственное развитие, дети с СДВГ, как правило, плохо учатся, поскольку совершают множество ошибок. Например, при написании и чтении текста пропускают буквы, слова и даже целые предложения.

Помимо невнимательности им свойственна повышенная «отвлекаемость» при любых занятиях, будь то игра или учеба. «Дефицитные» дети не заканчивают начатых дел и вообще избегают заданий, связанных с произвольной концентрацией.

Важно отметить, что хотя ММД и относится к категории нарушений обратимых и нормализуемых по мере созревания мозга, тем не менее, дети с этим диагнозом нуждаются в медицинской, психологической и педагогической помощи, а главное – в спокойном и доброжелательном отношении родителей.

Это значит, что в воспитании гиперактивного ребенка взрослым следует избегать:

постановки задач, требующих длительного сосредоточения, напряжения и самоконтроля импульсивности-частой смены указаний без существенного повода-ограничений двигательной активности-наказаний за неумышленные поступки-уничижительных сравнений ребенка с другими детьми-скандалов и ссор в присутствии ребенка – будучи чувствительной и восприимчивой натурой, он «впитывает» все негативные высказывания и принимает их на свой счет.

От уровня развития произвольного внимания во многом зависит успеваемость младшего школьника. Посредством специальных игр и упражнений родители могут значительно повысить качество произвольного внимания у дошкольника и подготовить его к началу школьного обучения.

Количество просмотров:648

Ваша оценка статьи:

1
2
3
4
5

Похожие статьи:

Комментарии

 Стас Коровкин, 02 Апреля 2011 в 02:13

Знаю что в этой категории много женщин ))) Вопрос к ВАМ милые ))) понравилась одна вещь ))) В магазине нет моего размера ((( Смотрю в интернете во всех магазинах цена одна и таже ((( Но ведь магазины делают накрутку ((( Как найти то что я хочу по первоночальной цене ???Avoca Origin Trinket Coat (это то что я хочу ) стоит 235 фунтов Спасибо )))

 Анна Тарасова, 05 Августа 2012 в 04:56

нет справедливости в мире0))

 Никита Кучумов, 12 Февраля 2012 в 07:44

наверно мы не поможем, цены такие же, а инет магазины почти без накрутки, по сравнению с бутиками- тьфу, почтовые расходы только...

 Алена Гундак, 14 Июля 2011 в 04:42

Езжайте на завод или покупайте оптом.

 Michael Chentsov, 24 Мая 2011 в 07:07

ну как же вы купите по сибистоимости? если только от производителя.

 Татьяна Дякина, 05 Мая 2011 в 09:44

на eBay поройтесь

Добавить комментарий

Имя

Текст



Ссылки:

РАСПИСАНИЕ
И
ЦЕНЫ

ФОТОАЛЬБОМ

НАШИ
СПЕЦИАЛИСТЫ

ХОТИТЕ
ПРИСОЕДИНИТЬСЯ?

КОНТАКТЫ

Карта сайта