"СУМЕЮ САМ"
для детей от 1 до 3-х лет
вместе с родителями

"СУМЕЮ САМ"
для детей от 3 до 4-х лет

ТВОРЧЕСКАЯ
МАСТЕРСКАЯ

АНГЛИЙСКИЙ
ЯЗЫК

"РАЗ СЛОВЕЧКО,
ДВА СЛОВЕЧКО..."

МУЗЫКА
И
ДВИЖЕНИЕ

ДРУГОЕ

На главную>>Другое>>Детская психология>>Этикет с малых лет. О правилах хорошего тона

Этикет с малых лет. О правилах хорошего тона

  Консультант: Елена Нагейрнер, педагог-психолог  .

    Знание и соблюдение правил этикета – своего рода ярлык, по которому многоеможно узнать. Где человек вырос, какой стиль общения был принят у него дома,насколько внимательно и бережно относится он к людям. Можно увидеть и то, насколькомы, родители, преуспели в воспитании ребенка, насколько удобной мы сделали егожизнь.

    К истории вопроса
     Как только люди стали жить вместе, появилась потребность в правилах мирногососуществования. Стремление обозначить нормы поведения в обществе наблюдалосьеще в Древнем Египте, Греции и Риме. Главную роль играл дипломатический этикет– важное условие мира между государствами. Затем возник придворный этикет: сложныеторжественные церемонии. Потом формируется гражданский этикет: правила поведенияв повседневной жизни. Отношения полов, высших и низших слоев общества были строгорегламентированы. Нарушить этикет означало исключить себя из своей социальнойгруппы.
    Первой книгой по этикету принято считать «Дисциплину клерикалис», составленнуюв начале XIII века испанским священником Педро Альфонсо. На ее основе вырослиправила поведения в Англии, Франции, Германии. Однако истинное облагораживаниенравов в Европе началось с Италии. Эпоха Возрождения изменила нравы и манеры:люди начали интересоваться искусством, модой и друг другом.
    Россия до XVIII века руководствовалась сводом правил «Домострой», в основе котороголежали строгое сословное деление, подчинение младших старшим, низших высшим.
    С эпохой Петра I появились европейские нормы поведения, отраженные в книге «Юностичестное зерцало, или Показание к житейскому обхождению, собранное от разныхавторов». До Октябрьской революции европейские обычаи парадоксально сочеталисьс патриархальными порядками, составляя довольно живописную картину (хорошо представленнуюв пьесах Островского). Советская эпоха добросовестно искоренила само понятиеэтикета, заменив его абстрактным «Кодексом строителя коммунизма» и правиламикоммунального общежития.
    Сегодня этикет – условное обозначение для поведения в повседневной жизни. Этикетзаполняет наше общение дома, на улице, в Интернете, буквально – везде. На любоедействие существует рекомендация, как сделать его правильнее.
    В основе всех хороших манер лежит забота о том, чтобы люди чувствовали себяхорошо вместе. Этикет – не что иное, как умение держать себя в обществе так,чтобы заслужить одобрение и никакими из своих действий не оскорбить кого быто ни было.

От 0,5 до 1,5
    

     На первый взгляд о правилах приличия в столь нежном возрасте говорить ещерано. Однако и здесь существуют способы сделать комфортнее общение младенцас социумом.
    Пока лучшее, что можно предложить – не ходить в места большого скопления народа.Если, к примеру, все же очень хочется посидеть в кофейне с подругой, взяв своюкроху, надо занять столик в углу, занять ребенка принесенными с собой игрушкамии спокойно относиться к косым взглядам. К счастью, младенец этого возраста обычновызывают у окружающих лишь умиление – как бы безобразно, с вашей точки зрения,он себя ни вел.
    Дома можно задуматься о зачатках застольного этикета: при кормлении малыша постепенноуменьшать забрызгиваемую едой площадь. Наилучших успехов достигают дети, которыхкормят в одно и то же время, за одним и тем же столом, применяя определенныеритуалы (повязать фартучек с поясняющими словами, рассказать о том, что сейчасбудем кушать, акцентировать внимание на тарелочке и так далее)... Так кормлениепостепенно превратится в обед.

1,5–2 года
    

     Столовый этикет
     Начинаем «есть по правилам». Малыш уже в состоянии пользоваться ложкойи салфеткой, перед едой – мыть и вытирать ручки. Главное, что требуется от родителей,– терпение и ласка.

    Речевой этикет
     Чтобы научить ребенка отвечать на добрые знаки внимания в его адрес, вего лексиконе как можно раньше должны появиться слова вежливости. Тогда же,когда он только учится говорить. Обращаясь к малышу с просьбой, всегда начинайтефразу со слова «пожалуйста» и заканчивайте ее словом «спасибо».
    Чаще проявляйте благодарность ребенку за самые незначительные поступки. Обязательно– за то, что он был послушным, быстро собрался на прогулку, был терпеливым,когда пришлось ждать автобус и т.д.
    Научите малыша здороваться и прощаться. Здесь гораздо красноречивее слов собственныйпример. Если повторять ребенку, что нужно говорить «здравствуйте» знакомым людями при этом игнорировать соседку, то урок получится напрасным.
    Иногда о правилах вежливости забывают очень импульсивные дети, которым трудноудержать внимание на чем-то определенном. Они знают, что нужно поздороваться,но настоящий момент для них как бы не существует, они увлечены уже следующимдействием, поэтому часто напрочь забывают об этикете. Взрослому придется останавливатьторопыжку и терпеливо произносить волшебные слова за него.
    Проявляйте к малышу больше уважения. Например, ему неудобно смотреть вверх.Сделайте дружественный жест: приветствуя ребенка, согните колени, чтобы вашии его глаза оказались на одном уровне. Это рождает доверие и выражает взаимопонимание.Ему легче научиться правилам хорошего тона, если в их основе лежит уважениек каждой мелочи.

    Этикет в одежде
    Старинные книги по этикету представляли искусство одеваться как одно из самыхнеобходимых качеств, которым должен обладать воспитанный человек. «Одевайтесьне лучше и хуже уровня людей своего сословия, не выше и не ниже своих материальныхвозможностей, с блеском и недорого, опрятно и со вкусом». Современный двухлетниймалыш тоже приучается следить за одеждой – одернуть платье, поправить штанишки.Привыкнув к аккуратности с детства, он легко сможет выбирать подобающий нарядв будущем.

3–4 года
    

     Столовый этикет
     Еда становится все более «утонченной»: малыш начинает пользоваться вилкойи есть суп не с конца ложки, а с бокового края. Вполне по силам научиться аккуратноотламывать хлеб: над своей тарелкой, чтобы не крошить на скатерть. Пора узнать,что во время еды на следует расставлять локти и низко склонять голову над тарелкой.Голову только чуть наклоняют и на эту высоту подносят ложку или вилку. Не нужнодуть на горячую еду и напитки, причмокивать. Нужно есть и пить с закрытым ртоми беззвучно. В случаях, когда к еде предложен какой-либо напиток, следует вначалепроглотить то, что находится во рту, и только потом запить. Хорошо бы до этогопротереть губы салфеткой. Совсем уж «высшим пилотажем» будет пользование салфеткойпо правилам: губы промакивают центральной частью салфетки, а пальцы вытираютее краями.
    Рекомендации столового этикета мало изменились за века: еще в XVIII веке «младомуотроку» предписывалось, что «неприлично руками по столу везде колобродить, носмирно себя вести, а вилками по тарелкам, по скатерти или по блюдам не чертить,не колоть и не стучать, но сидеть прямо, тихо и спокойно».

    Речевой этикет
     Цель этикета – сделать жизнь максимально приятной, научиться обходить всеуглы и нечаянные обиды. Для этого сразу надо учить ребенка разговаривать спокойнои негромко. Особенно в спальне и других помещениях для отдыха. С помощью голосанепроизвольно создается некая атмосфера – приятная или тяжелая (и дело не всмысле слов, а в интонации). Разговаривайте сами мягко и нежно, не повышая голоса.Так и малыш сможет выработать верный тон в общении.

    Этикет общения
     Цель – выработать уважительное отношение к старшим и заботливое – к младшим.Взрослых пора называть по имени-отчеству. Кстати сказать, традиционное вежливоеобращение не только демонстрирует уважение, но и устанавливает дистанцию. Ксожалению, не все взрослые «дяди» или «тети» хорошо относятся к детям. Болееотстраненное обращение убережет от многих проблем.
    Взращивается покровительственное отношение к малышам. При всяком удобном случаепредлагайте нечто вроде «помоги Машеньке завязать ботинок». Не упускайте возможностисамим оказать другу ребенка какую-нибудь услугу: накормите, предложите вместепоиграть. Ваша искренняя помощь – наглядный урок этикета.
    Чтобы сделать комфортнее взрослую жизнь, взаимодействию надо учить сейчас. Чащеговорите о друзьях и дружбе, обсуждая любые тонкости. Например, получив ответ«я дружу с Васей, потому что он всегда дает мне игрушки», не нужно заканчиватьна этом беседу. Взрослый рискует закрепить односторонне-потребительские представленияо дружбе. Лучше продолжить: «А ты?» – «Я тоже даю игрушки». – «А это приятно– делиться с другом?» Затратьте на общение побольше времени: эти беседы помогутребенку понять и принять ценность дружбы.

    Этикет в одежде
     Опрятный внешний вид и навыки самообслуживания становятся нормой. Теперьребенок может мыть руки мылом, чистить зубы пастой, пользоваться носовым платком.Он сам следит за своей внешностью – причесывает волосики (конечно, если оникороткие), выбирает платье. К счастью, теперь это нетрудно: дети кокетливы ихотят нравиться друг другу.

    5–6 лет
    

     Этикет общения
    Учите позитивно относиться к окружающим. Для этого старайтесь не обсуждать придетях других людей, особенно когда оценки носят негативный характер. Запретитесебе любые осуждающие высказывания о друзьях ребенка.
    Во всех случаях начинайте с себя. Труднее всего малышу следовать правилам, которыенарушают сами взрослые. Трудно усвоить, что обманывать нельзя, если папа проситмалыша отвечать по телефону, что «его нет дома». Невозможно втолковать, чтовзрослым в некоторых ситуациях обманывать можно, а детям – категорически запрещается,потому что это «нехорошо».
    Если придется столкнуться с детской ложью, проявите родительский артистизм,утрированно демонстрируя, как сильно он расстроил вас своей неискренностью.
    (Исключением может быть только «ложь из благородства», например, когда ребенокберет на себя вину друга – тут надо сделать вид, что поверили объяснениям.)
    Того, что запрещено, должно быть как можно меньше. Но уж если нельзя – то нельзяникак. Время от времени каждому человеку, а тем более ребенку,
    хочется взять тайм-аут, освободиться от подчинения определенному регламенту(демонстративно уйти из-за стола, нагрубить вместо «спасибо»). Причины – и усталость,и недовольство собой и окружающими. Надо признать эту слабость, но обязательномягко пресечь. Если нельзя – то не только тебе, но и никому.
    Не стесняйтесь признавать перед малышом свои ошибки. Если ребенок никогда неслышал в свой адрес извинений, ему сложнее будет понять смысл этого действия.
    Сам ребенок тоже должен уметь сказать «нет» – дружески, но твердо. Это весьмапригодится. Многие из нас до старости говорят «нет» так неумело, что либо всевремя идут на какие-либо уступки и страдают от этого,
    либо отказывают так грубо и оскорбительно, что это действительно нельзя назватьхорошим тоном.
    Особое значение умение говорить «нет» приобретет в подростковом возрасте. Чужоемнение, мнение друзей зачастую важнее собственного. Он должен сказать «нет»на предложение, которое считает неправильным. Воспитанный человек сможет отказатьзнакомым, если это обидит близких ему людей.

    Кроме того, в старшем дошкольном возрасте пора научиться слушать. Это такоеже необходимое условие для вежливого и воспитанного человека, как умение говорить.Не вмешиваться в разговор старших, не перебивать, не спорить. Беседовать толькоуважительно и приветливо.
    Столовый этикет
    Основные правила поведения за столом уже должны быть усвоены. Малыш полностьюовладевает всеми столовыми приборами – начинает пользоваться ножом. Чихать икашлять – в платочек.
    Хорошим манерам проще учить на примерах. Обсуждайте увиденное на экране и вжизни, прочитанное в книгах. Собственно, так советовалось и в книге «Юностичестное зерцало»: «Когда надлежит тебе явиться в такое место, о правилах поведенияв котором тебе ничего не известно, то следует присматриваться к тому, как ведутсебя другие, и учиться на их ошибках».

7–8 лет
    

     Школьный этикет
     Новые условия диктуют и новые правила. Правильно сидеть за столом – этои красиво, и полезно для здоровья. За обеденным столом можно только запястьемопираться о его край, только ненадолго положить локоть.
    Школьные успехи тоже имеют прямое отношение к этикету. Писать неразборчиво также некрасиво, как в разговоре бормотать себе под нос. Книги XIX века указывали,что письмо отображает нравственный облик пишущего, его образование и знания.Потому вопрос аккуратного почерка — далеко не праздный.

    Речевой этикет
     Важно следить за правильной речью. В принципе, идеального, неиспорченногоязыка никогда и не существовало. Блюстителям чистоты всегда было за что бороться— даже во времена Пушкина. В 20—30-е годы прошлого века разговорную речь захлестнулапервая волна уличного жаргона, языка воров и беспризорников. Вторая волна пришласьна 90-е годы, «обогатив» язык новыми блатными выражениями. Молодежный жаргонпитают и другие источники — сленг музыкальных фанатов, наркоманов, компьютерщиков,английский язык.
    Малыши начинают «приносить» первые жаргонные и нецензурные слова со двора ещев 3—4 года. Став постарше, ребенок «бравирует» этими словами, использует ихв качестве своеобразного пропуска в компанию сверстников. Надо предусмотреть,чтобы использование этих выражений не стало средством шантажа и провокации.Разумнее всего — не реагировать резко. Просто объяснить, что некоторые слованеприятно слышать, что в языке существует множество способов для выражения чего-либо,в том числе и для проявления гнева. Малыши довольно быстро забудут о новинках,если вы не станете углубляться в объяснение значений того или иного слова.
    В школьные годы проблемой становится неопределенность, размытость значений вязыке ребенка (к примеру, «круто» может быть и отрицательной, и положительнойоценкой ситуации). Спасение — только в чтении и разговорах. Надо понимать, чтов определенный период роста ребенку придется переболеть «языковой болезнью»,чтобы, преодолев стихию, осознать достоинство и силу русского языка.
    В целом же, этикет — это так обыденно... В сущности, воспитывать нужно не столькоманеры, сколько то, что выражается в них: бережное отношение к миру и обществу,к природе и истории. Вместо сотни правил можно запомнить одно — необходимо уважительноотноситься к окружающим нас людям.

    

А раньше?
    

     Почему мальчик, юноша, мужчина, входя в помещение, снимает головной убор?В средние века рыцарь, входя в дом, поднимал забрало, показывая тем самым, чтопришел с мирными намерениями. Спускаясь по лестнице, мужчина всегда должен идтивпереди. В далеком прошлом у женщин были длинные платья со шлейфом. Чтобы ненаступить на этот шлейф и не опрокинуть на него свечу, мужчина спускался полестнице впереди своей спутницы, освещая ей дорогу. Кроме того, на прогулкеюноша, мужчина должен идти слева от девушки, женщины. В средние века рыцарьдля защиты от нападения носил шпагу. Чтобы не задеть шпагой спутницу, он шелслева от нее, готовый в любой момент выхватить оружие. Сегодня справа от девушкимогут ходить только военнослужащие, для того, чтобы иметь возможность отдаватьвоинскую честь.

    Разный этикет
     Выделяют четыре основных направления этикета:
    

     речевой, который регламентирует словесные формулы приветствия, знакомства,поздравления, пожелания, благодарности, извинения, просьбы, приглашения, совета,предложения, утешения, сочувствия, соболезнования, комплимента, одобрения. Кнему также относят манеру разговаривать и искусство вести беседу-
    мимика и жесты.
    

    Многие народы имеют свои специфические жесты приветствия, прощания, согласия,отрицания, удивления. Отношение к собеседнику и теме беседы выражается такжес помощью мимики, улыбки, направления взгляда-
    

     организация пространства в этикете (или этикетная проксемика).
    

    Важное значение в этикете имеет и взаимное расположение собеседников в пространстве,выбор определенной дистанции, наличие или отсутствие между ними физическогоконтакта.
    этикетная атрибутика
    

    К этикетной атрибутике относятся прежде всего одежда, украшения и головнойубор, а также подарки, цветы, визитные карточки.

    Правила хорошего тона
    В приличном обществе не следует:
    

     чесаться, ковырять в зубах, плевать, причесывать волосы, чистить ногти-
    жевать с открытым ртом, чавкать или причмокивать губами-
    оставлять ложку в чашке или есть с ножа-
    подвязывать салфетку (можно только очень маленьким), облизывать пальцы вместотого, чтобы вытирать их салфеткой-
    садиться за стол неумытым, непричесанным, неаккуратно одетым-
    забывать приветствовать своих домашних утром и по возвращении домой-
    откидываться на стульях или отодвигать их от стола всем весом своего тела-
    сидеть разваливаясь за обеденным столом или ставить на него локти, перегибатьсячерез спины других-
    топать очень громко, хлопать дверями-
    проходить вперед других, не сказав: «Пожалуйста, извините меня» или: «Сожалею»-
    вяло отвечать «нет» и «да», вместо того, чтобы говорить «да, мама», «да, ИванИванович». В некоторых случаях можно отвечать «да» или «нет», но четко и доброжелательно.Тон имеет большое значение-
    рыгать, чихать или кашлять, не пытаясь отвернуться от соседей, закрыть рот рукойили чистым платком-
    набивать до отказа рот-
    вытягивать ноги в проход-
    вести себя шумно и вызывающе в общественных местах-
    входить в комнату, дверь которой закрыта, не постучав и не подождав разрешениявойти-
    прерывать беседу без важного на то основания и не попросив позволения высказаться-
    говорить слишком громко, непрерывно болтать-
    ходить волоча ноги-
    щелкать суставами, барабанить пальцами, качать ногой и т. п.-
    жевать резинку, за исключением того времени, когда находишься в одиночестве.
    Верующим детям нужно прочитать короткую молитву, прежде чем начать есть.

    Умение вести беседу
     Принято считать, что за «взрослым» столом дети должны молчать. Но это неверно.Подросших детей за «взрослым» столом могут попросить рассказать о чем-то, итогда они вежливо должны отвечать на вопросы гостей. Самим детям проявлять инициативуне следует. В свою очередь взрослые должны быть внимательны и вежливы с детьми.Нельзя призывать сделать что-то криками, понуканиями, указующими жестами. Детиочень чувствительны к бестактности на людях.
    Вести беседу за столом — большое искусство, которому, как и многому другому,можно научиться на практике и только в доброжелательной обстановке.
    

     Идем на «Вы»
     На вопросы наших читателей
    об этикете отвечает детский психолог Ольга Шевнина

     ?«Мы с мужем хотим, чтобы наш ребенок вырос воспитанным и культурным. Скажите,пожалуйста, с какого возраста нужно требовать от него соблюдения этикета?»
    Ольга Воронова, г. Москва

    Ваше желание, думаю, разделяют многие. Вряд ли найдутся те, кто мечтает о невоспитанномребенке. Но для начала стоит разобраться что именно стоит за этим понятием –этикет?
    Этикет (французское слово «etiquette») означает совокупность правил поведения,проявления внешней культуры человека, группы людей. Иными словами, правила этикета,которые обязан усвоить и соблюдать культурный человек, дают ответ на вопросы:как себя вести в конкретной обстановке, как и что говорить в том или ином случае,как одеваться, держаться за столом и так далее. Этикет во многом совпадает сэтикой, ибо то, что неприлично с точки зрения этики, отвергается и этикетом.
    Дорогие родители, задумайтесь, входят ли в ваше понятие этикета и воспитанноститакие качества, как смелость, преданность, правдивость, инициативность, воля,индивидуальность? Некоторые взрослые, к сожалению, употребляют слова «хорошоили плохо воспитанный» в основном при оценке манер ребенка. Так, «образцовой»девочкой слывет та, которая послушно сидит на стуле, не шумит, не просит подарков.Но ведь бывает и так, что за ее молчанием скрывается лицемерие, лживость? Вто же время о шустром мальчишке, который иногда прерывает разговор взрослых,напевает за едой, не способен и двух минут посидеть без дела, окружающие склоннысудить излишне строго.
    Безусловно, воспитать ребенка – это значит научить его и хорошим манерам. Вежливостьнеобходима и обязательна. Малыша следует знакомить с элементарными правиламиповедения, как только более или менее он начинает осознавать окружающий мир.При этом не стоит перегибать палку. Не стремитесь превратить кроху в «маленькогостаричка», навязывая ему «взрослое» поведение.
    «Золотое правило этики» – «не делай другому того, чего не хочешь, чтобы делалитебе» – в позитивном варианте звучит так: «поступай по отношению к другому также, как ты хотел, чтобы он поступал по отношению к тебе».
    Прививать хорошие манеры, на мой взгляд, следует с рождения. И начинать работунужно с себя, с взрослых членов семьи. Помните о том, что вы во всем будетеобразцом для подражания. Уступили место старушке, объяснили малышу, что емулегче немножко постоять, чем бабуле с больными ногами – один-ноль в вашу пользу!Вступили на глазах ребенка, пусть даже еще не умеющего говорить, в рыночнуюсклоку в стиле «вас здесь не стояло... – пошла ты... – сама пошла...» – проигралинесколько очков. И так день за днем, год за годом.
    Едите дома всегда только с ножом и вилкой, пожалуйста, положите детские приборырядом с тарелочкой вашего малыша. Но до поры до времени не пытайтесь специальнообучить его этому, если сами предпочитаете «американский вариант» – все нарезать,а затем взять вилку в правую руку. Не будет толку. Да и в респектабельном рестораневаш ребенок произведет лучшее впечатление, если поест аккуратно и с удовольствием,не соблюдая всевозможных тонкостей, и ему не придется краснеть и мучаться, ловяубежавший из ручки ножик. Вырастет – овладеет всем этим искусством с гораздоменьшими потерями.
    Выходя с малышом «в свет», постарайтесь не забывать, что туфли на каблуках вредныдля детских ножек, а фрак и бабочка – не самая удобная одежда для непоседы.Если маленького джентльмена или леди не будут раздражать некомфортные наряды,то они и вести себя будут, между прочим, намного лучше.

    ?«Посоветуйте, пожалуйста, как вести себя с ребенком, который не хочет здороваться?Моей дочери 4,5 года. Я постоянно испытываю неловкость перед окружающими. Кудабы мы ни пришли – не хочет здороваться. Вместо «Здравствуйте» упирается, отворачиваетсяи молчит».
    Рита Смирнова, г. Гжель
     Скорее всего, у вас просто очень стеснительный ребенок. Постарайтесь понятьчувства дочери. Вспомните свое детство, может быть, и вы были такой же? Но дажев том случае, если с вами ничего подобного не происходило и вы всегда с легкостьюобщались с окружающими, это не дает вам права требовать от ребенка невозможного.Главное, чтобы вы поняли: ваша дочь не не хочет, а не может сказать «Здравствуйте».Просить ее об этом (а тем более, заставлять) бесполезно. Стеснительные людив первую очередь страдают сами. И ваше порицание только ухудшит ситуацию.
    Что могут сделать родители в этой ситуации? Начнем с того, что делать нельзя.
    Нельзя забывать, что встреча застенчивого ребенка с травмирующей ситуацией,в которой вы ему не помогли, сильно усложняет проблему. Вам неудобно, вы подыгрываете«чужой тете», которая вдруг решила воспитать вашего сына или дочь чудеснымифразами вроде: «Если не поздороваешься, мама тебя не будет любить».
    Нельзя стыдить, ругать за «невоспитанность», объяснять при нем, что «он у насстеснительный, застенчивый». Это не изменит ребенка, не придаст ему уверенностив себе. Наоборот, он только убедится в том, что у него непреодолимый недостаток.Такие дети в качестве оправдания предпочитают говорить: «Я стесняюсь», закрывшисьэтой спасительной фразой от возможности преодолевать себя.
    Теперь о том, что вы можете сделать. Попросите воспитателей и близких не ругатьребенка за отстутсвие приветствия. Попробуйте подходить и здороваться вместес дочерью. Сразу не получится – не беда, не расстраивайтесь и утешьте ребенка.Получится в другой раз.
    Объясните, что означает слово «здравствуйте» – желаю здоровья. Расскажите, чтоможно говорить вместо здравствуйте – и в каких ситуациях. «Добрый день», «доброеутро» – может быть, тем самым вы сможете обмануть застенчивость. Поясните, чтодетям можно говорить «здравствуй» и «привет».
    Сами почаще употребляйте эти слова. Утром проснулись – «Доброе утро!» Встретилисьна кухне: «Здравствуйте!» Пришли с работы – опять: «Здравствуй!» Если у васдома здороваться не принято, то как ребенок может понять, что это необходимоделать в каких-то других местах?

    ?«Когда ребенка надо учить обращаться к чужим взрослым на «вы»? Нам скоротри, мы пошли в детский сад. Так сын к воспитательнице обращается: «Привет!»,«Застегни мне...» Может, пора уже объяснить разницу «ты» и «вы»? Как это лучшесделать?»
    Юлия Гопоненко, г. Москва
     Разницу между «ты» и «вы» объяснить нелегко. Если «вы» – это уважительное,то непонятно, почему маме и бабушке говорим «ты». В прежние времена, когда былопринято родителей называть на вы, объяснить было бы проще. Возрастной критерийтоже не подходит. Степень знакомства – понятие условное. Воспитатель очень хорошознаком, а называть следует на «вы». Непонятно.
    И все же попробуйте объяснить, только с учетом правил и исключений. Пусть этостанет частью ваших игр. Играете в магазин, доктора, школу – говорите «вы»,причем непременно меняйтесь ролями – чтобы в свою очередь говорить «вы» сыну.Пройдет немного времени, и он все поймет. Только не нужно расстраиваться из-заошибок – первое время это вполне простительно.

    ?«Хочу отвести дочку в театр. Но она у нас довольно активный ребенок. Каклучше ей объяснить правила поведения в храме искусства?»
    Светлана Лазарева, г. Москва
     Начните с того, что, выбирая билеты в театр, обратите внимание на то, вкакое время начинается
    спектакль и какова продолжительность. Для первого похода предпочтительнее спектаклипокороче и в то время, которое не нарушит ваш распорядок дня. Идти на спектакльв 14.00, если ваша дочка обычно спит в это время – заранее обрекать ее и себяна тяжелое испытание.
    Выясните, на какой возраст рассчитан спектакль. Полюбопытствуйте у тех, ктоего уже посетил, какое у них осталось впечатление. На вкус и цвет, конечно,товарищей нет, но иногда рекомендации помогают сделать правильный выбор.
    Обсудите с девочкой вашу культурную программу. Выберите вместе, какое платьенадеть. Подчеркните, что поход в театр – это праздник. В холодное время годавозьмите с собой сменку. Если ребенку на спектакле станет слишком жарко илихолодно, он не сможет толком сосредоточиться на происходящем.
    Приготовьтесь к антракту. Можете взять с собой яблоко или бутерброд и чего-нибудьпопить, это избавит вас от безумных очередей и пугающих цен в зрительском буфете.Только не кормите ребенка во время действия – объясните, что в театре это непринято.
    Ничего страшного, если малышка вскрикнет или громко заговорит во время действия– не стоит ее ругать. На детских спектаклях это довольно распространенное явление,часто артисты со сцены даже рассчитывают на поддержку маленьких зрителей.
    Просто потом или даже заранее объясните дочери, что иногда шум в зале мешаетартистам играть, а зрителям их слушать.
    Если ребенок вдруг чего-то испугался и заплакал, то лучше постараться вывестиего из зала в фойе и там успокоить, обсудив, хочет ли он вернуться и досмотретьспектакль до конца, или пойдет домой. Ни в коем случае не нужно его ругать,силой заставлять вернуться. Может быть, маленький зритель еще не дорос до данногоспектакля или посещения театра в целом. Не переживайте – у вас еще все впереди!

    ?«Подскажите, пожалуйста, с какого возраста стоит начать учить сына уступатьместо в транспорте. Когда мы возвращаемся из школы домой и он сидит, измученный,с тяжелым портфелем, мне легче бывает самой встать, чем попросить поднятьсяего».
    Анна Мишкина, г. Клин
     Однозначно ответить на этот вопрос нельзя. Все зависит от ситуации. Бываютисключения из правил, поэтому я очень не люблю, когда люди делают замечанияпосторонним: «Чего, мальчик, расселся? Встань, уступи место!» Никто ведь незнает, почему мальчик сидит. Может, малыш не так давно перенес операцию илиу него болит живот?! Конечно, воспитывая настоящего мужчину (или вежливую девушку),нужно учить их уступать место. И начинать нужно с малого, незаметного. Еслиедете вместе, лучше садитесь только в тех случаях, когда действительно нет силили просто много свободных мест. Когда уступаете место, первое время тихонькообъясняйте ребенку, что «бабушке тяжело стоять», «дедушка с палочкой, у него,наверное, ножки болят».
    В транспорте часто становишься свидетелем такой ситуации: азартно работая локтями,влетает взъерошенный первоклассник: раз локтем – бабуля спрессована в угол,два – молодая мама с младенцем на руках в нокауте. Сел. И радостный вопль: «Мамочка!Иди, я тебе место занял!» Рыцарь?!
    В общем, если ваш ребенок может, то пусть лучше гордо стоит, чем сидит, отводявзгляд от окружающих или делает вид, что спит.

    ?«Мне кажется, что наш Матвей относится к большинству взрослых знакомых,как к своим приятелям. Как внушить ему уважение к старшим?»
    Наталья Карпова, г. Санкт-Петербург
     «Старших нужно уважать» – это известно всем. Но означает ли эта фраза,что младших уважать не надо? Конечно, многие взрослые весьма и весьма достойныуважения. Но, к сожалению, встречаются и другие. Соседка, которая в пьяном видепосылает далеко и надолго каждого пробегающего мимо ребенка, достойна уважения?Безоговорочный пиетет по отношению к старшим в данном случае – не лицемериели?
    В вашем случае я не вижу особых проблем. Уважение – это не возрастная категория.Если в вашей семье все относятся к друг другу с уважением, это лучшее средстводля приобретения хороших манер вашим ребенком.
    А вот в семьях, где принято, прикрывая телефонную трубку рукой, кричать: «Подойдик телефону, тебя этот идиот спрашивает», а любимый аргумент в споре: «Ну тыдурак!», вряд ли помогут даже какие-либо «специальные» методы воспитания.

    ? «Недавно наш шестилетний Миша принес из садика неприличный анекдот. Муж,спокойно выслушав его, попросил впредь воздерживаться от подобных историй. Сказал,что настоящий мужчина никогда не позволит себе говорить гадости, тем более вприсутствии дам. А я думаю, может быть, забрать ребенка из этого сада?»
    Ольга Лаврова, г. Тверь
     Ах, как мечтают многие мамы и папы, что «эта гадость» обойдет их малышастороной! Как защитить своего ребенка?
    Не отдавать его в детский сад, уводить подальше от детской площадки, на которойгуляют «нехорошие дети», не ходить с ним на рынок и в магазин, заткнуть уши?
    Увы, это невозможно. Все равно, наша жизнь такова, что ребенка невозможно изолироватьот нецензурных выражений. И ваш тоже, возможно, будет их повторять. Именно вашмалыш, такой нежный, ранимый, вот этим ангельским ротиком. Рано или поздно вседети через это проходят. Не стоит волноваться, если ваш ребенок произнес бранноеслово или, как в вашем случае, рассказал неприличный анекдот, это еще не поводдля беспокойства. Детям свойственно слушать и повторять, что говорят вокруг.А такие слова обладают особой притягательностью, так как взрослые дяди и тетиих используют в особо эмоциональные моменты (например, уронив себе на ногу что-нибудьтяжелое). А уж если вы, услышав из уст малыша что-нибудь этакое, были шокированы,или, как это часто бывает, сказали: «Тебе так нельзя говорить. Так только взрослыедядьки ругаются», ждите, что ребенок с особым удовольствием будет повторятьих снова и снова. Что же делать? Разумеется, нужно как-то повлиять, принятьмеры. Но как? Во-первых, вообще не стоит проявлять к этому явлению повышенныйинтерес. Иначе ребенок поймет, что это прекрасный способ обратить на себя внимание.Во-вторых, ваш муж в этой ситуации поступил совершенно правильно. Не ругайтеребенка, не угрожайте намазать ему рот горчицей, не отправляйте в ванну мытьязык с мылом. Кратко и ласково объясните, что это неприлично. Если казус произошелпри посторонних, извинитесь за ребенка и сразу смените тему разговора.

    И поверьте, что раз в вашей семье не принято употребление ненормативной лексики,то, скорее всего, интерес вашего сына к подобным высказываниям дома скоро ибыстро сойдет на нет.

    

     

Количество просмотров:960

Ваша оценка статьи:

1
2
3
4
5

Похожие статьи:

Комментарии

 Александр Жалнин, 26 Марта 2011 в 05:38

приму в дар любы

 Понос Жуткий, 05 Мая 2011 в 06:02

а что это?

Добавить комментарий

Имя

Текст



Ссылки:

РАСПИСАНИЕ
И
ЦЕНЫ

ФОТОАЛЬБОМ

НАШИ
СПЕЦИАЛИСТЫ

ХОТИТЕ
ПРИСОЕДИНИТЬСЯ?

КОНТАКТЫ

Карта сайта