"СУМЕЮ САМ"
для детей от 1 до 3-х лет
вместе с родителями

"СУМЕЮ САМ"
для детей от 3 до 4-х лет

ТВОРЧЕСКАЯ
МАСТЕРСКАЯ

АНГЛИЙСКИЙ
ЯЗЫК

"РАЗ СЛОВЕЧКО,
ДВА СЛОВЕЧКО..."

МУЗЫКА
И
ДВИЖЕНИЕ

ДРУГОЕ

На главную>>Другое>>Детская психология>>Кризис жизни

Кризис жизни

Базаров в коротких штанишках

Малыш растет очень быстро, порой делая огромные скачки в своем развитии. Родителив недоумении разводят руками: «Еще вчера был такой ласковый, послушный, а теперьсловно подменили - капризничает, дерется, ногами топает, не дает даже пуговицысебе застегнуть!» И вроде ничего не произошло: уснул одним ребенком, проснулсясовершенно другим! Как быть?
Наказать? Приласкать? Прежде всего, разобраться

Психологи утверждают, что любой рост и развитие протекают неравномерно: тобыстрее, то медленнее. Каждый отрезок жизни включает в себя периоды резких перемен,скачкообразных переломов, а каждому новому этапу может предшествовать небольшойспад, даже кризис. Поэтому в мире взрослых нередко можно услышать: «У нас сейчаскризис супружества, ну да, как у всех, седьмой год...», «У мужчин после сорокакризис наступает, большая часть жизни позади, переоценка ценностей...»
А как же дети? Ведь они так интенсивно растут, так быстро развиваются. Соответственнои у них тоже есть «свои» кризисы. Тем более что в отличие от нас, взрослых,их нервная система еще незрелая, и приобретение новых навыков делает малышейэмоционально неустойчивыми.
На первом году жизни крошечных созданий ждет масса кризисов - переходов. Этои отождествление себя как отдельного от матери существа, и узнавание себя, поисксобственного «я». Да что там говорить, каждое новое освоенное движение - этотоже своего рода скачок! Причем у некоторых детей и эти «мини-кризисы» вызывают«сбои» в поведении. Так, например, только-только научившийся ползать или ходитьребенок некоторое время капризничает больше обычного и хуже спит. Взрослым необходимознать: вне зависимости от названия возрастного кризиса, например, «кризис трехлет», он может начаться раньше или позже, совпасть с рождением второго ребенка,проходить ярко или сглажено, но... Он неизбежен!
Кроме того, любой кризис в развитии отличается от простого непослушания. В этоти без того непростой для ребенка этап реакция родителей должна быть другой,нежели на просто капризы. Она должна быть более гибкой. Если же вы все-такипопытаетесь сдержать бьющую через край активность и самостоятельность малыша,проблемы и частые конфликты будут только нарастать.
И еще: кризисам надо радоваться. Их отсутствие чаще всего говорит о том, чтона предыдущих этапах были «сбои в программе». Возможно, не освоены какие-товажные формы деятельности, не развиты в полной мере какие-то психологическиекачества. Одним словом, не было бы кризисов - не было бы самого процесса развития.

Кризис первого года жизни: мама отдельно!

В возрасте около года ребенок начинает ходить. В тот же период он произноситпервые осмысленные слова. Это невероятное достижение для малыша. Это равняетего со взрослыми. Все это приводит к тому, что кроха начинает выделять себяв окружающем мире, противопоставлять себя другим. Отсюда - первые акты протеста,оппозиции. «У него уже есть свое мнение, желания, он не хочет надевать на прогулкуэти ботинки, они ему, видите ли, не нравятся!» - восклицают мамы. Чадо острореагирует на запреты, иногда можно заметить даже регресс в его поведении: бросаетсяна пол, отказывается ходить, передвигается ползком или просит соску. В общем,протестует. И что интересно - именно в этот период, отделяя себя от мамы, ребенокчаще всего не отпускает ее ни на шаг! Это не капризы. Маленький человек действительнобоится остаться без мамы: он понимает ее «отдельность» и боится ее потерятьнавсегда. К тому же он не понимает, что такое время: пять минут и бесконечностьдля годовалого малыша одно и то же.

Кризис двух лет: «Неть!» и все

До наступления кризиса он был ласковым и послушным, позволял водить себя заручку и вдруг превратился в строптивое существо, которое всем недовольно. Поведениеребенка так не похоже на прежнее, пусть и с шероховатостями, но сносное, чтоэтот критический этап наши психологи назвали «возрастом строптивости». А американскиеврачи иначе как «ужасное двухлетие» этот период не называют и сравнивают егос подростковым кризисом. Эти ужасные двухлетки имеют жгучую потребность ощутить,что чужая воля упирается в их «Неть!», как в непреодолимое препятствие. Иногдакроха и сам не рад, упираясь рогом, но должен это делать, иначе нельзя... Формированиеличности - главная задача малыша в этот период. Это значит, что он должен открытьи осознать себя как отдельное, самостоятельное существо: «Я и мама - не однои то же. Я могу действовать сам. Моя воля может быть другой. Источник моих действийвнутри меня».


Кризис трех лет:«Я сам!»

«Я сам!» продолжается. Теперь ребенок должен «показать, на что способен». Малышстремится реализовать себя в предметной деятельности, он постоянно что-то делает,творит. Кроха очень чувствителен к оценкам его умелости окружающими. В этотпериод у него формируется чувство собственного достоинства, конечно, если егохвалят, восхищаются им, если у него «получается». Зарождается в этом возрастеи чувство самоуважения - важный личностный фундамент развития всех детских способностейв последующих возрастах. Очень важно помочь малышу обрести это чувство, восхищаясьего успехами.
Успех и неуспех в этом возрасте так тесно связаны с внутренним «я» маленькогочеловека, что непризнание его достижений он воспринимает как трагедию! Как сигнало его малой ценности для родителей! И повести себя в этом случае ребенок можетпо-разному. Кто-то замыкается в себе, становится нерешительным и слезливым,а кто-то берет и «придумывает» свой успех. В данном случае воображение выполняетзащитную функцию. В этот же период дети впервые начинают лгать, хвастать, хитрить,у них ни с того ни с сего появляются страхи, в том числе темноты.
Обратите на все это внимание. С одной стороны, такие проявле
ния возрастная норма, с другой - тревожны и симптоматичны. Если ребенок сталчасто обманывать вас, если он боится ваших строгих замечаний и пытается отвестиот себя вину с помощью вымысла, прежде всего, задумайтесь о своем поведении.Пересмотрите систему своих оценок и способы наказания - соответствует ли ихсуровость провинностям? Не унижаете ли вы ими ребенка?
Симптомы детской лжи легко преодолеваются, если сразу ликвидировать причины,их вызывающие. В противном случае они могут закрепиться надолго, если не навсегда.

Сгладить шероховатости
Кризис может протекать очень остро, а может пройти почти незаметно. Причин томумасса. И темперамент ребенка, и то, какие взаимоотношения сложились у него сродителями. Имеет ли малыш возможность проявить самостоятельность или он слишкомопекаем? Сколько требований предъявляют ему домочадцы, соответствуют ли онивозрасту крохи? Позволяют ли малышу расслабиться, подурачиться? Учат ли компромиссу,учитывают ли мнение сына или дочери?..
В общем, зная индивидуальные особенности своего ребенка, мама, папа и другие,вовлеченные в «педагогическую поэму» родственники, в состоянии смягчить, свестик минимуму негативные проявления возрастных кризисов. А нижеприведенные советыпомогут вам в этом:

позаботьтесь о том, чтобы с самого раннего возраста у крохи был СВОЙ уголок,свои книги, игрушки, кроватка-

прислушивайтесь к его мнению, спрашивайте о его интересах. Предлагайте выборс самого раннего возраста: «Какие колготки ты хочешь сегодня надеть: красныеили белые?»-

цените маленькие и большие достижения ребенка, например, повесьте на стенуего рисунок, даже если вам он кажется безумной неаккуратной мазней. Хвалитеокружающим его успехи-

давайте чаду маленькие, соответствующие возрасту поручения: подмести пол,протереть со стола, подать что-нибудь-

выдавайте ребенку «лавры авансом», хвалите его много и преувеличенно-

чадо не хочет слушать вас? Но что мешает ему послушать зайку, надетого наваш палец-

никогда не обижайтесь на ребенка всерьез. Он вам не ровня и не станет таковойдаже много лет спустя, а потому копить обиды нет смысла-

всегда выполняйте свои обещания и будьте последовательны в своих требованиях-

не перегружайте малыша запретами, лучше уступить в мелочах, но не позволитькакие-то принципиально важные для вас вещи-

если наказания избежать нельзя, то оно должно следовать сразу за проступком-

выражайте свое недовольство определенными действиями ребенка, а не им самим-

не требуйте от малыша невозможного - будьте снисходительны к его возрастуи неопытности.

Удачи!

Количество просмотров:787

Ваша оценка статьи:

1
2
3
4
5

Похожие статьи:

Комментарии

 Екатерина Полищук, 09 Января 2012 в 13:09

сколько молока должен выпивать 9мес.малыш. с 4 мес.искусственное вскармливание,ест всё в перетёртом виде.от молока почти всегда отказывается (агуша с 8мес) пьёт только кефир и творожок ест.и до скольки мес. давать пюрешки?

 Илья Vladimiroviсh Аврамков, 01 Декабря 2012 в 11:24

сколько хочет пусть столько и ест, насильно ведь не вольёшь! мой тоже грудь один раз в день просит, хотя ему еще 8. зато я ночью отыгрываюсь)

 Танеев Руслан, 05 Октября 2012 в 19:41

У меня дети были грудничками, но двое, как только переставала кормить грудью молоко в рот вообще не брали - йогурты, творог - да. но молоко, как напиток - ни в коем случае!!! И до сих пор эти детки молоко не пьют! Одна любит молоко. еще двоим не очень важно было (в саду какао пили, а дома предпочитали чай, сок) Так что не насилуйте. Кашу ест?, Кефир, Творожек ест? этого вполне ДОСТАТОЧНО!

 Мария Южанина, 28 Августа 2012 в 00:03

Дети разные и аппетит тоже разный Пусть кушает сколько хочет Этого должно быть достаточно

 Елена Рыжик Воинкова, 06 Июля 2012 в 17:26

Посмотрите здесь реальные (честные) советы педиатра, которые не услышите в поликлинике.

 Александр Запольский, 29 Марта 2012 в 17:16

Молоко вам сейчас не обязательно. Кушайте то что едите, после года попробуйте ввести.

 Павел Иванов, 25 Января 2012 в 00:52

все зависит от малыша!

Добавить комментарий

Имя

Текст



Ссылки:

РАСПИСАНИЕ
И
ЦЕНЫ

ФОТОАЛЬБОМ

НАШИ
СПЕЦИАЛИСТЫ

ХОТИТЕ
ПРИСОЕДИНИТЬСЯ?

КОНТАКТЫ

Карта сайта