"СУМЕЮ САМ"
для детей от 1 до 3-х лет
вместе с родителями

"СУМЕЮ САМ"
для детей от 3 до 4-х лет

ТВОРЧЕСКАЯ
МАСТЕРСКАЯ

АНГЛИЙСКИЙ
ЯЗЫК

"РАЗ СЛОВЕЧКО,
ДВА СЛОВЕЧКО..."

МУЗЫКА
И
ДВИЖЕНИЕ

ДРУГОЕ

На главную>>Другое>>Детская психология>>Кризис жанра № 2, или «Я сам»

Кризис жанра № 2, или «Я сам»

Фотоальбомы практически каждой семьи хранят память о том, как счастливый отецвпервые держит аккуратно упакованного младенца, или как малыш сделал свой первыйшаг в самостоятельную жизнь, или в полуобморочном состоянии прочитал стихотворениев объятиях Деда Мороза.
Однако существует и совершенно другая особая категория воспоминаний, о которыхвы редко найдете отчет в фотоальбомах. Правда память о них не менее яркая.
В возрасте от 1,5 до 2,5 лет ребенок преодолевает колоссальное «расстояние»в развитии. К 2,5–3 годам он развивается в личность – единственную и уникальнуюи эта трехлетняя личность недвусмысленно начинает заявлять о себе. И тут-тоисторические события начинают сменяться одно за другим.
Однажды мы обнаруживаем гвоздь, аккуратно забитый в любимый шкаф из красногодерева, на следующий день в кошачьей миске оказывается кусок красной рыбы, купленныйк праздничному столу. Потом ребенку может прийти в голову потихоньку помытьс мылом папин мобильный телефон или нарисовать для красоты в его паспорте елочку.Наказанный в первый, во второй, третий и в очередной раз, уже через полчасамалыш может быть пойман с поличным при попытке полить из лейки цветы на обояхили постирать кота в стиральной машине. Тут уже у родителей закрадывается мысль,уж не издевается ли он?
Любое затишье в детской начинает казаться взрослым подозрительным, в общем складываетсяощущение, что вы попали на линию фронта, а ваш «вождь краснокожих» вышел натропу войны.
К 2,5 годам речь у ребенка развита уже достаточно хорошо. Даже те дети, которыепока активно не изъясняются, все равно вполне членораздельно к месту и не кместу начинают твердить: «Я сам!»
Особенно активно эти самые порывы самостоятельности проявляются тогда, когдамы куда-нибудь опаздываем и совершенно не можем ждать, пока малыш удовлетворитсвою, как нам кажется, прихоть.
Вообще чадо постоянно находится в оппозиции. Оно все делает наоборот, будтоспециально провоцируя на конфликт. Его невозможно без скандала ни накормить,ни уложить спать, ни собрать на прогулку. Все чаще случаются концерты в магазинеили на улице.
Это маленькое, но очень сообразительное существо понимает, что нам проще уступить,чем опозориться. Уровень эмоционального и интеллектуального развития его личностипозволяет уже даже шантажировать родителей!
Особенно ярко это проявляется при адаптации к детскому саду. Родители местасебе не находят после истерики, которую кроха закатил в раздевалке. У них наработе все валится из рук, потому что они уверены, что их малышу в саду оченьплохо, не зря же он рыдал! Но маме и в голову не приходит, она отказываетсяверить, что когда она с трясущимися руками выходила на улицу, сын или дочь вытираетслезы и (тут же!) спрашивает, что в саду на завтрак!
Что происходит? Мы воспитываем малыша, как всегда: в меру строги, в меру демократичны.Почему же ребенок вдруг перестает считаться с нами? Отчего непоколебимые авторитетыв одночасье рушатся? А все дело в том, что вы столкнулись с верхушкой психологическогоайсберга, в основе которого лежит пресловутый кризис 3 лет.

Верхушка айсберга

Кризис 3 лет – это диагноз. Как врачи выносят его на основаниихарактерных для болезни симптомов, так и психологи, изучающие возрастные закономерностидетского развития, выделили и сформулировали группу симптомов кризиса «Я сам».

Негативизм. Отрицательная реакция, связанная с отношением одного человекак другому. Ребенок вообще отказывается подчиняться требованиям взрослых. Ноне следует путать негативизм с непослушанием.

Упрямство. Упрямство и настойчивость – разные качества. Первое состоитв том, что ребенок настаивает на своем решении. Личность выдвигает требованиеи хочет, чтобы с ней считались.

Строптивость. Близка к негативизму и упрямству, но имеет специфическиеособенности. Строптивость – это протест против порядков, которые существуютдома.

Своеволие. Ребенок сам хочет что-то делать. Отчасти его поведение напоминаеткризис первого года, но там малыш стремился к физической самостоятельности.Здесь речь идет о более глубоких вещах – о самостоятельности в собственных намерениях,замыслах.

Обесценивание взрослых. Многие родители описывают ужас семьи, когдамать впервые слышит от ребенка «дура». Эпитеты малыш подбирает в зависимостиот особенностей внутрисемейного общения.

Протест-бунт. Проявляется в частых ссорах со взрослыми. «Все поведениеприобретает черты протеста, как будто ребенок находится в состоянии войны сокружающими, в постоянном конфликте с ними», – писал об этом педагог-психологВыготский.

Стремление к деспотизму. Встречается чаще в семьях с единственным ребенком.Малыш проявляет деспотическую власть по отношению ко всему окружающему мируи изыскивает для этого множество способов.

Гордость за достижение. Кроха начинает чутко относиться к своим делами поступкам, остро переживает успешные и неуспешные действия. Оценивает себяв соответствии с результативностью в практических делах.

Группа симптомов, связанная с воображением. Развитое воображение проявляетсядвояко. С одной стороны, его развитие ложится в основу предметной деятельностиребенка, у него появляется способность предвидеть результат. Кроме того, в этотпериод малыш начинает самостоятельно играть, в том числе сочиняет истории, реальнос ним не происходящие, или общается с воображаемым партнером.
С другой стороны – воображение может выступать как защитная функция. Так чадовдруг начинает хвастать несуществующими достижениями, а хронически неуспешныйребенок станет выдумывать успех, сочинять все новые и новые достижения.

Второе рождение
В предметной деятельности развиваются все психические процессы. Действияс предметами совершенствуются от элементарных манипуляций до освоения специфическихфункций: есть ложкой, подметать веником. Постепенно малыш понимает, что не предметруководит его интересом, как это казалось раньше, а наоборот, он подчиняет егосвоим интересам. Ребенок учится планировать свои действия с предметом и предвидетьрезультат. В то же время он начинает замечать связь между успешным или неуспешнымдействием и реакцией на это взрослого. Через оценку родителей, родственников,окружающих у крохи формируются самосознание и самооценка. Возникает феномен«Я». Теперь малыш больше не говорит, например, «Вася – хороший», он говорит:«Я – хороший». Ребенок осознает себя личностью. И поэтому кризис трех лет вдетской психологии часто называют вторым рождением.
Речь маленького человека в этот период тоже активно развивается. На подсознательномуровне ребенок чувствует, что уважающая себя личность должна заявлять о себе,что называется, в голос. Это-то он и делает в меру своих возможностей.
В большинстве своем малыш не осознает, чего именно он хочет, где ему реализовыватьсвои несовершенные умения, чтобы получить одобрение и признание, он начинаетнервничать, переживать. Внешне это похоже на протест. Ведь для нас, взрослых,ребенок по-прежнему маленький, а для него самого он уже большой. И вопиюще несправедливоеобращение с ним, как с малышом, заставляет его сопротивляться и бунтовать!

Что делать?
Вечный вопрос. Следует поменять свое отношение к ребенку. Придется признать,что он уже большой, научиться считаться с ним, наконец дать ему возможностьреализовать свои притязания на самостоятельность.
Сложно? Безусловно, и хорошим помощником в выстраивании новых взаимоотношенийстанет вам новое достижение – сюжетно-ролевая игра! В ней ребенок может бытькем угодно и делать что угодно: варить суп, стирать, пилить, строить, лечить,резать, шить, командовать, воспитывать, водить машину...
В этот период имеет смысл перепланировать детскую, пересмотреть ее дизайн. Вней должны появиться игровые уголки: кухня, дом кукол, мастерская, магазин...Они должны не просто взять и появиться, а быть «обыграны» взрослыми вместе сребенком. Малыш должен увидеть, что его игра для нас, взрослых, – дело серьезное.В таких играх ребенок будет учиться общаться и будет реализовывать себя, чегопока не может делать в настоящей «взрослой» жизни.
Социум – необходимое условие развития новой родившейся личности. В нем под грамотнымруководством взрослого будет развиваться сюжетная игра, как основной вид деятельностидошкольника, а в ней — адекватная самооценка, способность маленького человекасамостоятельно строить взаимоотношения.
В заключении хочется сказать родителям следующее. Кризис трех лет – естественнаяфаза перестройки всей психической жизни ребенка. Малыш стремится к самореализации,становится особенно чувствительным к тому, как оценивают его результаты окружающие,у него формируется чувство собственного достоинства.
Если взрослые не замечают этого, относятся к нему по-прежнему, как к маленькому,неумелому существу, задевают его самолюбие, ограничивают его инициативу и регламентируютактивность, если невнимательны к интересам, то течение кризиса обостряется.Ребенок становится трудным и несговорчивым, а подобные черты поведения способныукорениться в его характере надолго.
Если же взрослый перестроил свои взаимоотношения с ребенком, то трудности легкопреодолеваются. В этом случае у маленького человека возникает уважение к себекак отражение от уважения к его делам со стороны взрослых.
Удачи!

Количество просмотров:649

Ваша оценка статьи:

1
2
3
4
5

Похожие статьи:

Комментарии

 Аленка Яковлева, 29 Апреля 2011 в 22:54

как лучше перечислять алименты,чтобы избежать последующих претензий от бывшей жены (решения суда об алиментах нет) муж хочет перечислять деньги дбровольно и делал это до сих пор методом "из рук в руки", но последнее время бывшая жена ведет себя как-то ...странно. мы боимся, как бы не предъявила претензии. и впоследствие хотелось бы как-то обезопасить себя.

 Сергей DeathCactus Бахтин, 21 Октября 2012 в 07:22

или расписки у жены брать моу муж у меня брал от руки написанная,приставы засчитали как законные

 Александр Кровавые Коленки Тагиров, 20 Августа 2012 в 02:10

ну тут наверное все понятно, у вас должен быть документ, удостоверяющий что вы перечислили деньги-почтовый перевод, выписка о переводе средств со счета, ее расписка, можно из зарплаты сразу вычислять. А так вам придется 2-х свидетелей находить которые подтвердят что деньги передавали.

 Александер Трутнев, 04 Мая 2012 в 20:04

Ну право вы как маленькие... из рук в руки и еще без расписок наверное... Надо перечислять документально подтвержденно - через банк или почту обязательно сохраняя чеки. Ведь бывшая жена может запросто сказать что он ни разу за все время ничего не платил и если надавить где надо - заставят еще за весь срок заплатить

 Иван Ковалев, 27 Апреля 2012 в 00:50

Пусть спросит у неё номер счёта и даст поручение своему банку перечислять нужную сумму алиментов той на счёт.Но пока бывшая не подала на алименты,беспокоиться не о чём:долг начнётся с момента подачи заявления в суд,а мужу придёт повестка в суд.

 Павел Запевалин, 29 Марта 2012 в 22:24

через банк или почту

 Давид Барель, 13 Февраля 2012 в 02:13

Конечно нужно либо расписку брать, либо через сбербанк. Но нужно и платить соответственно не скрывая доходов, а то можно и на перерасчёт подать, если обнаружится, что бывший муж зарабатывает большую сумму, чем та, исходя из которой он платит алименты сам на руки.

 Екатерина Ершова, 30 Января 2012 в 21:52

переводом... и квитанции сохранять...

 Евгеша Васильев, 20 Января 2012 в 07:12

Лучше всего открыть счёт в банке на имя ребёнка и туда переводить деньги .

 Екатерина Тихонова, 18 Января 2012 в 21:12

переводом. Квитанции сохранять, при неувязках и спорах - предъявлять.

 Аня Удовенко, 31 Декабря 2011 в 00:52

Мой муж платит на банковский счет, открыт на маму ребенка, ведь если счет на ребенка, то деньги можно будет снять только или после 18 лет или с разрешения опеки. Если у вашего мужа нет долговых обязательств по другим причинам перед ней, то суд определит эти выплаты как алименты.

 Николай Сигедин, 07 Мая 2011 в 06:47

Через почту,чтобы все квитанции были на руках.Если покупать вещи,то сохранять чеки.

Добавить комментарий

Имя

Текст



Ссылки:

РАСПИСАНИЕ
И
ЦЕНЫ

ФОТОАЛЬБОМ

НАШИ
СПЕЦИАЛИСТЫ

ХОТИТЕ
ПРИСОЕДИНИТЬСЯ?

КОНТАКТЫ

Карта сайта