"СУМЕЮ САМ"
для детей от 1 до 3-х лет
вместе с родителями

"СУМЕЮ САМ"
для детей от 3 до 4-х лет

ТВОРЧЕСКАЯ
МАСТЕРСКАЯ

АНГЛИЙСКИЙ
ЯЗЫК

"РАЗ СЛОВЕЧКО,
ДВА СЛОВЕЧКО..."

МУЗЫКА
И
ДВИЖЕНИЕ

ДРУГОЕ

На главную>>Другое>>Детская психология>>Кризис жанра, или Первый переходный возраст

Кризис жанра, или Первый переходный возраст

Чадо, которое не только еще не овладело ненормативной лексикой, а и вовсе неумеет говорить. В общем, мамам и папам следует знать и быть готовым к тому,что переживать так называемый «переходный» или трудный возраст ваш малыш будеткак минимум три раза до того, как превратится в ужасного подростка.
В психологии эти периоды в развитии ребенка принято называть возрастными кризисами.И в первый кризис каждый нормально развивающийся ребенок вступает в период с9 до 12 месяцев от роду.
Как понять маме, что ее малыш на пороге трудного возраста? Первые сигналы начинаютпоступать тогда, когда бабушка – ваша мама с умилением начинает замечать, чтокроха все больше и больше становится похожим на отца. Он упрямится, стал строптив,если бы умел говорить, то обязательно бы выступил, и вообще у него начинаетпроявляться несносный характер. Дни идут, и вы все чаще и чаще раздражаетесьна ужасное чадо и, наконец, однажды выносите приговор: ребенок невыносим! Егокак подменили!

Совсем чужой...
Очаровательный младенец сидит в коляске или в манеже и тихонько играет.Проходит немного времени. И вот долгожданный момент – на радость родственникамкроха начинает ходить! Сначала ничто не предвещает беды. Ребенок аккуратно передвигается,держась за предметы мебели, счастливый тем, что может сам взять любимые игрушки.Малыш день ото дня становится смышленее и все лучше и лучше понимает вас. Черезнекоторое время появляется лепет, который умиляет всю семью. Более того, карапузспособен даже в течение некоторого времени занимать себя кубиками или пирамидкой!Вот тут бы маме и вздохнуть спокойно, но – нет! Пирамидка очень быстро надоедает,и в разряд любимых игрушек одно за другим входит все то, что трогать нельзя:папина бритва, мамина косметика, видеомагнитофон. Кроха быстро понимает, чтов ходунках далеко не уйдешь и ничего нужного не достанешь, поэтому категорическипротивится, когда вы пытаетесь его туда усадить. К году очаровательный лепетвсе чаще переходит в недовольный крик, сопровождаемый неизменным указующим жестом.Ходить на улице за ручку чадо отказывается, за столом малыш нервно отнимаету вас ложку, а все попытки мирно его накормить кончаются криком. Ребенок становитсяраздражительным, обидчивым, агрессивным, упрямым. Что бы это значило? Это значит,что малыш вошел в кризисный возраст. А все вышесказанное – ничто иное, как симптомыкризиса.
Плохо, если, наоборот, годовалый ребенок не вступил в «трудный возраст», еслион все так же покладист и спокоен, по-прежнему тихо сидит в кроватке . Это сигналобратиться к специалисту. Как ни странно, здесь действует правило: чем хуже– тем лучше!

Понять друг друга
Как правило, к девяти месяцам ребенок начинает ходить. И главное в актеходьбы не столько то, что расширяется детское пространство, сколько то, чтомалыш впервые отделяет себя от взрослого! Раньше мама и дитя были единым «МЫ».А теперь происходит дробление этой единой социальной ситуации – не мама ведетребенка, а он ведет маму. Куда захочет. Умение самостоятельно передвигаться– первое достижение этого возраста.
Второе достижение или, как принято говорить в психологии, новообразование –появление первого слова. Конечно, слово – это громко сказано. В основном этопохожие друг на друга звукосочетания. Они имеют разную эмоциональную окраскуи сопровождаются указательными жестами. Так, «БА» может быть и собакой, и банкой,и словом «упал», и колбасой, и, конечно же, бабушкой. Но близкие безошибочноопределяют, о чем идет речь. Малыш «говорит», и его понимают! Там, где былоединство, стало двое – ребенок и взрослый. И общение теперь должно строитьсяс учетом интересов обеих сторон.
А поскольку ребенку в раннем возрасте интересен ПРЕДМЕТ, у него появляется третьеновообразование – предметная деятельность. Она-то и встает между малышом и взрослыми.
Родители не успевают перестроиться на новый уровень общения «РЕБЕНОК–ПРЕДМЕТ–ВЗРОСЛЫЙ».Результат – детский протест.
Суть кризисного периода в том, что на пути развития малыша появляются новыедостижения, которые открывают перед ним новые горизонты. Ребенок «перерастает»старую ситуацию развития. Новообразования как бы «взрывают» ее изнутри и ведутк кризису. Упрямство, агрессивность, крик – это сигналы о том, что малыш готовпоменять старые способы общения, а мы, взрослые, – нет.

Что делать?
В первую очередь, родителям надо постараться перестроиться. Как? Необходимопонять и принять содержание новой деятельности ребенка, в данном случае предметной.
Вокруг малыша множество предметов. Он может сам дойти и взять их. Предмет полностьюпоглощает кроху. Но что с ним делать? Для чего он? Его можно кидать, он занимательногрохает об пол. Если повезет – он разобьется и развалится на несколько предметов.Здорово! А как по-разному стучат они о полированный стол и какие очаровательныеямки остаются на столе! Но очень скоро оказывается, что все это нельзя. И маманастырно сажает в манеж и предлагает опостылевшую пирамидку! А когда дают картоннуюкнижку, любые попытки освоить новое действие – порвать ее – пресекаются на корню.Куда ни пойдешь, все нельзя. И вроде бы вот он – ПРЕДМЕТ, но что с ним делать?Если, как выясняется, делать с ним ничего нельзя! Что делать?
Обратите внимание: и вы, и ваш малыш задаетесь одним и тем же вопросом. Разницалишь в том, что он вам на него ответить не может, а у вас есть ответ! Это несложно. Просто помогите ребенку познакомиться с миром предметов, таким актуальными увлекательным для него.

Границы возможного
Итак, начнем. Все вещи, которые дороги вашему сердцу, от мобильного телефонадо хрустальных ваз, должны быть убраны. Также следует убрать с глаз долой все,что может угрожать здоровью малыша: лекарства, колюще-режущие предметы, бытовуюхимию. Что вы этим добьетесь, кроме нарушенного интерьера? Вы сократите количествобесконечных «нельзя», которые накаляют и без того нелегкую кризисную атмосферу.Нормально развивающийся ребенок в годовалом возрасте с помощью протеста и непослушанияпроверяет границы дозволенного, определяет сферу возможного и недопустимогов своих отношениях с близкими. И родители должны спокойно и с пониманием относитьсяк малышу в кризисе.
Это вовсе не значит, что нужно все разрешить крохе. Просто все «нельзя» должныбыть не на каждом шагу, а сконцентрированы, например, в двух-трех шкафах, накоторые будет наложен категорический запрет. Это – мамин шкаф, это – папин шкаф.Туда лезть нельзя! Это опасно. Но будьте справедливы! Должен быть и крохин шкаф,где ему можно все и где он все может! Предметы и игрушки в его шкафу должнырегулярно меняться по мере освоения действий с ними. Раз в две недели срединих должны появляться 1—2 новых, а всего в уголке на виду должно быть не больше5—7 игрушек. Их можно периодически прятать, а потом, через какое-то время, сновадоставать.
Самостоятельно, без вас, ребенок не может постичь назначение предметов. Поэтомувы должны все показывать и рассказывать. Нужно постоянно предлагать аналогичныепредметы для закрепления уже освоенных действий. И вносить новые для ознакомления.В этом-то и заключается содержание ваших новых отношений. Чем больше предметногообщения будет между вами и малышом, тем интенсивней будет развиваться кроха,тем спокойней будет протекать кризис.
И самое главное, раз и навсегда расстаньтесь с иллюзией, что, чем старше становитсяребенок, тем меньше внимания и времени нужно будет ему уделять. Все обстоитс точностью до наоборот. Чем старше чадо, тем больше вашего внимания оно будеттребовать. Ему необходимо, чтобы вы менялись вместе с ним и меняли способы общениядо тех пор, пока он сам не обзаведется собственными детьми.
Кризис первого года жизни – это кризис «мировоззрения». Ребенок освоил новыйвид деятельности, в которой активно развивается его личность. Наступает «периодзатишья» до нового переходного возраста – 3 лет. Развившаяся личность в очереднойраз заявит о себе, но об этом в другой раз.
Удачи вам и терпения!

И именно в этот момент каждому родителю следует принять, как постулат, двевещи:

Все это безобразие не имеет отношения к характеру вашего малыша!

То, что внешне выглядит ужасным поведением, на самом деле является свидетельствомположительных внутренних психических изменений.

Д.Б. Эльконин – знаменитый исследователь в области детской психологии,занимаясь изучением кризисов развития, делил их на две группы:
кризисы «мировоззрения» – это те, что открывают ориентацию в мире вещей и преодолеваютсяв смене ведущего вида деятельности
и кризисы отношений, вслед за которыми возникает ориентация в человеческих отношениях.На пути развития они чередуются между собой, вытекая один из другого.

Количество просмотров:722

Ваша оценка статьи:

1
2
3
4
5

Похожие статьи:

Комментарии

 Сумасшедший Художник, 30 Июля 2012 в 12:47

Всем привет. Подскажите чем помочь сыну - 2 г ему, от запора. Форлакс не помогает. Подскажите чем помочь сыну - 2 г ему, от запора. Форлакс не помогает.

 Omen Eight, 10 Декабря 2012 в 00:36

Хилак-форте хорошо регулирует, но я не знаю можно ли 2-летнему ребенку. Посмотрите в аннотации.

 Ирина Черепова, 07 Декабря 2012 в 12:31

пересмотрите обязательно рацион, у многих детей примерно в 2 года возникают запоры.Хороший препарат Дюфалак.

 nastasia moisej, 07 Декабря 2012 в 08:28

Круговые движения по часовой стрелке поглажиания вокруг пупка и свечка в задн.проход...Если зараннее не приборетена, слепитьиз детского мыла. Спезать кусочек от мыла и скруглить углы...Это срочная помощь, авообще...,правильное питаниеи режим дня.. Если клизма, то со слабым раствором марганцовки и накнечник смазать детским кремом или растит. маслом... Источник: Опыт

 Алексей Девишев, 29 Октября 2012 в 03:37

Старайтесь кормить малыша пищей, богатой клетчаткой. Пусть в его рационе ежедневно будут каши (настоящие, а не быстрорастворимые), овощи и фрукты. Обязательно - вода, желательно утром натощак выпивать стакан минералки. От запора нам помогали свечи. В идеале нужны глицериновые, но подойдут облепиховые, ихтиоловые, с экстрактом красавки. Подержите свечку в руке, чтобы ее поверхность стала скользкой, затем введите ее в задний проход крохи. Ребенка положите к себе спиной, подожмите коленочки к животику (так легче расслабиться, будет менее болезненно). Затем выпрямите ножки, пусть ребенок полежит на животике. Свеча растает, смягчит кишку. Ребенок покакает без разрывов и трещин. Если вы увидите, что малышу больно при дефекации, то поставьте свечу еще раз, через пару часов, чтобы заживить возможные трещинки. Почитайте статью с медсайта. Растите здоровыми. Что необходимо делать маме в ситуации, когда ребенок плохо опорожняет кишечник: 1. если самостоятельный стул у младенца отмечается 1 раз в сутки, то такую ситуацию нельзя рассматривать как критическую. Подобный ритм самостоятельных дефекаций для многих малышей является нормой и, как правило, после введения первого прикорма кратность дефекаций сразу увеличивается. В этом случае родителям следует ориентироваться на поведение и состояние малыша. Если ребенок спокоен, нет активных движений ножками, живот не вздут, мягкий, то можно ограничиться поглаживанием животика по часовой стрелке (с небольшим надавливанием на живот во время поглаживаний), приведением ножек к животу (сгибание и разгибание) и выкладыванием на живот с легким массажем вдоль позвоночника. Если ребенок беспокоен, кричит (при условии, что такие причины крика, как голод, жажда, подгузник исключены) и еще не было отмечено самостоятельного стула, то необходимо помнить также о такой частой причине болей в животе у младенцев, как кишечные колики. В этом случае необходимо в первую очередь взять ребенка на руки и прижать его животиком к себе, чтобы согреть и таким образом помочь снять спазм. Если малыш не может успокоиться или периодически возникают эпизоды двигательного беспокойства и крика, то в этой ситуации необходимо поставить газоотводную трубочку (из мягкой медицинской резины), введя ее на расстояние до 5 см, при этом совершая нежные круговые движения трубочкой. Если после подобной стимуляции не отошли газы и ребенок не опорожнил кишечник, необходимо удалить трубочку и поставить клизму (груша из мягкой резины объемом до 50 мл) теплой кипяченой водой в объеме от 30 до 50 мл. Если малыш не выделил введенную воду, необходимо повторить постановку газоотводной трубки, после чего, как правило, удается получить стул. Стул у детей с редкими дефекациями приобретает зеленый цвет, что связано с застойными явлениями, а не с инфекционными проблемами; 2. если самостоятельный стул отсутствует в течение сутокнеобходимо проводить процедуры с постановкой газоотводной трубки и очистительной клизмы 1 раз в день (перед вечерним купанием) даже, если ребенок спокоен. При уже описанных явлениях беспокойства все перечисленные процедуры можно проводить и раньше. Если ребенок охотно пьет воду — не ограничивайте его в этой потребности (ребенок первого месяца жизни может выпивать до 150 мл в сутки), данное обстоятельство будет благотворно сказываться на характере его стула.

 Александр Коновалов, 02 Октября 2012 в 03:31

свекла, инжир, чернослив, свежее яблочко, грейпфрут, овощные салатики с оливк.маслом, однодневный кефир, компот из сухофруктов. Увеличить блюда из овощей(кабачки, тыква), уменьшить количество мяса. Варите каши с черносливом, с яблочками. И давайте побольше пить - воды! чтобы покакать - микроклизмы микролакс или свечи глицелакс!!! Удачи)

 Антон Са, 28 Августа 2012 в 08:03

Хилак - форте...

 Николай Фазер Климовский, 27 Августа 2012 в 07:58

В аптеке возьмите свечки Анестезол. Действуют за 5 минут и с обезболиванием.

 Polinka Polinka, 22 Августа 2012 в 23:31

Инжир заварить крутым кипятком (только предварительно его помойте), дать настой перед едой! Источник: Опыт

 Алексей Цветаев, 16 Августа 2012 в 03:44

Сварите свеклу,натрите на мелкой терке и давайте пить свекольный сок.

 Иван Иваныч Иванов, 13 Августа 2012 в 21:10

Вареная свекла, морковь должны помочь

 Маргарита Орлова, 12 Августа 2012 в 11:19

Ну какбе клизма собственной мочёй по моему помогает..

 Наталия Мурашова, 03 Августа 2012 в 11:10

Для начала микроклизму МИКРОЛАКС, далее 1 ст.ложку изюма заварить стаканом кипятка настоять пока остынет - поить вместо воды и соков. В таком возрасте уже можно смело давать компот из чернослива. Если проблем с жеванием-кусанием нет то давайте ему просто пожевать распаренный чернослив. А вот клизмами на водной основе - не увлекайтесь. МИКРОЛАКС как-то безопаснее. Источник: личный опыт

 Роман Меркулов, 02 Августа 2012 в 10:47

Надо ребенка не лекарствами пичкать,а больше давать овощей,фруктов,кефир,творог,каши(самим варить,а не из коробок).Тогда и проблем не будет.

Добавить комментарий

Имя

Текст



Ссылки:

РАСПИСАНИЕ
И
ЦЕНЫ

ФОТОАЛЬБОМ

НАШИ
СПЕЦИАЛИСТЫ

ХОТИТЕ
ПРИСОЕДИНИТЬСЯ?

КОНТАКТЫ

Карта сайта