"СУМЕЮ САМ"
для детей от 1 до 3-х лет
вместе с родителями

"СУМЕЮ САМ"
для детей от 3 до 4-х лет

ТВОРЧЕСКАЯ
МАСТЕРСКАЯ

АНГЛИЙСКИЙ
ЯЗЫК

"РАЗ СЛОВЕЧКО,
ДВА СЛОВЕЧКО..."

МУЗЫКА
И
ДВИЖЕНИЕ

ДРУГОЕ

На главную>>Другое>>Детская психология>>«А давай бояться вместе!..»

«А давай бояться вместе!..»

Младенец появляется на свет и... боится. У новорожденного нескольковрожденных страхов, но больше всего его пугают резкие звуки и внезапнаяпотеря опоры. Эти страхи сродни инстинктам животных, наследие нашегонецивилизованного прошлого. А вот все остальные - приобретены в процессеобщения крохи с окружающими. Родные иногда случайно, иногда сознательно«учат» ребенка бояться. Огня, чужих людей, незнакомых мест и ситуаций. Этиограничения носят защитную функцию. Но есть и другие страхи - отраженные.Ребенок боится того, чего боится мама. К сожалению, взрослые обычно этогоне замечают, они не видят в страхах ребенка отражения собственных, апотому не готовы отнестись к ним с должным вниманием ипониманием

О том, что ребенок «заражается» тревогой от своих близких, знают ипсихологи и педиатры. Известно, что младенцы очень чутко реагируют на изменения в настроенииматери. Если мама волнуется, нервничает, чего-то боится - ребенок тоженачинает вести себя беспокойно, плакать. С возрастом отраженные страхиприобретают конкретное направление. Если мама страшится собак или высоты,то и ребенок, скорее всего, будет этого бояться. А слишком тревожные мамымогут своими постоянными опасениями за здоровье малыша спровоцировать унего болезнь или усугубить ее протекание. Постоянные высказывания обопасностях и предостережения способствуют развитию неуверенности ибезынициативности ребенка.

Иногда сами того не замечая, мы даем ребенку понять, чего следует бояться.
Он получает информацию о наших страхах с помощью наших слов и поведения.«Какая страшная собака!» - восклицаем мы на прогулке, и кроха замечает, какменяется интонация и тембр голоса взрослого, обращает внимание на мимику.Даже если мы стараемся держать себя в руках, нас выдают внезапнаябледность, резкие движения, участившееся дыхание, расширенные зрачки.Присутствующее при этом чадо получает невербальную инструкцию - этострашно.
Помочь ребенку преодолеть «чужой» страх можно, если разобраться в егопроисхождении. Например, шестилетняя Маша всегда боялась сильно заболеть,потому что ее бабушка страдала различными заболеваниями, и в доме только иговорили о болезнях, лекарствах, симптомах и осложнениях. Тревога девочкиусилилась, когда тяжело заболела ее мама. Страх остался и после того, какта выздоровела. Девочка рисовала только больных людей, играла в больницу,рассказывала истории о болезнях и очень пугалась всего, что могло, по еемнению, привести к заболеванию. Побороть эту мнительность помоглорасширение сферы интересов Маши, она стала посещать изостудию и занятия поритмике. Ее режим дня выстроили так, чтобы она меньше проводила времени сбабушкой. Хотя Маша продолжала интересоваться болезнями и даже читала всевозможные книжки на эту тему, но этот интерес приобрел скорее статус хобби.

Но особенно подвержены чужим страхам легко возбудимые и внушаемые дети. Приэтом родителям не всегда очевидно происхождение страхов.
Пример.Третьеклассник Ваня вдруг наотрез отказался ездить домой самостоятельно,хотя раньше очень к этому стремился и был горд, что чуть ли не единственныйиз своих одноклассников сам добирается до дома. Оказалось, что предыдущуюнеделю Вася провел в обществе своей прабабушки, которая, по словам мамы,«всегда всего боится». Она рассказала внуку, что с ним может случиться подороге, требовала звонить ей перед выходом из школы и сразу после приходадомой, нервничала, если звонок происходил позже, чем она ожидала.Преодолеть эту тревогу помогли беседы с Васей о том, что взрослыместественно переживать за своих детей, бабушка давно не выходила из дома иокружающий мир ее пугает больше, чем тех, кто постоянно ездит в метро.Также с мальчиком обсудили, как он должен себя вести в случае той или инойопасности.
Встречается и отраженныйстрах школы у первоклассников. Многие мамы боятся школы - этот страхпорождают и воспоминания о собственных школьных неудачах и проблемах, ибоязнь не справиться с ситуацией, и опасения, что «мой ребенок будет хужедругих детей». Все эти страхи сказываются на поведении ребенка и егоотношении к школе.
Маленький ученик начинает чувствовать себя неуверенно, остро реагирует налюбые неудачи итрудности. Страх ошибиться, сделать что-то не так приводит к тому, чторебенок предпочитает вообще ничего не делать. Он отказывается идти в школу,по утрам у него начинает болеть живот или поднимается температура. Малышне симулирует - он так боится, что его организм «приходит» ему на помощь. Ибольше всего он боится не оправдать ожидания родителей. На самом деле онполностью ихоправдывает, так как подсознательно мама уверена: «Мой ребенок не всостоянии справиться с этой ситуацией!»
Однако и у родителей есть все основания бояться за такого сына или дочку.Тревожного ребенка с раннего детства отличает обостренная реакция наотношение к нему окружающих, обидчивость, застенчивость,некоммуникабельность, он с трудом налаживает контакт со сверстниками ивзрослыми. Они склонны запоминать преимущественно негативные события. Всеэто ведет к накоплению отрицательного эмоционального опыта, которыйпостоянно увеличивается по закону замкнутого круга. Постоянные стрессы,испытываемые ребенком, создают благоприятную почву для развития различныхневрозов - тиков, энуреза, заикания, навязчивых состояний, ночных кошмаров.Такие дети нуждаются в помощи психолога. Но для начала родителям нужнопостараться преодолеть свои страхи перед школой.
Приручение монстровНаши дети боятся того же, что и мы, взрослые. Кто-то не любит темноту,кто-то неуверенно чувствуют себя среди незнакомых людей и опасаетсяперемен в жизни. Но если мама и папа могут позволить себе не находиться втемноте - они же достают до выключателей - избегать неприятных знакомств изаранее подготовиться к грядущим переменам, то ребенок справляется сосвоими страхами по-своему.
Так, например, часто родители удивляются и даже негодуют на то, что ихребенок постоянно читает одни и те же книги, смотрит одни и те же фильмы.Они считают, что их чадо ничем не интересуется. Но нередко в этойпривязанности к уже прочитанным книгам и просмотренным фильмам скрываетсяпотребность ребенка в чем-то постоянном, неизменном. В определенные периодыжизни детям для того, чтобы справиться с тревогой, необходимо знать, чтовсе будет, как они привыкли. Читая уже знакомую, выученную наизусть книгу,они уверены, что никакие неприятности и неожиданности их не подстерегают.

Так ребенок ведет себя, если, допустим, его родители ведут очень активныйобраз жизни или же в семье случилось что-то травмирующее ребенка: кто-тозаболел, уехал в командировку, переехали на новую квартиру. Ребенокпереживает эти события, и новая книга ему не нужна. Какая-нибудьнеприятность с героем будет воспринята им как новый удар, а сил справитьсяс этим переживанием у него нет. В знакомом же сюжете все трудности он ужепреодолел и пережил. Это как встреча со старыми добрыми друзьями, всепонятно и предсказуемо.
Или другой пример. Одних родителей раздражало, что, когда их сын садитсяза уроки, на столе должен быть порядок. Например, он с маниакальнымупорством раскладывал ручки в пенале в определенной последовательности. Немог продолжать рисовать, пока не закроет колпачком фломастер, хотя черезсекунду его придется открывать снова, чтобы что-то раскрасить. Кто-тоскажет, что об этом можно только мечтать... А родителей ребенка этапедантичность выводит из себя. Но это тоже своеобразный способ успо-коиться, попасть в привычную, а значит безопасную обстановку.Маленький ребенок идет к врачу с любимой машинкой - так менее страшно, азасыпать в незнакомом месте спокойнее в обнимку с плюшевым мишкой. Детипостарше любят всякие талисманы - таскают в карманах заветные камушки, монетки, винтики. Эти вещипридают ребенку уверенность в том, что у него все будет хорошо. Однадевочка по пути в школу должна была обязательно обойти дерево во дворе сопределенной «счастливой» стороны. Иначе не будет удачи. Потребность в этомритуале отпала, когда у нее появилось много друзей в классе.Не стоит пугаться подобного поведения и запрещать пользоваться ребенкусвоими талисманами и приметами. Ведь и у взрослых есть много разныхпривычек, позволяющих им уменьшить тревогу в определенных ситуациях.Кто-то смотрится в зеркало, если пришлось вернуться, другие подписываютважные документы«счастливой» ручкой и так далее. Но если ритуалов у ребенка появляетсяочень много, а старые не пропадают, невзирая на изменение ситуации, толучше проконсультироваться у специалиста - детского психолога.

Я больше не боюсь!
Как помочь ребенку преодолеть свои страхи? В первую очередь вы должнынаучиться относиться к ним снисходительно. Необходимо понять и принятьтревоги своих детей - они имеют на это полное право. И вот еще несколькосоветов:
Помочь ребенку в преодолении страха - значит создать условия, в которыхон может перестать бояться. Если малышу страшно засыпать в темноте, пустьзасыпает при свете, если боится спросить дорогу у прохожих, спросите вместес ним. Таким образом, вы показываете ему, как можно решать тревожащие егоситуации.
Действуйте по принципу: «Предупрежден, значит вооружен». Готовьтеребенка к переменам, рассказывайте ему, что его ждет.
Если не удается разговорить малыша, но вы подозреваете, что его что-тогнетет, то поиграйте с ним. Например, солдатики или куклы, чего они боятся?А как им помочь преодолеть страх?
Будьте сами более оптимистичны. Следите за выражением своего лица.Улыбайтесь чаще. Убеждайте ребенка, что «все будет хорошо».
Старайтесь в любой ситуации искать плюсы. Например, ошибки в контрольной- это бесценный опыт, ты понял, что тебе надо повторить, и больше их несделаешь.
Если ребенок напряжен, предложите ему упражнения для расслабления:глубокий вдох, улыбнуться, представить что-то приятное. Например, на приемеу зубного можно думать о том, что будет, когда закончится: пойдешь домой,купишь мороженного, все будет по-зади.

Как помочь преодолеть страх перед школой?
Ни при каких обстоятельствах не пугайте ребенка школой!
Следите за выражением своего лица, когда приходите в школу или говорите оней с маленьким учеником. Некоторые родители с таким скорбным и напряженнымлицом встречают своих детей после уроков или так резко меняются в лице,если их просит вдруг подойти учитель ребенка, что любой задумается!Улыбайтесь - расстроиться вы всегда успеете. Как бы вы ни боялисьпредстоящих школьных неудач, постарайтесь подать ребенку поступление вшколу как важное, радостное событие.
Интересуйтесь жизнью, чувствами, страхами ребенка. Научите его говорить оних и будьте готовы выслушать.
Разбирайте ситуации из школьной жизни, вместе ищите выход. На-учитеделать полезный для ребенка вывод из неприятностей, показывая, что вбольшинстве случаев «нет худа без добра» - приобретается опыт, удаетсяизбежать еще больших неприятностей.
Обеспечьте ребенку ощущение, что в любой ситуации в вашем лице он получитподдержку и понимание его проблем. Даже если вам некоторые из них некажутся серьезными, признайте право маленького ученика сильно переживатьпо тому или иному поводу: «Да, это действительно неприятно. Это правдаочень обидно...» И только после выражения сочувствия помогите найти выход,решение, положительные стороны.
Развивайте правильное отношение ребенка к результатам своейдеятельности, умению оценить ее независимо от педагога. Сравнивайте егодостижения только с его же, предыдущими, успехами. Обращайте внимание нато, что теперь он знает, умеет, смог пересилить себя, заслуживаетуважения, укрепил волю. Так формируется чувство собственной компетентностиребенка, снижающее чувство тревоги и неуверенности в себе.
Малышу важно научиться ставить перед собой небольшие конкретные цели идостигать их, а не стремиться к абстрактному и потому недостижимомуэталону.
Преодолеть чувство тревоги помогает телесный контакт. Можно простопогладить ребенка по голове, обнять, посадить на колени. Это никогда небудет лишним ни для малышей, ни для дошкольников, ни для младшихшкольников. Тревожные дети быстро утомляются, поэтому при выполнениидомашнего задания, заметив это, погладьте ребенка по голове и скажите:«Отдохни немного, а потом работай дальше».
Многие первоклассники, проболев неделю-две, не хотят возвращаться вкласс. Особенно часто это происходит в первом полугодии. Перед болезнью уних только-только завязались какие-то отношения, они только-только привыклик школе, а теперь надо начинать все сначала! А вдруг за то время, пока онболел, все так сильно изменилось, что он будет не к месту, сделает все нетак, его не узнают, не примут. И вообще, непонятно, как себя вести. Еслиесть возможность, надо прийти с ребенком на продленку, якобы узнать уроки,устроить так, чтобы пока он болеет, ему звонили одноклассники, и он самзвонил им, заходить в школу и передавать ему от них и учителей приветы,рассказывать о жизни класса.

Наш консультант: Марина КРАВЦОВА, детский психолог
Окончила факультетпсихологии МГУ в 1998 году.
Автор книг: «Если ребенок говорит неправду», «Если ребенок берет чужиевещи», «Если ребенок дерется», «Если ребенок не любит читать» -издательство «Эксмо», «Дети-изгои. Психологическая работа с проблемой»Издательство «Генезис». Печаталась в газете «Школьный психолог»

Количество просмотров:886

Ваша оценка статьи:

1
2
3
4
5

Похожие статьи:

Комментарии

 Аня Клементьева, 20 Ноября 2011 в 06:49

Какие слова вы говорите деткам на ночь?

 Дмитрий Румянцев, 09 Декабря 2012 в 02:43

Спокойной ночи, мой оладушек!

 Серафима Лебедева, 26 Ноября 2012 в 20:14

Помоему Все говорят"Спокойной ночи,любимый,ая!!"

 Anastasiya Nessler, 19 Октября 2012 в 15:42

спокойной ночи,моя солнышка!

 Александр Юсупов, 25 Сентября 2012 в 18:20

колыбельные пою или сказки рассказываю... когда вижу что уснул целую и тихонечко ухожу...

 Свободный Эа Электрон, 05 Августа 2012 в 23:20

Место,лежать.

 Smile Smile, 21 Июля 2012 в 17:50

Я всегда глажу по голове,говорю как люблю сильно ,желаю приятных снов.

 Александр Dr-Shiz Шихов, 11 Февраля 2012 в 12:38

Читаем добрую сказку на ночь,целуемся,говорим ,что любим друг-друга.Желаем сладких снов))

 Настя Николенко, 28 Января 2012 в 02:18

спокойной ночи ,пряитных снов!

 Александр Михайловичъ, 18 Декабря 2011 в 01:19

Утро вечера мудренее.

Добавить комментарий

Имя

Текст



Ссылки:

РАСПИСАНИЕ
И
ЦЕНЫ

ФОТОАЛЬБОМ

НАШИ
СПЕЦИАЛИСТЫ

ХОТИТЕ
ПРИСОЕДИНИТЬСЯ?

КОНТАКТЫ

Карта сайта