"СУМЕЮ САМ"
для детей от 1 до 3-х лет
вместе с родителями

"СУМЕЮ САМ"
для детей от 3 до 4-х лет

ТВОРЧЕСКАЯ
МАСТЕРСКАЯ

АНГЛИЙСКИЙ
ЯЗЫК

"РАЗ СЛОВЕЧКО,
ДВА СЛОВЕЧКО..."

МУЗЫКА
И
ДВИЖЕНИЕ

ДРУГОЕ

На главную>>Другое>>Детская психология>>Как помочь детям слушать Вас

Как помочь детям слушать Вас

Татьяна Скарга, ведущий педагог-психолог«Школы Сотрудничества»

Всемнам хотелось бы обладать безотказным методом воспитания детей. Но, какпоказывает практика, родительское работа – одна из самых тяжелых профессий. Ребенокрастет и меняется, действующие до какого-то момента правила перестают работать,но не всегда родитель готов меняться. Тогда наше взаимодействие с ребенком (приблизительно80% наших высказываний) сводится к указаниям и запретам: «Убери постель!», «Тысобрал портфель (игрушки)?» «Иди умываться!», «Одевайся скорей!» и т.д. Но онилишь иногда оправдывают наши ожидания, да и то в краткосрочной перспективе. Кактолько родитель отвернулся, ребенок перестаёт «держать себя в правилах и рамках».Дисциплинарные меры обычно не делаютдетей дисциплинированными. Родители часто уступают любой просьбе ребенка,чтобы порадовать его или завоевать доверие, а часто и чтобы избавиться отчувства вины (нет времени побыть вместе, но зато купим игрушку). И самое обидное, что реагировать по-другомумы просто не умеем. Некоторые «правила» воспитания мы усвоили от своихродителей, другие «выработали» за свою жизнь.


Вотнесколько идей, подходов к конструктивному взаимодействию с детьми. Они помогутвам действовать сознательно в зависимости отситуации, вместо того чтобы автоматически повторять заученные когда-топриемы. Они не для того, чтобы «делать так», но для того, чтобы вы попробовалиподобрать новый ключик, а ребенок смог услышать вас.


Давайтепройдемся по самым распространённым ситуациям из повседневной жизни, с которымичаще всего обращаются к психологу.


1. Учимся слушать.


Ситуация: Он жалуется: «Наша училка плохая, она кричит, ипоставила мне двойку, потому что я забыл тетрадь!»


Как обычно мы реагируем? «Ничего удивительного, ты всегда всё забываешь!» или«Не говори так об учителе!» или приуменьшаем значение проблемы «Да ладно, что вэтом такого»


Важно: Научить его противостоять трудностям, а не давать готовые советы. Слушать– значит дать ему понять, что вы уважаете его чувства и потребности. Всё, чтоему сейчас нужно – немного вашеговремени, чтобы поделиться своими эмоциями. Часто достаточно молча его выслушать,поддерживая его рассказ восклицаниями типа: «Ого», «Да?», «Ну и ну!». Либо«отразить», назвать его чувства: «Ты сейчас очень злишься..», «Наверное, тебебыло очень обидно..»(см.следующий пункт). Но не стоит комментировать, даже еслион просит совета, разумнее воздержаться.



2. Называем чувства.


Ситуация: ребенок приходит со школы обиженный и в слезах.«Костик при всех обозвал меня (дураком, лохом, ботаном и т.д.), «Мне надоелаэта математика», «мне колет этот свитер, я его не надену!!»


Как обычно мы реагируем? Ему плохо, а мы сразу вскипаем. Хотим сами решитьпроблему («Нашел кого слушать! Он сам такой..») или дать советы («А тебе надо было поступитьтак-то и так-то»), или обвиняем («А сам-то ты что сделал?»). Но вотудивительное дело, чем старательнее ,на наш взгляд , мы решаем его проблемы илиуспокаиваем, тем острее он чувствует что его оценивают, отвергают. Вбольшинстве случаев ему необходимо одно – сопереживание. Оно даёт нам силысправиться с испытаниями.


Важно: называйте его чувства. «Ты расстроен», «тебе обидно» с утвердительной интонацией. Дети не могутосознать свои чувства, и называя их, мы снимаем напряжение.



2. Решаем проблему вместе.


Ситуация: Грязные кружки уже несколько дней собираются на столев его комнате. Игрушки разбросаны по комнате.


Как обычно мы реагируем? Нотации, крики, указания. «Ты слышишь меня?!», «Уберисейчас же!» «Да сколько же это может повторяться!»


Важно: научить ребенка уважать правила совместной жизни.

Когдапроблема возникает постоянно, выделите время, чтобы решить её общими усилиями.


Назовите чувствасвоего ребенка Выразите своичувства и потребности Вместе подумайтео возможных решениях проблемыЗапишите их (неоценивая)Выберите одно изрешений Составьте план ипредусмотрите критерии его выполнения


Пример: « Я понимаю, что тебе нравится приносить чай в комнату (раскладыватьигрушки по всей комнате), а мне не нравится грязь на твоем столе (спотыкаться омашинки). Давай вместе придумаем что-нибудь, что устроит нас обоих. Может,поговорим перед ужином? …Давай запишем все решения, какие придут нам в голову.Только не будем комментировать идеи друг друга. Просто запишем их, а потомобсудим. Ну, давай, ты первый…»Почувствовав серьезное отношениек себе, ребенок быстрее вовлечется в процесс.


3. Разрешаем ссору между детьми


Ситуация:Дети ссорятся


Как обычно мы реагируем? «Хватит ругаться!» «А ну-ка марш к себе!» «Дапрекратите вы когда–нибудь?!»


В доме наступает тишина ипокой, наша проблема решена. А вот их проблема? Они находятся в состоянии обиды и злобы.


Важно:Научить детей разрешать конфликты


Что такое конфликт? Этостолкновение точек зрения и личных потребностей. Детям нужен посредник, которыйпоможет им услышать друг друга. Дайте им высказаться, помогите им пересмотретьсвои позиции.

- Я вижу, здесь ссорятся. Вампомочь или вы сами разберетесь?

- Да, скажи ему…. А он….

- Стоп! Я здесь толькопомогаю вам услышать друг друга. Правило такое: никто никого не перебивает,говорим по очереди. Будем разговаривать, пока вы не поймете друг друга и непридете к решению, которое устроим обоих. Кто первый?



4. Ошибка – это урок.


Ситуация:Ребенок приходит домой понурый. «У меня двойка по математике»


Как обычно мы реагируем? «А что тут удивляться? Ты же не занимаешься»,«Кошмар, ты меня разочаровал!», «Не пойдешь в кино!» или, наоборот «Почему твойучитель такой строгий? Вечно к тебе придирается!» Всё это неэффективно,ребенок, получивший плохую оценку, и так чувствует себя наказанным,солидарность с ним тоже не успокоит его и не научит решать проблемы.


Важно:повысить его уверенность в себе и успеваемость.


Плохая отметка говорит о том,что он не усвоил учебный материал. Стоит напомнить, что он учится. И школа - для тех, кто учится, а получай он толькоотличные оценки, это означало бы, что его класс ему не подходит, слишком слабыеученики вокруг него. Подчеркните значимость ошибок, объясните, чему они учат.Вариант: «У тебя двойка? Это только означает, что ты допустил ошибки. Хочешь,вместе посмотрим, что тебе надо доучить?»



5. Уговор дороже денег.


Ситуация:ребенок играет на компьютере, хотя выпросили его закончить


Как обычно мы реагируем: «Мне надоело повторять!», «Я выброшу этот компьютер!»и т.д.


Важно:научить ребенка оценивать эффект от своих действий.

Лишите ребенка доступа ккомпьютеру, пока у вас не будет гарантий, что он исправится.

Перейдите от слов к делу(выбрасывать компьютер не стоит:).


Пример: «Тысел опять играть, хотя я просила тебя выключить. Я забираю мышь»

На следующий день:

-Можно мне взять мою мышку?

-Только когда я буду уверена,что ты просидишь за компьютером не дольше оговоренного времени.

-Я выключу, когда скажешь

-Нет, я хочу, чтобы ты самследил за временем.

- Я могу смотреть на часы вкомпьютере или завести будильник

- Годится!


Психо-техники, которые помогают решить многие проблемы


Нужен контакт

Пользуйтесь любой возможностью для установленияфизического контакта. Дотрагивайтесь до ребенка, дайте ему руку, положите своюруку на его или прижмитесь плечом. Устройтесь в обнимку возле телевизора или скнижкой. Ведь человеку, и взрослому и маленькому, для гармоничного развитиянеобходимо как минимум 9 прикосновений в день (да-да, нейрофизиологипосчитали с математической точностью!


Я-высказывания


Когда эмоции зашкаливают, можновоспользоваться методом «Я-высказывания» (впрочем, как и во многих другихситуациях). Эта техника позволяет вам высказать свои чувства, проблемы, эмоции,не оскорбляя при этом близких.

Схема“Я-высказывания”
1. Описание ситуации, вызвавшей затруднение. (”Когда я вижу, что ты…”, “Когдаэто происходит…”)
2. Точное название своего чувства в этой ситуации (”Я чувствую…”)
3. Называние причины (”Потому что…”, “Ведь я…”)

4. Предпочтительный вариант разрешения проблемы («Мнебы хотелось…», «Было бы здорово…», «Хорошо, когда…»)


Конечно,в этой короткой статье вы не найдете решения всех житейских проблем ипроблемочек, с которыми сталкивается семья каждый день, но если вы что-томеняете в своем поведении, это заставит и ребенка изменить поведение. А если ваш настой будетпозитивным, вашим дети смогут почувствовать себя Личностью и радоваться общениюс вами.



Чтобы поддержать Вас,заинтересованные родители, в новом начинании, рекомендую книги, которые помогутобрести новый взгляд на воспитание:


Франсуаза Дольто «На сторонеподростка»


Эдда Ле Шан «Когда вашребенок сводит вас с ума»


Юлия Гиппенрейтер «Общаться сребенком. Как?» и «Продолжаем общаться с ребенком так?»


Изабель Фийоза «20 шагов к тому, чтобы ваши дети вас слушали».

Количество просмотров:817

Ваша оценка статьи:

1
2
3
4
5

Похожие статьи:

Комментарии

 Александр Старина Селезнев, 28 Июня 2011 в 17:48

в какой детсад ходит ваше чадо? по каким критериям вы рекомендуете подбирать детсад?

 Страница не найдена, 28 Ноября 2012 в 10:03

в какой смогли попасть((( но к счастью он оказался великолепным)

 Алина Крыжовник, 27 Мая 2012 в 04:52

По отзывам других родителей. Гуляя на площядке, поспрашивайте о садике.

 арт осепян, 06 Февраля 2012 в 23:23

Сначала определитесь что конкретно должно быть в нужном вам садике. Исходя из этого выбирайте.

 Любовь Черевань, 09 Сентября 2011 в 00:08

по отзывам . вообще повезло - мама была дружна с зав. логопедического д.с

 Аня Иванова, 17 Июля 2011 в 12:03

Мое в замечательный :)) ( он самый обычный - муниципальный, но в нем работают замечательные люди). Главный критерий - хорошие воспитатели, любящие детей, умеющие установить с ними контакт.

Добавить комментарий

Имя

Текст



Ссылки:

РАСПИСАНИЕ
И
ЦЕНЫ

ФОТОАЛЬБОМ

НАШИ
СПЕЦИАЛИСТЫ

ХОТИТЕ
ПРИСОЕДИНИТЬСЯ?

КОНТАКТЫ

Карта сайта