"СУМЕЮ САМ"
для детей от 1 до 3-х лет
вместе с родителями

"СУМЕЮ САМ"
для детей от 3 до 4-х лет

ТВОРЧЕСКАЯ
МАСТЕРСКАЯ

АНГЛИЙСКИЙ
ЯЗЫК

"РАЗ СЛОВЕЧКО,
ДВА СЛОВЕЧКО..."

МУЗЫКА
И
ДВИЖЕНИЕ

ДРУГОЕ

На главную>>Другое>>Детская психология>>РОДИТЕЛЬСКОЕ НАСЛЕДСТВО: мельница или кот

РОДИТЕЛЬСКОЕ НАСЛЕДСТВО: мельница или кот

В Англии говорят: «Вся история этой страны написана младшими сыновьями».
При этом имеют в виду старинный закон (существовавший, кстати, и во многих
других странах), согласно которому имущество, капитал и привилегии
безраздельно доставались по наследству старшему сыну, а младшим приходилось
самим устраивать свою судьбу. Понятно, что старшие больше стремились
сохранить унаследованное, тогда как младшие искали для себя новые, порой
рискованные предприятия и нередко в них преуспевали. Например, многие
историки полагают, что подлинной причиной крестовых походов — эпохального
явления мировой истории — явился именно майорат — закон о неделимости
наследства. И большинство рыцарей-крестоносцев составляли младшие отпрыски,
вынужденные искать свое счастье в богатых заморских землях. А в центре
старой Риги по сей день сохранился Дом Черноголовых, украшенный рельефом
св.Маврикия (который, по преданию, был мавром — чернокожим — и к тому же
младшим сыном). Этого святого избрало своим покровителем Братство
Черноголовых — младших сыновей знатных семейств. Именно они во времена
майората своими деловыми начинаниями обеспечили процветание Ганзы — союза
балтийских торговых городов.
Научное объяснение этой тенденции недавно предложил британский исследователь
Фрэнк Салауэй. Он, правда, вовсе не историк, а профессор психологии
Гарвардского университета, поэтому и объяснение его сугубо психологическое.
Салауэй полагает, что в любой семье на старшего ребенка родители вольно или
невольно возлагают обязанности по опеке младшего, и поэтому ему приходится в
какой-то мере выступать в роли хранителя традиционных родительских
ценностей. В результате старшие дети, как правило, отличаются
консервативностью и недостаточной гибкостью. Они стремятся сохранить
существующий порядок вещей и противятся переменам. Младшие, наоборот, самой
своей ролью в семейной иерархии понуждаются к новаторству и даже
радикализму. По мнению британского психолога, именно младшим детям
принадлежат революционные инициативы в науке и общественной жизни. Примеров
тому — множество. Коперник, перевернувший представления о мироздании, был
вторым из четырех детей в семье. Чарлз Дарвин — автор теории эволюции — был
младшим из шестерых детей. А вот Жорж Кювье, выступавший против
эволюционного подхода, был перворожденным.
Однако, как любая психологическая теория, гипотеза Салауэя не может
убедительно объяснить многие противоречащие ей примеры и факты. Так, мало
кто из ученых был столь революционен в своей области, как Ньютон, Эйнштейн
или Фрейд. Однако все они — старшие сыновья. В.И.Ленин — крупнейший
революционер нашего века — действительно младший сын, но следовал он все же
примеру старшего брата Александра — заговорщика-террориста. И таких
контраргументов можно найти немало.
Говоря о положении ребенка в семье, начать, наверное, следует с наиболее
распространенной ныне ситуации, когда ребенок в семье — единственный.
Фактически он оказывается и самым старшим, и самым младшим ребенком в семье.
Но его положение — это не сумма их свойств, оно очень своеобразно. Для отца
и матери он выступает единственным объектом их родительских чувств, всецело
принимая на себя как симпатию, так и (что тоже не исключено) неприязнь. В
единственном ребенке родители желают видеть свое продолжение, воплощение
своих устремлений. Они всячески поощряют его познавательное развитие,
радуются его успехам, и это стимулирует все новые достижения.
Проблема состоит и в том, что, привыкнув к своему исключительному,
«монопольному» положению, единственный ребенок с трудом изживает
естественный детский эгоцентризм и зачастую до зрелых лет остается
инфантильно сосредоточенным на собственной персоне.
В воспитании единственного ребенка родителям надо учитывать эти его
особенности и стараться не культивировать в нем самососредоточенность и
эгоцентризм. Важно ставить перед растущим человеком достаточно высокие, но
не завышенные требования, помогать ему справляться с неудачами. Общение с
близкими взрослыми — отцом и матерью, бабушками и дедушками — для
нормального развития личности совершенно необходимо, но недостаточно. Надо,
чтобы ребенок с малых лет приобретал опыт общения со сверстниками, иначе
впоследствии ему будет трудно уживаться с людьми.
Старший ребенок некоторое время занимает в семье положение единственного.
Впоследствии, когда для него уже стала привычной такая привилегированная
позиция, однажды появившийся новорожденный вдруг отвлекает от него внимание
родителей. Причем родительское внимание и забота даже не делятся надвое, а
по большей части адресуются младшему. Если к этому моменту первенцу еще не
исполнилось пяти лет, появление в семье второго ребенка становится для него
травмирующим переживанием.
Когда второй ребенок другого пола, негативная реакция первого не столь
драматична, поскольку отсутствует прямое сравнение и соперничество.
Если старший ребенок того же пола, что и младший, то он изо всех сил
старается быть хорошим в глазах родителей, чтобы они продолжали любить его
как прежде или по крайней мере сильнее, чем новорожденного. Родители
неосознанно поощряют эти старания, давая старшему понять, что он больше и
умнее новорожденного, хотя свое внимание уделяют преимущественно малышу.
Таким образом, у старшего поощряют рассудительные и логичные высказывания,
продуктивные и целесообразные действия, а это не может не сказаться на всем
его умственном развитии. Широкомасштабное тестирование выявило, что старшие
дети имеют в целом более высокий коэффициент интеллекта, чем их младшие
братья и сестры. Из этого явно следует, что интеллект не столько наследуется
от родителей, сколько формируется соответствующими условиями воспитания
(ведь генетически братья и сестры очень схожи- различаются лишь родительские
требования и ожидания).
Ориентация на высокие достижения обычно приводит к тому, что старший ребенок
меньше склонен к играм и больше — к серьезным занятиям, к которым он
относится очень добросовестно. Из-за привычки рассчитывать только на свои
силы и идти своим путем, а также из-за чрезмерной серьезности старшие дети
порой испытывают трудности в приобретении друзей. Они обостренно
чувствительны ко всякой критике, которую часто расценивают как унижение. Но
и сами бывают чересчур критичны и нетерпимы к чужим ошибкам.
Родителям необходимо помнить: появление в семье второго ребенка для первенца
событие не столько радостное, сколько драматичное. Ведь его собственная роль
резко меняется, а требования к нему возрастают. Поэтому надо позаботиться,
чтобы такая перемена не стала слишком уж резкой, а требования — чрезмерными.
Роль хранителя семейных традиций не вполне по силам маленькому человеку. И
если он все же всецело примет ее на себя, то рискует стать слишком
консервативным.
Младший ребенок, как и единственный, оказывается избавленным от психической
травмы в связи с появлением новорожденного. Для всей семьи он — малыш.
Причем с этим ощущением он может жить очень долго, сохраняя некоторый
инфантилизм даже в зрелые годы. Он привыкает ожидать от жизни только
хорошего и поэтому оказывается великим оптимистом. Ему уделяется основное
внимание и прощается больше, чем другим. Родители, неосознанно сопоставляя
возможности старшего и младшего, ожидают от младшего ребенка гораздо меньше
и поэтому оказывают на него меньшее давление. Это не самым лучшим образом
сказывается на его познавательном и личностном развитии. Нередко он лишен
самодисциплины и сталкивается с трудностями в принятии решений.
Тем или иным образом младший всю жизнь старается догнать старших, но
преуспеть может только благодаря своим собственным склонностям, избрав
совершенно иное поле деятельности и жизненный стиль. С малых лет он
понимает, что в столкновении с более сильным старшим ребенком агрессивностью
ничего не добьешься, и поэтому вырабатывает у себя ценные коммуникативные
навыки — умение согласовывать, договариваться, идти на компромисс.
К рождению младшего ребенка родители подходят, как правило, более спокойно,
поскольку опыт воспитания старшего сгладил многие их опасения и тревоги. Но
это чревато и снижением требовательности, и как следствие недостаточной
стимуляцией развития младшего. Не стоит забывать, что младшему ребенку тоже
надо научиться решать многообразные жизненные задачи. И в этом ему надо с
малых лет предоставлять известную самостоятельность, иначе он еще долго не
научится опираться на свои силы и будет ждать поддержки от кого-то старшего
и мудрого.
Как это ни покажется странным, наиболее проблематична роль среднего ребенка
в семье. Исследования, проведенные в многодетных семьях, показали, что
любимцами родителей являются, как правило, либо старший, либо младший
ребенок, но почти никогда — средний. Он вынужден постоянно соперничать как с
более сильным и умелым старшим, так и с беспомощным и зависимым младшим.
Лишенный привилегий того и другого, он с детства свыкается с
несправедливостью жизни, а это порой приводит к возникновению заниженной
самооценки. В зрелом возрасте средние дети менее способны проявлять
инициативу, меньше других заинтересованы в достижении успеха. Вместе с тем
средние дети умеют хорошо вести дела с разными людьми, поскольку были
вынуждены научиться ладить со всеми.
Недостаток внимания, который испытывает в семье средний ребенок, иногда
заставляет его проявлять себя неожиданным, даже не слишком благовидным
способом с единственной целью — привлечь к себе интерес близких. Многие
нарушения в поведении средних детей устраняются отнюдь не пресечением их
шалостей и дерзостей, а возмещением дефицита внимания со стороны родителей.
Во всех приведенных описаниях намечены лишь некоторые общие тенденции,
которые не обязательно должны полностью воплотиться в том или ином ребенке.
Самое важное, что надо запомнить родителям, сколько бы не было у них детей:
каждый ваш ребенок — единственный и достоин уникального отношения к себе как
к личности.
 

Количество просмотров:573

Ваша оценка статьи:

1
2
3
4
5

Похожие статьи:

Комментарии

 Julia Portnova, 02 Сентября 2011 в 15:51

Как объяснить маленькой дочери, что не надо плеваться в деда. И обзываться - плохо?

 Таня Ладынская, 09 Ноября 2012 в 17:06

незамечать, сама перестанет.

 Магинур Салимжанова, 29 Июля 2012 в 18:56

Надо объяснять ребенку не что "не надо" (плеваться, обзываться)!!! А что - "НЕЛЬЗЯ!!!" Пальцы в розетку не суёт? А почему? Значит, сумели родители объяснить это самое "нельзя". В данном вопросе - тот же самый принцип ...

 Наталия Хижнякова, 09 Мая 2012 в 23:00

Если беседа не помогает, значит нужно наказать - в угол поставить, игрушку не дать - на ваше усмотрение. Но оставлять без внимания НЕЛЬЗЯ (завтра она в вас плюнет)

 Игорь Чермошанский, 19 Февраля 2012 в 03:03

у нас один раз дед на внучку накричал, когда ей было 2 года, а она взяла и написала ему на кровать. Но сейчас ей 4 и всё хорошо. С возрастом всё прошло.

 ямолодец хороший, 17 Декабря 2011 в 23:05

Я своей показала угол(2.8 года) и заставила там постоять.

 Леван Пхакадзе, 11 Декабря 2011 в 22:19

просто говорите ей об этом,сейчас все равно будет делать по своему,но все же ,прийдет время и она вспомнит ваши слова

 Александр Павлов, 27 Ноября 2011 в 17:32

Может пусть дед в нее плюнет? а если серьезно.надо выяснить почему она это делает,может он ее обижает.

 Маргарита Гибс, 15 Ноября 2011 в 01:29

Да пусть плюётся,жалко что-ли?

 Страница не найдена, 11 Ноября 2011 в 23:04

Если обзывается, значит уже не маленькая, разговаривать умеет. В таком случае по губам, раз не понимает.

 София Татаринова, 05 Октября 2011 в 03:24

сначала выясните - в чем причина такого поведения! Тут скорее всего виноваты взрослые - или дедушка ведет себя как то не так, или у вас к дедушки пренебрежительное отношение. которое может быть вы на людях не показываете, но ребенок слышит ваши о нем отзывы.

 Ваня иванов, 17 Сентября 2011 в 20:49

дети-попугаи значит семейка у вас такая и общество в садике

Добавить комментарий

Имя

Текст



Ссылки:

РАСПИСАНИЕ
И
ЦЕНЫ

ФОТОАЛЬБОМ

НАШИ
СПЕЦИАЛИСТЫ

ХОТИТЕ
ПРИСОЕДИНИТЬСЯ?

КОНТАКТЫ

Карта сайта