"СУМЕЮ САМ"
для детей от 1 до 3-х лет
вместе с родителями

"СУМЕЮ САМ"
для детей от 3 до 4-х лет

ТВОРЧЕСКАЯ
МАСТЕРСКАЯ

АНГЛИЙСКИЙ
ЯЗЫК

"РАЗ СЛОВЕЧКО,
ДВА СЛОВЕЧКО..."

МУЗЫКА
И
ДВИЖЕНИЕ

ДРУГОЕ

На главную>>Другое>>Детская психология>>Управление гневом

Управление гневом

Стоит ли ругать их за подобноеповедение? Ведь любого из нас могут захватить отрицательные эмоции, другое дело,что в большинстве своем мы умеем сдерживать гнев или выражаем свои чувства вболее приемлемых для окружающих формах. Так что задача родителей не «отучить»детей сердиться, а научить их управлять своими чувствами.

Наиболее сильные проявления гнева характерны для маленьких детей. В отчаянномплаче грудного младенца нетрудно расслышать злость и возмущение. Причина проста– малышу в чем-то отказывают, его не понимают, и это раздражает.
Дети, безусловно, более ранимы, чем взрослые. Их легко обидеть или обмануть,поэтому в большинстве случаев гнев провоцируется незащищенностью, беспомощностью,тревогой и обидами ребенка. Выражают его дети с помощью плача, крика, топаяногами, ломая или швыряя вещи.
Сильное влияние на способ выражения гнева оказывает и отношение к нему окружающих.В обществе преобладает установка: «Не злиться или не показывать, что злишься!»Дети очень рано понимают необходимость научиться подавлять гнев, испытывая винуза собственную злость. Наблюдая же проявления гнева с экрана телевизора – преступления,войны, драки, ребенок начинает его бояться. Гнев становится чудовищем, которогонадо избегать, подавлять.
Малыша, активно и часто проявляющего злость, считают агрессивным, а его поведениеназывают асоциальным. Но, что интересно, такое поведение рождается именно изподавленного чувства гнева.
Подрастая, дети начинают «сбрасывать» отрицательную эмоциональную энергию, протестуяс помощью сарказма или оскорбляя окружающих. Бывает, что подавленные отрицательныеэмоции проявляются в виде тика, энуреза, заикания. И психологи, и родители знают,что избавиться от этих невротических реакций бывает очень и очень сложно.
Бывает и так, что очень вспыльчивый ребенок старается сдерживаться на людях,например, в школе, но дома срывается, «отрываясь» по полной программе: устраиваетистерики, скандалит, грубит родным, дерется с братьями и сестрами. Такое проявлениеагрессии не приносит ему желаемого облегчения. Он недоволен случившимся и чувствуетсебя еще более виноватым. Напряжение увеличивается вдвое, и следующий срыв бываетболее бурным, продолжительным.
Одна из наиболее часто встречающихся форм выражения гнева и протеста – истерика.Это и способ чего-то добиться от родных, и результат накопленного напряжения,стресса, волнения – срыв. Особенно подвержены таким срывам дети подвижные, активные,возбудимые, впечатлительные.

Во власти аффекта
Детская истерика – тяжелое испытание для терпения и нервов родителей. Почтиу всех детей рано или поздно начинается период истерик. Одни «закатывают» ихв крайних случаях, у других – это явление регулярное.
Принято считать, что частые истерики свидетельствуют об избалованности ребенка.В результате, большинство родителей стараются относиться к нервному малышу строже:наказывают его за истерики, но... Тем самым провоцируют его на большие и болеечастые срывы. То есть добиваются прямо противоположного результата.
Универсального способа «борьбы» с истериками, к сожалению, нет. Лучшевсего: не допускать ее вообще. Отвлечь, не настаивать «в лоб», если есть время,превратить все в игровую ситуацию, перевести в шутку. Как? Постарайтесь в общениис крохой избегать приказных форм, например, ребенок отказывается переодеть надетуюнаизнанку кофточку. Скажите ему приветливо, с улыбкой: «Ой, а почему кофточкаот нас отвернулась? Она такая красивая, ей не хочется смотреть, что происходитвокруг? Давай ей поможем, повернем лицом к нам!»
Ну, а уж если истерику не удалось избежать, то ее лучше переждать. Начавший«истерить» ребенок иногда сначала не хочет, а потом уже и не может успокоиться,остановиться. Если ситуация позволяет, лучше оставить ребенка «вопить» в одиночестве.Так он быстрее успокоится, а родители сберегут нервы.
Иногда взрослые сами провоцируют возникновение истерик у дочери или сына. Так,нередко устраивают истерики старшие дети, испытывая нехватку внимания со стороныродителей, ревнующие их к младшему брату или сестре. Такая истерика – своегорода протест, попытка вернуться в детство, крик отчаяния.

Учимся владеть собой
Сталкиваясь с детским гневом, родители ведут себя по-разному. Одни из нихпомогают детям осмыслить свои эмоции и конструктивно их выражать, другие игнорируютгнев, третьи осуждают малыша за подобные чувства, четвертые согласны с тем,что дети имеют право злиться, выходить из себя, а потому никак не реагируютна эти проявления.
Исследования показали, что дети, которым родители помогали справиться с отрицательнымиэмоциями, обгоняют своих сверстников в интеллектуальном и физическом развитии.Поэтому психологи склоняются к мысли, что для полноценного развития взрослыедолжны позволять своему чаду время от времени «выпускать пар». Дети, которыеиспытывают частые приступы гнева и не умеют найти этому чувству правильный выход,становясь взрослыми, испытывают множество неудобств из-за своей гневливости.Им бывает трудно общаться с друзьями, сохранить работу, а их браки часто распадаются.
Специалист по семейному и детскому консультированию Вайолет Оклендер обращаетсяк родителям с такими словами: «В минуты сильного гнева мне становится легче,если я двигаюсь, топаю ногами, кусаю ногти или усиленно жую резинку. Я знаютакже, что, сдерживая невыраженные чувства, я не могу как следует сконцентрироватьсяна чем-либо другом».
Раз и навсегда стоит понять, что научиться управлять отрицательными эмоциямине значит никогда их не испытывать! И именно родители должны помочь детям научитьсясдерживать или перенаправлять эмоциональные реакции. В таком случае гнев станетдвижущей силой, способом преодоления препятствий или средством, позволяющимпостоять за себя и других.
Так, родителям стоит помнить, что ребенок имеет право выражать свои отрицательныеэмоции. Просто делать это он должен не с помощью визга или тумаков, а словами.Надо сразу дать понять малышу, что агрессивное поведение никогда не принесетвыгоды.
Постарайтесь научить ребенка говорить о своих переживаниях, называть вещи своимиименами: «Я рассердился, я обиделся, я расстроился». Когда вы рассержены, старайтесьсдерживать гнев, но выскажите свои чувства громко и сердито, например: «Я поражени обижен».
Ни в коем случае не обзывайте ребенка глупым, тупым – он будет так же вестисебя с другими детьми. Чем сильнее будет агрессия с вашей стороны, тем большевраждебности зародится в душе ребенка. Не имея возможности ответить своим непосредственнымобидчикам – родителям, сын или дочь отыграется на кошке или побьет младшего.
Кроме того, вспыльчивым, эмоционально неустойчивым детям можно и нужно предложитьсоциально приемлемые методы для выражения подавленного гнева:

Предложите ребенку лучше остаться одному в комнате и высказать громко вслухвсе, что накопилось в адрес того, кто его разозлил.

Предложите малышу, когда сложно сдержаться, бить ногами и руками специальнуюподушку, рвать газету, комкать бумагу, пинать консервную банку или мяч, бегатьвокруг дома, бить по кровати или писать на бумаге все слова, которые хочетсявысказать в гневе.

Успокоиться помогают глубокие вдохи или счет до десяти, прежде чем что-тосказать или сделать. Также можно послушать музыку, громко попеть или покричатьпод нее.

Можно предложить ребенку нарисовать чувство гнева. Агрессия часто находитвыражение в творчестве или играх.

Дети должны знать о возможных последствиях своих поступков и о том, как ихдействия могут быть восприняты окружающими. К тому же у них всегда должнабыть возможность обсудить спорные вопросы с родителями и объяснить им причинысвоих поступков – это способствует развитию чувства ответственности за своеповедение.

Последнее – важно, чтобы в будущем у маленького человека не было проблемв общении.

Помните, что истерика – это в первую очередь проявление отчаяния ребенка,не знающего, как справиться с ситуацией.

Малыш в буре эмоций ничего не способен ни понять, ни услышать, ни тем болееизменить. Все дальнейшие выяснения откладывайте на момент полного успокоения.

Не следует сидеть рядом с ребенком и ждать развития истерики. Так многие родители«заводятся» и сами шлепают вопящего малыша, начинают тоже кричать. Корить себяза подобные срывы не стоит, но лучше сразу уйти от ребенка, переждать «бурю».Изоляция – лучший способ борьбы с подобными явлениями. Всех, кого маленькийагрессор может обидеть в приступе аффекта (кошку, младшего брата), надо тожеизолировать.

Не стоит наказывать сына или дочь за истерики, но и выполнять все его требования,лишь бы не допустить скандала – тоже не надо. Иначе вы спровоцируете вести себяподобным образом всегда, когда им что-то от вас понадобится.

Иногда очень полезно настоять на своем. Так, если надо уйти – уходите, взявсебя в руки, не оборачиваясь на истошный крик. Скорее всего, малыш быстро утешится.

Если ребенок устраивает истерики только с вами, а с остальными ведет себя «прилично»,постарайтесь понять, что родственники, друзья делают не так, как вы? Может быть,они просто меньше времени проводят вместе, например, папа все время занят. Авы «заставляете» чадо одеваться, убираться и делать прочие неприятные вещи?В таком случае неплохо было бы наиболее проблемные ситуации взаимодействия сребенком перепоручить тем, с кем он ведет себя более спокойно.
Бывает и так, что окружающие, на ком кроха «не пробует» свои истерики, простоменьше «ведутся» на такое поведение малыша, не обращают внимания. А раз нетзрителя, то... Правильно, зачем растрачиваться.

В любом случае в общении с ребенком вам необходимы: твердость, доброжелательностьи терпение.

Количество просмотров:806

Ваша оценка статьи:

1
2
3
4
5

Похожие статьи:

Комментарии

 Иоанн Тимофеев, 18 Июня 2012 в 07:20

Подскажите пожалуйста меню для 6 месячного малыша?

 Ксения Новицкая, 08 Декабря 2012 в 02:49

http://www.kuking.net/7.htm

 Олеся Сапич, 01 Декабря 2012 в 12:25

утро:смесь,печенье обед;картофельное пюре в перемешку с овощным,сок ужин:смесь,творог,фруктовое пюре последующие кормления только смесь! Источник: лично я кормила так

 Полина Айсувакова, 20 Ноября 2012 в 03:25

Завтрак, 6:00 Грудное молоко или, при необходимости, молочная смесь – 180–200 мл Второй завтрак, 10:00 Детская каша – 150 г, фруктовое пюре – 30 г, грудное молоко или, при необходимости, детская молочная смесь – докорм, если малыш ещё просит есть Обед, 14:00 Овощи: введение с 20 г до 100–150 г, мясное пюре – введение с 5 г до 30 г, фруктовый сок – 30 мл Полдник,18:00 Грудное молоко или, при необходимости, детская молочная смесь – 150 мл, фруктовое пюре – 30 г, фруктовый сок – 25–30 мл, творог – 25–30 г Ужин, 22:00 Грудное молоко или, при необходимости, детская молочная смесь – 180–200 мл И еще много интересного здесь...

 Соня Rеакция Илюшина, 16 Ноября 2012 в 13:19

6 часов: Грудное кормление. 10 часов: Каша протертая (гречневая, овсяная, рисовая) - 150г.; творог - 2 ч. ложки; скобленое яблоко или фруктовое пюре - 3 ст. ложки. 14 часов: Грудное кормление; творог - 2 ч. ложки; соки - 6 ч. ложек. 18 часов: Овощное или овоще-фруктовое пюре - 80-100г. с 1/2 желтка и 1 ч. ложкой растительного масла; соки - 6 ч. ложек. 22 часа: Грудное кормление. Питание 6-ти месячного ребенка при искусственном вскармливании: 6 часов: Смесь или кефир - 200г. 10 часов: Каша (гречневая, овсяная, рисовая) - 150г.; творог - 4 ч. ложки; соки - 6 ч. ложек. 14 часов: Овощной суп на мясном бульоне - 20г.; 1 сухарик; овощное пюре - 80-100г. с 1/2 желтка и 1 ч. ложкой растительного масла; скобленое яблоко или фруктовое пюре - 3 ст. ложки. 18 часов: Смесь или кефир - 200г.; соки - 6 ч. ложек. 22 часа: Смесь или кефир - 200г.

 Олег Шевченко, 08 Сентября 2012 в 08:46

Мы в таком возрасте тока каши и супы ели. Ну и соки, смесь пили.

 Alex Веселов, 01 Сентября 2012 в 17:46

покупайте Фрутоняню, там все на баночках написано, ну и молочные смеси типа Нутрилон и т.д. Источник: опыт

 Ekaterina Davydova, 27 Июля 2012 в 02:50

В 6 мы еще на ГВ были. А в 7 начали с ложечки овощей :) Вот и все меню.

 Беляков, 22 Июля 2012 в 06:30

Сиська

Добавить комментарий

Имя

Текст



Ссылки:

РАСПИСАНИЕ
И
ЦЕНЫ

ФОТОАЛЬБОМ

НАШИ
СПЕЦИАЛИСТЫ

ХОТИТЕ
ПРИСОЕДИНИТЬСЯ?

КОНТАКТЫ

Карта сайта