"СУМЕЮ САМ"
для детей от 1 до 3-х лет
вместе с родителями

"СУМЕЮ САМ"
для детей от 3 до 4-х лет

ТВОРЧЕСКАЯ
МАСТЕРСКАЯ

АНГЛИЙСКИЙ
ЯЗЫК

"РАЗ СЛОВЕЧКО,
ДВА СЛОВЕЧКО..."

МУЗЫКА
И
ДВИЖЕНИЕ

ДРУГОЕ

На главную>>Другое>>Детская психология>>Уходя, не гасите свет!

Уходя, не гасите свет!

— Мам, не гаси свет!
— Знаешь, мне надоели твои фокусы. Ты уже большой — в школу пойдешь.
Ну чего ты боишься?
— А вдруг ты уйдешь
и появится Баба Яга...
— Какая Баба Яга? Пора знать, что она только в сказках бывает. Ну, давай
посмотрим. Под кроватью нет. В шкафу нет. За занавеской нет. Где еще? Спи.
Мы все дома.
— Мам, не гаси свет!


Запоминает ли вам что-нибудь этот диалог? Думаю, что да. Многие родители
знакомы с детскими страхами на опыте своих детей, а также на собственном,
детском, полузабытом или, напротив, вполне живом. Какие же это страхи?
Темноты, грозы, высоты, войны, пожара, Бабы Яги, Кащея, Бармалея, злой
собаки, инопланетян, разбойников, чудовищ, микробов, прививок, страх
потеряться в незнакомом месте, спускаться и подниматься в лифте, оставаться
одному дома. Список этот можно продолжить.
Откуда же берутся страхи? Как правило, их испытывают впечатлительные,
тревожные, легкоранимые детские натуры, потрясенные неожиданной встречей
лицом к лицу с недоброжелательностью и коварной опасностью окружающего мира.
Мы, взрослые, до поры до времени являемся для ребенка его единственной и
надежной защитой. Но если самые близкие, мама и папа, чересчур взыскательны,
вечно озабочены собственными делами, не щедрые на тепло и ласку или,
наоборот, чрезмерно беспокойные, мнительные, болезненно привязанные к
ребенку, их оберегающая роль заметно ослабевает. В первом случае они сами
невыполнимыми подчас требованиями, строгостью наказания, душевной
холодностью начинают представлять собой известную угрозу. Во втором — их
постоянные волнения, неуемная опека только подчеркивают враждебность
окружающей действительности и рождают детскую неуверенность в собственных
силах. «Ты опять промочил ноги?! Немедленно переоденься, выпей горячего
молока, забирайся в постель и поставь градусник. Гулять больше не пойдем!»
Если такой пустяк, как мокрые ноги, вызывает мамину панику и столь
решительные меры, значит, дитя — существо слабое, с хрупким здоровьем,
опасности подстерегают его повсюду, а жизнь — вещь крайне ненадежная. Скажем
прямо, временами детский страх бывает даже удобен родителям: «Перестань
кривляться, вот оставлю тебя одного здесь и уйду», «А ты знаешь, что бывает
с непослушными детьми?», «Не трогай собаку — укусит!».
Любопытно отметить, что страхи детей нередко повторяют детские страхи их
родителей. На этом иногда основана некоторая беспечность: «Вырастет, все
пройдет!» Но нет никакой гарантии, что страх не породит трудностей
характера, изломов судьбы, не проявится с новой силой у внуков, в конце
концов. На детские страхи стоит обратить внимание еще до того, как вы
почувствуете собственную беспомощность перед их неотступностью и потребность
обратиться к специалисту.
Что же обычно делают родители? Чаще всего они начинают убеждать ребенка в
бессмысленности и неосновательности его опасений: «Бабы Яги не бывает», «Не
бойся темноты — там никого нет». Но логика ребенка иная, это скорее логика
мифа, сказки, сновидения, где невозможное возможно и несоединимое соединимо.
Это умиляет нас в детских высказываниях, но и делает бесполезными наши
доказательства. В действительности ребенок на своем языке сообщает нам о
встрече с реальными опасностями, имеющими место в нашем мире. За детскими
страхами темноты, пустой квартиры, Бабы Яги и т.п. кроится страх
одиночества, утраты, смерти, зла. Кто станет отрицать их грозную силу? Но в
ответ на эти вызовы судьбы каждый человек, и маленький, и большой, может
выбрать путь страха или путь его мужественного преодоления. В сущности, наша
задача — помочь ребенку пойти по второму пути.

Сначала стоит задуматься, что же в вашем общении с ребенком могло повлиять на
возникновение страха, и по мере сил изменить это.
Затем необходимо просто участливо выслушать ребенка, расспросить, как
выглядит его страх, когда появляется, что он при этом чувствует, может ли с
ним хотя бы на время справиться и каким образом. Неплохо поделиться с
ребенком своим опытом, детским или взрослым, победы над страхом. Желательно,
чтобы эта беседа, не в ущерб доверительности, была исполнена не трагического
смысла, а доброго юмора. Юмор вообще очень мощное средство сопротивления
невзгодам. Попробуйте вместе сочинить СТРАШНО СМЕШНУЮ ИСТОРИЮ ПРО СТРАХ.
Вот, например, какие забавные «страшилки» выдумал писатель Григорий Остер.
«Одной девочке часто снились страшные сны. К счастью, как только девочке
начинала сниться Баба Яга или злой волк, она тут же с диким криком
просыпалась и сразу спасалась из своего страшного сна. Однажды, в ночь с
четверга на пятницу, девочке 7 раз приснилась Баба Яга, а потом 9 раз — злой
волк. Спрашивается, сколько раз в ночь с четверга на пятницу просыпался от
диких криков и падал с кровати девочкин дедушка?»
Или вот:
«У Бабы Яги на носу 3 бородавки, а у Кащея Бессмертного — на 6 бородавок
больше. Сколько бородавок теснится на носу Кащея Бессмертного?»
Бородавки на носу как-то снижают злодейское достоинство этих пренеприятных
особ, правда? Разве таких боятся — стоят два старика, странные какие-то, а
не страшные, костлявые, оборванные, может нищие, и стыдливо носы свои
прячут...
Мы подошли к новому повороту темы вашей беседы с ребенком: ВСЯКОГО ЗЛОДЕЯ
МОЖНО И НУЖНО ПОЖАЛЕТЬ. Напомните известную песенку — «Собака бывает кусачей
только от жизни собачей», или слова почтальона Печкина из Простоквашино,
когда ему подарили велосипед: «Я почему нехороший был? Потому что у меня
велосипеда не было. А теперь я сразу добреть начну».
Но есть еще способ, самый верный, обыграть в вашей придуманной вместе с
ребенком истории его страх. В ней должен появиться персонаж слабее,
пугливее, меньше, чем сам ребенок, которого ему необходимо УТЕШИТЬ,
УСПОКОИТЬ, ЗАЩИТИТЬ. Пусть это будет младший братишка, щенок, птенец или
даже Цветок, как у Маленького Принца. Одну или несколько ваших историй при
желании легко превратить в сценарий для домашнего спектакля.
Наконец, следующим приемом работы со страхом может быть РИСОВАНИЕ.
Предложите ребенку нарисовать свой страх. Определенность отчасти снимает
тревогу и мобилизует силы. Одно дело, если он боится некую Бабу Ягу, совсем
другое, если эту конкретную старушенцию с кривым носом, зелеными глазами и
дюжиной желтых пуговиц на сером платье.
А теперь пускай ребенок изобразит свой страх побежденным.
Если вдруг вы заметили, что в рисунке ребенок пытается наказать злодея его
же способами, т.е. попросту отомстить, следует поискать вместе иные
средства, ибо известно, что злом нельзя победить зло.

Теперь пора вспомнить про ИГРЫ. Незаменимым подспорьем оказываются известные
всем от мала до велика пряталки, салочки, жмурки. Вы считали их простыми
забавами? Отнюдь! В игре развивается ловкость, скорость реакции, способность
к риску, неожиданным решениям, умение подчинить свое поведение требованию
правил и согласовать его с действиями других. В азарте, сломя голову, мчится
наш трусишка к старому сараю, чтобы спрятаться в его темном углу, весело
заливаясь, пытается улизнуть от преследующего салочки, добровольно
завязывает глаза и движется на ощупь в полной неизвестности. Таким образом,
ребенок получает новый, положительный опыт встречи с пугающими
обстоятельствами, начинает увереннее чувствовать себя в пространстве, лучше
сознавать свои возможности. Придумайте и свои игры. Например, можно
отправиться в «кругосветку». Перевернутые табуретки, стулья, диванные
подушки будут изображать опасные препятствия, которые надо проползти,
перелезть или перепрыгнуть. Мамин поясок, лежащий на полу, — узкая канатная
дорога над пропастью, обеденный стол — темный грот, старый клетчатый плед —
самодельный плот, покачивающийся на речной волне.
Напомню, наша с вами цель состоит не в том, чтобы упразднить страх вообще, а
научить ребенка подчинять своей воле его слепую силу, контролировать,
преодолевать. Страх не является абсолютным злом. Он может приносить как
худые, так и добрые плоды. Например, совсем бесстрашному человеку невозможно
было бы ни понять страх другого, ни помочь бедняге. Переживание страха
обостряет ощущение уюта, тепла, безопасности, учит ценить простую,
повседневную радость, наконец.
В русском языке, кстати, слово «страх» встречается в двух смыслах — боязни и
благоговения («страх Божий»), избегания греха — это страх обидеть другого,
осудить, страх собственной жадности, жестокосердия, равнодушия. Утратить
этот страх действительно СТРАШНО!
Итак, в путь! Через препятствия и неудачи, крутой дорогой к вершинам
познания и преодоления. И если на этом пути сердечко вашего ребенка время от
времени будет по-прежнему бешено колотиться от страха, подскажите ему, что
он всегда может тихо-тихо, одними губами, но от всей души призвать на помощь
своего Ангела-хранителя и затем спокойно и смело делать следующий шаг!

Количество просмотров:516

Ваша оценка статьи:

1
2
3
4
5

Похожие статьи:

Комментарии

 Лилия Колосова, 04 Июля 2012 в 13:07

У моего сына 9 лет очень плохая память.Бьюсь часами, чтобы он запомнил стих или таблицу умножения.Как ему помочь? Бьюсь часами, чтобы он запомнил стих или таблицу умножения.Как ему помочь

 Роман Петров, 07 Декабря 2012 в 12:52

а может процесс запоминания и должен быть таким длительным! 1.лучше несколько дней повторять то же самое, чем за один раз всё выучить. 2. на практике выяснить как лучше запоминает - на слух, визуально... для стихов хорошо нарисовать всё в картинках и по ним заучивать. 3. есть методики для улучшения памяти. спросите в книжном или у психолога. заниматься нужно обязательно! это можно развивать!

 rocket Синдаловский, 03 Декабря 2012 в 21:33

может у него нет желания выучить

 Юрий Петрович, 28 Ноября 2012 в 12:33

Существуют особые методики для развития памяти. Поищите в Интернете материал о мнемонических техниках. И обязательно покажите ребенка психологу - возможно, есть проблемы. Пусть он больше читает и пересказывает прочитанное, слушает песни и стихи.

 Виктория Алексеева, 24 Октября 2012 в 01:58

вам стоит обратиться к специалисту, есть специальные упражнения которые тренируют память

 Мария Цуркан, 19 Октября 2012 в 16:48

Я слышала для улучшения памяти нужно есть клюкву. Попробуйте его заинтерисовать в игровой форме, не застовляйт его, так вы наоборот сделаете хуже. Старайтесь объяснять спокойно не принужденно, привидите в пример знаминитого человека который ему нравиться.

 Станислав Гольдфельд, 13 Октября 2012 в 10:52

мне кажется ему просто не интересно, поэтому и не запоминает, он просто нехочет учить.

 Александр Мемус, 04 Октября 2012 в 09:12

читайте хором вместе стихи, хоть Чуковского, дети декламируют их с удовольствием. мы так их все выучили, пока купались, одевались, и т.д. но я сама их на памать знаю, нам было проще. декламировали с хохотом, очень хорошая тренировка памяти, причем в легкой игровой форме.

 Мишаня Черенков, 30 Сентября 2012 в 10:22

а по другим предметам он как учится? Может и правда - ему не интересно?

 Дэвид Духовны, 29 Сентября 2012 в 13:02

Тренируйтесь....учите маленькие стихи...ту же таблицу умножения....))))

 Игорь Сидоров, 26 Сентября 2012 в 23:06

может упертый?если с памятью- может с специалистом проконсультироваться...дело не шутошное, если сразу не поможете, потом хуже будет...

 Наталья Розова, 25 Сентября 2012 в 00:49

к неврологу,есть схемы медикаментозного лечения..

 Екатерина Павлова, 23 Сентября 2012 в 22:39

нужно конечно к неврологу обратиться. Капли есть СЕМАКС - для улучшения памяти, очень эффективные Источник: личный опыт

 Евгений Чубченко, 21 Сентября 2012 в 21:28

У нас с сыном такие проблемы были, мы могли стих до ночи учить, а с дочей уже легче, и учит сама и быстро.

 Polinka Polinka, 17 Сентября 2012 в 14:51

о! я таблицу до сих пор не выучила, ну НИКАК и всё и очень плохо запоминаю неинтересные стихи и вообще, запоминаю только то, что МНЕ надо

 Просто Magashka, 24 Августа 2012 в 07:42

Он только таблицу не может выучить, или стихи тоже с трудом даються? Тогда исключить причину здоровья, советую омега-3 принимать, хорошо улучшает память и йдомарин. Если нет желания тогда учить по столбику в неделю. Можно развесить колонки умножения по квартире чтобы на глазах были.

 Мария Голубева, 11 Августа 2012 в 08:17

может йодомарин, препараты йода очень помогают, но Вы уверены что проблема только в памяти?

 Мария Перфионова, 07 Августа 2012 в 18:16

продолжайте трудиться. по-другому никак. Стих легче запомнить, если для начала услышать его ритм, т.е. для начала просто проговорите его "та-та-та-та-та-та-та....татататататата"., п том уже со словами. Вы не одиноки в Вашей проблеме, такое бывает довольно часто. Обычно школьных заучиваний наизусть достаточно, чтобы вскоре, может классу к 5, ребенок начнет учить уже все самостоятельно, если нет, конечно, серьезных логопедических проблем.

 Василий МихалЫЧ Лялин, 20 Июля 2012 в 04:43

Моему 10 лет,таблицу конечно выучил а стихи это кошмар,чтобы выучить это слезы сопли путает все если долго учим но ничего учимся только на 5,заканчиваем год только с граммотами

 Роман Величко, 12 Июля 2012 в 02:20

попробуйте глицин

 Страница не найдена, 04 Июля 2012 в 20:25

попробуйте стих или таблицу объиграть. в игре запоминается лучше

Добавить комментарий

Имя

Текст



Ссылки:

РАСПИСАНИЕ
И
ЦЕНЫ

ФОТОАЛЬБОМ

НАШИ
СПЕЦИАЛИСТЫ

ХОТИТЕ
ПРИСОЕДИНИТЬСЯ?

КОНТАКТЫ

Карта сайта