"СУМЕЮ САМ"
для детей от 1 до 3-х лет
вместе с родителями

"СУМЕЮ САМ"
для детей от 3 до 4-х лет

ТВОРЧЕСКАЯ
МАСТЕРСКАЯ

АНГЛИЙСКИЙ
ЯЗЫК

"РАЗ СЛОВЕЧКО,
ДВА СЛОВЕЧКО..."

МУЗЫКА
И
ДВИЖЕНИЕ

ДРУГОЕ

На главную>>Другое>>Детская психология>>Ребенок и пространство: новые горизонты

Ребенок и пространство: новые горизонты

Здесь — это там?

Базовой и наиболее естественной «системой координат», с которой и начинаетсяосвоение ребенком пространства, является его собственное тело. Представленияо том, где находятся «верх» и «низ», «право» и «лево», «здесь» и «там», формируютсяу малыша постепенно, через движения корпуса, конечностей, повороты головы, глаз.
Накапливается собственный опыт, зрительная информация тесно переплетается сдвижением. Например, в первые дни жизни новорожденный, лежа на спинке, воспринимаеттолько горизонтальные перемещения объектов. Сам являясь точкой отсчета, малышполучает первые представления о двух сторонах: правой и левой.
В 2—4 месяца кроха рассматривает свои ручки, делает попытки самостоятельно захватитьигрушку. Одновременно в зрительной системе появляется реакция на приближениеи удаление предмета. Взрослый также помогает ребенку смотреть на мир под другимуглом зрения, когда перемещает его в пространстве: берет его на руки, качает,переворачивает. Рецепторы вестибулярного аппарата реагируют на эти измененияположения тела, молодая нервная система расширяет свой сенсорный опыт.
К полугоду происходит настоящий скачок в освоении младенцем мира: малыш садится,и это сразу расширяет видимое пространство. Развивается координация движений,поле зрения расширяется с 60 до 180 градусов. Ребенок поворачивает голову икорпус, следит за перемещениями предметов и людей, может самостоятельно дотянутьсядо игрушки, смотрит, куда она упала.
Ползание открывает перед ребенком новые горизонты: теперь он «сам себе командир»— может передвигаться в пространстве самостоятельно, добираться до интересующихего предметов. Правда, обретение малышом новой степени свободы сказывается нажизни семьи: шкафы заклеиваются скотчем, количество свободного времени у мамсокращается до нуля, а концентрация внимания возрастает до бесконечности. Малышвсе исследует: открывает, достает, вываливает, вытряхивает. Кроме того, ползая,ребенок на собственном опыте осваивает и закрепляет не только координаты «направо—налево»,но и «вперед—назад». Представления о верхе и низе у крохи уже появились, нов своей полноте и наглядности они предстанут перед малышом с началом самостоятельнойходьбы. Таким образом, к году с небольшим ребенок на собственном опыте, благодаряопыту перемещений собственного тела, уже знакомится со всеми тремя осями координат:право—лево, перед—зад, верх—низ.

Ни далеко, ни близко...

Однако это только самое начало. Человек не был бы человеком, если бы не обладалречью. В деле освоения пространства речь играет далеко не последнюю роль. Ужес 6 месяцев ребенок начинает устанавливать связи между словом и предметом, действием.Психологи советуют не опоздать со временем первой экскурсии по квартире с малышомна руках. Расскажите ребенку обо всем, что встретится на пути, выделяя голосомслова, обозначающие величину, направление, расстояние до предмета. Например,лампа наверху, а ковер внизу. Здесь, на столе, у нас игрушки, а там, под столом,мячик. Кроватка близко, а окно далеко-далеко.
Понятно, что овладение речью и окружающим миром тесно связано. Во-первых, ребенокдолжен не только представлять стороны пространства, но и должен уметь их назвать.«Далеко», «близко», «справа», «слева», «вверху», «внизу», «впереди», «сзади»— это только некоторые из множества слов, обозначающих параметры пространства.Связать слово, понятие, с определенной пространственной характеристикой (направлением,расстоянием и пр.) — отдельная задача для малыша.
К трем годам большинство детей уже имеют конкретные представления о направленияхвперед-назад, вверх-вниз. Это результат их активного моторного опыта — движенийрук, головы, всего тела. Из-за того, что передвижения в пространстве постоянно«озвучиваются» взрослыми, малыш привыкает к соответствующим словам. Многие детиуже выполняют несложные задания по ориентации в пространстве: по команде взрослогошагают вперед-назад, подпрыгивают, приседают, поднимают игрушку вверх или опускаютвниз. Но самостоятельно назвать направления еще трудно. На вопросы, требующиеответа «вперед», «назад», «вверх» или «вниз», дети чаще всего отвечают «там»,«туда» или ограничиваются указательными жестами.
Малыш 5—7 лет уже умеет самостоятельно сказать, где висит лампа (наверху), гдесидит кошка (под столом) и прочее. Его уже можно попросить показать и назвать,какие предметы в комнате находятся наверху, какие внизу, какие впереди (у негосамого, у мамы (сидящей лицом или боком к ребенку), какие сзади (у него, у мамы).Такие упражнения помогают малышу осознать относительность пространственногорасположения: один и тот же предмет находится справа от мамы, но слева от негосамого. Ребенок начинает понимать, что он, его тело не всегда являются «точкойотсчета» и окружающий мир может существовать независимо и по своим законам.

О важности топографии

На следующем этапе ребенку предстоит овладеть пространством графическим. Здесьимеются ввиду карты, схемы, рисунки. Сложность заключается в том, что если реальноепространство, окружающее малыша, трехмерное, то графическое пространство всегдадвумерное, хотя и подразумевает ту же объемность, глубину.
Поэтому ребенку надо научиться понимать «условность» схемы, ориентироватьсяв «плоском» пространстве. Кроме того, ориентация в схеме носит «абстрактный»характер, так как не требует привычной для ребенка опоры — движений его собственноготела.
Все родители знают, насколько важно и полезно читать ребенку детские книжки,рассматривать вместе с ним картинки. Внимательные взрослые объяснят малышу,что на картинке находится над, что — под, что — наверху, а что — внизу. Ребенка5—6 лет, уже имеющего определенный опыт рассматривания картинок, можно попроситьрассказать, что на картинке далеко, а что близко, что наверху, а что внизу,какие предметы на картинке находятся рядом, а какие далеко друг от друга.
Но и это еще не все! К началу обучения в школе ребенок начинает знакомитьсяс символическим пространством, с миром чисел и счетных операций.
Действительно, число — это определенная величина, имеющая свое место в рядудругих величин. Числа можно складывать (шагать «вперед» по числовому ряду) ивычитать (перемещаться «назад»). Здесь уж, действительно, одни символы: рукамине потрогать. В этом и заключается основная сложность — мир символического пространствацеликом «умозрительный», абстрактный, и все операции должны происходить «в уме».Конечно, перед этим малыш знакомится с понятием числа, его величины и местав ряду других чисел, учит цифры.
В начале обучения главное — наглядность, для чего и используются счетные палочки,лото и прочий дидактический материал, и только потом числа и действия с ними«переходят» во внутренний план.

Интеллектуальный скачок

Освоение символического пространства — это качественный интеллектуальный скачок,требующий определенной готовности мышления, речи, памяти, восприятия. Он происходитдалеко не сразу и требует длительной проработки и упражнений.
Наращивание темпов обучения в школе приводит к тому, что даже в третьем—четвертомклассе мы можем встретить детей, мучительно пытающихся считать под партой напальцах или на деревянной линейке. И «муштровать» их дополнительными занятиямисовершенно бесполезно: они не «лентяи» и не «бездари», просто на каком-то этапе(скорее всего, на этапе знакомства с собственным телом) представления о пространствене были до конца освоены малышом, и на этот «нетвердый фундамент» так же нетвердои искаженно наслоились все последующие знания.
Опытные психологи знают, что для того, чтобы неуспевающий ребенок начал получатьпо математике «пятерки», ему надо заново освоить свое тело. Через движения своихрук, ног, головы и корпуса малыш должен понять и четко представить, где правои лево, где верх и низ. То есть в каком-то смысле «вернуться назад». Московскиминейропсихологами разработан цикл специальных занятий, позволяющий 4—6-летнемуребенку заново и правильно пройти многие этапы своего раннего развития, включаямладенчество. Этот метод называется методом замещающего развития.
В заключение хочется сказать, что несмотря на то, что освоение окружающего мирав жизни каждого из нас происходит совсем не сразу и даже как будто бы незаметно,оно таит в себе немало самых настоящих «загадок природы». Поэтому давайте сбольшим уважением отно-
ситься к тому, что составляет неотъемлемую часть нашей жизни, к Пространству.

Мозаика мира

Восприятие пространственных характеристик — явление довольно сложное, и «достается»ребенку непросто. Начнем хотя бы с того, что в коре головного мозга существуютобласти, которые сами из внешней среды сигналов не получают, но синтезируютинформацию, поступающую из других мозговых зон. Они имеют самое сложное строениеи созревают позже других участков мозга. Одна из таких — теменно-височно-затылочнаязона. Она-то «создает» из мозаики всей мозговой информации представление человекао пространстве. Только представьте себе, что в полноценном восприятии окружающегомира участвует весь мозг в целом! Для того чтобы создать представление о том,что происходит вокруг, человеку необходимы и зрение, и слух, и информация отвестибулярного аппарата, и осязание!

Игра на освоение пространства

Положить перед 2-х—3-х-летним ребенком две игрушки (зайчика и мишку) так,чтобы зайчик был рядом, а до мишки малыш мог дотянуться с трудом. Скажите ребенку,что зайчик близко, а мишка далеко. Попросите малыша дать мишку. (Пока он тянется,произнесите: «Мишка далеко-далеко убежал!»). Теперь пусть даст зайчика. («Азайчик здесь, близко!») Потом «Мишка еще дальше убежал. Поймай его!» (Покажитеребенку, как убегает мишка и пусть он сходит за ним и принесет.) Потом убегаетзайчик («Зайчик далеко!») и быстро возвращается («Зайчик опять близко!»). «Имишка, и зайчик близко». Потом, меняя расстояние, сами спрашивайте ребенка,где теперь мишка? Где зайчик?

Количество просмотров:751

Ваша оценка статьи:

1
2
3
4
5

Похожие статьи:

Комментарии

 ROLO Tomasi, 29 Апреля 2011 в 22:30

Как вы думаете? Вопрос больше по психологии...вн. Прочтите сначала, пожалуйста. Потом два вопроса. "…Ребёнок неусидчивый, невнимательный, часто конфликтует с детьми. Уровень его активности, самостоятельности крайне низкий: при выполнении заданий требуется постоянная внешняя стимуляция; мотивация к учебной деятельности не сформирована. При выполнении заданий, требующих анализа, сравнения, выделения главного, установления закономерностей, ребёнку требуется обучающая помощь; перенос освоенного способа деятельности на выполнение сходного задания не осуществляется. Темп деятельности ниже средних показателей возрастной группы, к тому же деятельность ребёнка хаотична, непродуманна, организующая помощь при этом малоэффективна. Кругозор мальчика ограничен; знания, даже о непосредственном окружающем, отрывочны, бессистемны. Фразовая речь не сформирована, ответы чаще всего односложны, в речи много ошибок, всё это к тому же усугубляется плохой дикцией, нарушениями в произношении гласных и согласных звуков. N – мальчик добрый, но не всегда может уступить другому ребёнку, на первом плане у него личные интересы, приоритеты, и, как следствие, отношения с детьми не складываются, нередки конфликты." Что Вы можете сказать о личности писавшего (ей)? Сколько лет ребёнку, о котором всё ЭТО написано? Ваши впечатления?

 Руслан Sterh Шамбасов, 14 Октября 2012 в 05:03

Написано это явно психлогом, обследующим ребенка на предмет его развития....наверняка про ребенка 5-6 лет... такое ощущение, что это стандартный текст, который они пишут для всех, кого считают отстающими в раззвитии... тут все размыто и ничего конкретно вроде бы и не написано, но понятно, что ребенок их не устраивает...

 Татьяна Быстрова, 06 Августа 2012 в 12:40

Лет9 и просто пациент ДУРКИ !!!

 Глеб Дмитриев, 30 Января 2012 в 09:21

rebenky primerno 4-6 let. pisal ili vospitatel ili psiholog. chto mne zdes meshaet eto to chto nachinaut i zakanchivaut opisanie otricatelnoj harakteristikoj- kak to ne po pedagogicheski, pomoemy. a vu potom pravilnuj otvet skajute? interestno je

 Ольга Швачич, 19 Января 2012 в 07:00

4 года, мальчик, из неблагополучной (или неполной) семьи, либо недоношенный.

 Михаил Пиввуев, 14 Января 2012 в 11:08

5-6 лет детям.

 Даха Пискарева, 03 Января 2012 в 02:52

Нужно вторую такую ЛИЧНОСТЬ найти и её мнение спросить. Может быть первоклашка, который не нашол своё место в классе.. Или ребёнок перешедьший в другой класс ( школу), но точно до 5 класса. Бывают такие харрактеристики. Я видела детей, подходящих к этому примеру, но они не ходили в школу, а ходили к логопедам, психологам и всякие другие курсы посещали. Не одна мамочка при этом не призналась , что ребёнок действительно нуждается в помощи, ругали воспитателей и т.д. ( Я не указываю на вас) Просто нужно 2 и 3 мнение!! Бывают учительницы , просто кошмар. У меня одна такая была, правда недолго, кроме 3 ничего не ставила, даже если всё правльно было, то просто чёркала красной пастой везде и 3 ставила!! Родители не разбирались да и я боялась что то сказать, продолжалось это 1 месяц. Короче: Нужно другое мнение Если другое мнение такое же, то смериться и помоч ребёнку. Удачи!! Когда тайну откроите? тоесть на свои вопросы сами ответите??

 Dmitry Living new live Borisenko, 06 Ноября 2011 в 08:41

Писал специалист, скорее всего психолог. О его личности ничего сказать нельзя, т.к. написано узкоспециальным языком, личность в этом тексте не присутствует. Речь идет о ребенке возраста 6-7 лет, я бы предположила, что эти характеристики были даны после обследования ребенка на предмет готовности к школе.

 Оксана Вреднючка Соболь, 14 Октября 2011 в 04:41

Сказала бы, что ребёнку лет пять-шесть, и его очень хотят откуда-то вытурить, что с такой вот характеристикой сделать довольно просто. Дальше пошлют на психолого-медико-педагогическую комиссию, и диагноз "необучаемый" или рекомендация "отправить в коррекционную школу" у вас в кармане...Под давлением руководства написать такое могла и студентка- практикантка, и особа в возрасте, крепко держащаяся за своё место.

 Yulechka Nelepina, 29 Августа 2011 в 11:25

писавший это, скорее всего либо врач, психолог, либо просто глупая малолетняя мамаша которой вовсе не до ребенка и она в шоке от всего что написано врачами о ее ребенке...=)) лет ребенку от 3 до 5, детей таких очень много, они освоятся в этом мире, примут все что их окружает и изменят свое отношение ко всему и ко всем...

 Александра Матвеева, 14 Июня 2011 в 09:21

Писал педагог, хотя мождет и работающий последнее время психологом. Написавший, скорее человек зависимый, легко идущий на компромиссы с совестью..Хотя и вполне образованный. Ну и характеристика писавшего очень предположительна. Может все верно, и написал хороший специалист. Хороший не только в смысле образования (а это видно по написанному), но и в смысле нравственности. Просто здесь же лишь отрывок, не полное заключение. Да и неизвестно для чего и для кого это залючение дано. Мальчик скорее всего младшего школьного возраста (лет 6-8). Хотя может быть и еще старший дошкольник (мотивация к учебной деятельности как сформированное до определенной степени качество предполагается все же к поступлению в школу). Это характеристика выпускника д/с? Создается впечатление, что ребенок очень сложный...по данной цитате заключения можно предположить наличие органических поражений цнс (центральной нервной системы) (родовые травмы?, проблемы в период беременности? перенесенные травмы или заболевания в период первых лет жизни? генетика?) ХОтя есть некоторые разногласия: ребенок неусидчивый, и при этом уровень активности низкий. Речь идет о познавательной активности видимо. в лучшем случае возможна общеобразовательная программа обучения (на 2 да на 3), в идеале коррекционное обучение, кажется, 7 вида будет более эффективным.

 Страница не найдена, 19 Мая 2011 в 02:12

Мальчику необходима спецшкола. Впечатление что написано о дебиле.

Добавить комментарий

Имя

Текст



Ссылки:

РАСПИСАНИЕ
И
ЦЕНЫ

ФОТОАЛЬБОМ

НАШИ
СПЕЦИАЛИСТЫ

ХОТИТЕ
ПРИСОЕДИНИТЬСЯ?

КОНТАКТЫ

Карта сайта