"СУМЕЮ САМ"
для детей от 1 до 3-х лет
вместе с родителями

"СУМЕЮ САМ"
для детей от 3 до 4-х лет

ТВОРЧЕСКАЯ
МАСТЕРСКАЯ

АНГЛИЙСКИЙ
ЯЗЫК

"РАЗ СЛОВЕЧКО,
ДВА СЛОВЕЧКО..."

МУЗЫКА
И
ДВИЖЕНИЕ

ДРУГОЕ

На главную>>Другое>>Детская психология>>ЭТО НЕЧЕСТНО

ЭТО НЕЧЕСТНО

— А-а, мамочка, это нечестно! — эти слова вы, вероятно, слышите постоянно, если в вашем доме есть человек четырех—шести лет от роду. Когда ваша дочь замечает, что брату достался кусок пиццы с большим, чем у нее, количеством кружочков колбасы, — уже достаточный повод для негодования.

Сестре купили обновку. Брата не заставляют каждый вечер мыться. Другим детям разрешают шлепать ногами по лужам или есть мороженое на улице... Все это вызывает у пятилетнего ребенка самое бурное возмущение. И адресуется оно обычно непосредственно к источнику всех правил и законов, то есть к вам. Дети этого возраста — убежденные коммунисты. Они совсем недавно смирились наконец с необходимостью делиться, но лишь при условии полного равенства или паритета.


Малыши считают все, что видит глаз, своим. Дети школьного возраста приобретают уже некоторые понятия о собственности и неравенстве. Между этими двумя  фазами развития как раз и находится коммунистическая стадия с ее доходчивыми лозунгами «Всем поровну» и «Все по справедливости».
Борьба за всеобщее равенство предполагает наличие у ребенка достаточно развитых представлений о количестве и качестве. Более того, она стимулирует развитие этих представлений. Стремление к справедливости может возникнуть даже раньше, чем ваш малыш научится считать, но оно в этом случае будет
сильной мотивацией при обучении счету. Одно дело — чувствовать интуитивно, что колбасы на пицце брата больше, другое дело — уметь подтвердить свои подозрения.


Трех-, четырехлетние дети постигают правила, на которых строятся отношения между людьми. Это достаточно сложная задача, даже если принять за аксиому, что правила эти для всех одинаковы. Дошкольники склонны считать, что дело обстоит именно так — иначе они бы просто запутались. И у нас с детьми не было бы особых проблем, если бы жизнь в самом деле была устроена так просто. Однако в реальном мире полное равенство недостижимо. У каждого человека — взрослого или ребенка — свои собственные жизненные обстоятельства.  Наши же маленькие коммунисты требуют справедливости во что бы то ни стало, причем каждую минуту. Если кто-то на их глазах получает желанный предмет или  привилегию — они тут же требуют для себя того же. Встречный ребенок идет с мороженым — значит, такое же должно быть куплено ему. Бесполезно доказывать, что сам он только что съел яблоко и вафлю. Ведь речь идет о мороженом, а мороженое ему как раз не покупали. А другому купили, и это нечестно. В отличие от взрослых дошкольники не раздумывают о том, почему  другой
ребенок — приятель, брат, сестра — получает ту или иную привилегию.  Можно и нужно объяснять детям причины разного отношения и подхода к разным людям, даже если они не склонны пока с этими доводами считаться. Ученые утверждают, что малыши испытывают меньшую ревность и зависть, если взрослые потрудились объяснить им причины  неравенства. Так, для четырехлетней девочки очевидно, что, если сестре купили обновку, ей тоже  должны купить, иначе будет нечестно. Но она уже достаточно сообразительна, чтобы не настаивать на покупке такого же купальника, как у старшей сестры. Вы можете сойтись на новых сандаликах или соломенной шляпке. То есть дети настаивают на равном отношении, но с ними можно поторговаться по поводу конкретных деталей.


Если вы считаете свои доводы безусловно верными, изложите их спокойно и твердо стойте на своем. «Твоя сестра не спит днем, потому что она уже большая и ходит в школу. А тебе нужно отдыхать, маленьким детям требуется больше сна, чтобы быстрее расти». Дав необходимые разъяснения, не позволяйте втянуть себя в дискуссии, не вступайте в торг и не допускайте исключений из правила, иначе вы можете сильно осложнить себе жизнь. Если ребенок поймет, что громкие вопли о несправедливости приносят  плоды, он будет прибегать к этому средству при каждом удобном случае.


Когда малыш привык к поощрению за нормальное поведение и выполнение обычных повседневных обязанностей, он будет возмущен, не получив однажды привычной награды. Бесполезно убеждать его, что уборка игрушек — его святая обязанность, и что вести себя прилично в универсаме он должен «бесплатно». Лучше ни при каких обстоятельствах не создавать прецедентов и не награждать сегодня за то, за что вы не собираетесь награждать завтра. Вашей похвалы вполне достаточно за хорошее поведение в магазине. Правила могут в самом деле быть нечестными
Трех-, четырехлетний ребенок почти наверняка заявит протест, если правила неожиданно меняются. Один из вариантов, связанный с поощрением,  мы только что разобрали. Но бывают и другие. Если обычно ребенку разрешают не ложиться спать до десяти, а сегодня вам нужно уйти, и вы пытаетесь уложить его в девять, он, скорее всего, найдет это «нечестным».  Не отвергайте с ходу всех претензий. Идея справедливости очень важна для ребенка. Если вы чувствуете, что идете вразрез с его представлениями, попытайтесь встать на его позицию и уже потом принимать решение. В любом случае он должен получить исчерпывающие ответы на свои вопросы.


У некоторых детей протест вызывает именно сам факт изменения правил. Если вы найдете другой метод решения проблемы, отступите от своих правил, например, попросите малыша об услуге, возможно, он пойдет вам навстречу. Внимательный взрослый, как правило, может определить, стоит ли ребенок всерьез на страже
порядка или просто «качает права».
Иногда претензии служат сигналом, что малыш уже вырос и правила пора менять. Определенная гибкость родителей в этих вопросах доказывает ребенку, что его мнение выслушивается и учитывается при принятии решений. Гораздо чаще, однако, жалобы на несправедливость  маскируют нежелание сына или дочки делать что-то скучное или неприятное. Поэтому сразу разберитесь с терминологией. Выполнять свои обязанности необходимо, перекладывать их на других — вот что действительно несправедливо. Для выражения нежелания и лени существуют другие слова.
Верные представления о правилах и справедливости легче прививать и поддерживать, если все члены семьи их в самом деле соблюдают. Если вы учите, что каждый убирает за собой, то старшие дети и даже папа тоже должны соблюдать это правило.  Если вы сами переходите улицу на красный свет, то как вы объясните ребенку, почему он должен ждать зеленого?


l. Учите детей на собственном примере, что каждому человеку в жизни приходится не только выигрывать, но и проигрывать. Проигрывайте с достоинством. Оцените мастерство победителя. В семьях, где все члены участвуют в общих играх и соревнованиях, младшие дети рано осваивают это искусство.
2. Учите детей радоваться чужой удаче. Это трудное дело, доступное далеко не всем взрослым, но тем более следует учить ему с детства.
3. Помните, что ребенку придется так или иначе сталкиваться с неравенством  всю жизнь. И многое будет зависеть от вашего отношения к этой проблеме. Поэтому не бегите сломя голову покупать ему такой же луноход, какой вчера подарили соседу. Что если завтра другому соседскому мальчику купят электромобиль, который вам явно не по карману? Не создавайте у ребенка иллюзии, что он автоматически получит все, что есть у других. С другой стороны, неизбежное неравенство должно все же быть дозированным.
Старайтесь больше общаться с людьми примерно равного с вами положения и достатка, со схожими интересами и стремлениями. Не стоит надрываться, пристраивая ребенка в детсад «для богатых», — это может принести ему и вам больше огорчений, чем пользы. Не обольщайтесь посулами и рекламой: на самом деле программы разных детсадов отличаются незначительно. Ведь определяются они не кошельком родителей, а реальными возможностями детей.


Понятие о справедливости у ребенка будет меняться с годами. Однако мы с вами знаем немало взрослых, у которых оно осталось на уровне пятилетних детей. Следите за собой. Если ваша семья живет полной жизнью, извлекая максимум радости из своих конкретных обстоятельств и не зацикливаясь на равенстве, то дети тоже со временем усвоят такое отношение. В конце концов даже самый талантливый, удачливый, богатый человек не в состоянии осуществить все свои желания — и в этом смысле ничем не отличается от нас с вами. Он также не может прожить сто жизней, летать без крыльев, жить без забот и печалей.
Девять из десяти своих желаний любой человек осуществляет лишь в мечтах. Научите ребенка воплощать свои желания «понарошку» — большей частью это все, что требуется. Хочет ли он съесть пирожное перед супом или управлять самолетом, поиграйте вместе с ним в эту игру. Съешьте с удовольствием воображаемое пирожное, пилотируйте воображаемый самолет...  Мы, взрослые, тоже этим занимаемся, мысленно поселяясь в том доме или в этом, общаясь с тем или другим человеком,  воображая себя героями книг или фильмов, переживая виртуальные приключения вместо настоящих.
Вопрос о справедливости слишком сложен и не имеет решения, если подходить к нему теоретически. Практически же все мы как-то решаем его день за днем вместе с нашими детьми.
 

Количество просмотров:571

Ваша оценка статьи:

1
2
3
4
5

Похожие статьи:

Комментарии

 sergey shakhoval, 21 Июня 2011 в 23:48

как сделать ёлочную игрушку в детский сад?

 ира сергеенкова, 09 Декабря 2012 в 06:28

можно в книжном магазине купить специальную книжку. там вырезаешь, склеиваешь и готовы очень хорошие и разнообразные игрушки.

 Полина Erinia Борисова, 10 Ноября 2012 в 03:43

сделайте ребристую игрушку: вырезаете три одинаковые по форме , например елочки, сгибаете их пополам и склеиваете к первой приклейте вторую половинку, и еще к двум последнюю. но не забудьте внутрь положить петельку, за нее весим игрушку

 Leonid Azarov, 25 Октября 2012 в 14:03

смотря сколько ребенку лет....а то можно из бумаги для малышни года 3....можно фонарик... для ребенка лет 4-5....как выше написали ребристую елочку для детей лет 5-6...объемный шар...из цветной бумаги а так из любых подручных средств....например....надуть шарик небольшой....обмотать нитками....намазать клеем(чтоб закрепить)....потом шарик лопнуть и выташить....останется....шар из ниток....нитки могут быть цветные, бестящие....а можно просто будет их побрызгать лаком для волос с блестками....и ещё кучу всего( бантики и тд..) прикрепить на шарик) вот что-то вроде такой основы

 Страница не найдена, 30 Апреля 2012 в 05:55

свяжите белый мешочек, набейте его ватой,в одном месте перетяните веревочкой-будет шарФик,на голову свяжите маленькую шапочку, а глазки ротик нарисуйте или пуговки пришейте-снеговик готов!

 Татьяна Цепакина, 01 Декабря 2011 в 00:02

Если нужно просто игрушку, а не ввиде кого-то, то можно так: Берете кусочек атласной ткани, вырезаете из нее круг, кладете в него кусочек ваты или синтепона, стягиваете края ниткой, чтобы получился шар, фиксируете. Берете квадратный кусок органзы или фатина, кладете в него атласный шарик, и заворачиваете напобобие трюфелей, завязываете тоненькой золотой или серебняной тесьмой, или шнурком, делаете бантик, так чтобы кончики красиво свисали, петельку, на которую вешать шарик тоже из такой тесьмы делаете. Получаются шикарные мягкие шары, которые ребенок в состоянии навертеть сам и будет очень красиво. Жаль фотки нет.

 Mikhail Alloy, 27 Сентября 2011 в 11:24

http://moikompas.ru/compas/nwyear_agiftt...

 Катюшка Федорова, 17 Июля 2011 в 11:41

из яиц....или картона

Добавить комментарий

Имя

Текст



Ссылки:

РАСПИСАНИЕ
И
ЦЕНЫ

ФОТОАЛЬБОМ

НАШИ
СПЕЦИАЛИСТЫ

ХОТИТЕ
ПРИСОЕДИНИТЬСЯ?

КОНТАКТЫ

Карта сайта