"СУМЕЮ САМ"
для детей от 1 до 3-х лет
вместе с родителями

"СУМЕЮ САМ"
для детей от 3 до 4-х лет

ТВОРЧЕСКАЯ
МАСТЕРСКАЯ

АНГЛИЙСКИЙ
ЯЗЫК

"РАЗ СЛОВЕЧКО,
ДВА СЛОВЕЧКО..."

МУЗЫКА
И
ДВИЖЕНИЕ

ДРУГОЕ

На главную>>Другое>>Детская психология>>Актуальные вопросы современного воспитания детей

Актуальные вопросы современного воспитания детей

Если изобрести машину времени и, вставив в нее видеокамеру, заснять средний российский двор с детской площадкой и одновременно подслушать все детские разговоры, то станет ясно, что современный ребенок не похож на того, что жил двадцать лет назад.

Он такой же и  - ДРУГОЙ.

Он будет лучше знать компьютер и хуже подтягиваться. Лучше разбираться в он-лайн стратегиях и неважно играть в футбол. Он будет меньше драться на улицах, но зато будет куда больше жалеть себя, когда нужно будет помыть пять тарелок. Вроде бы мирный, он будет выдавать внезапные психосрывы и свечки.

Это потому, что изменилась сама структура детского времени и характер раздражителей. Из тех четырех свободных от уроков часов, которые есть у ребенка в день, два он проводит в социальных сетях, попутно еще отстреливая кого-нибудь в соседнем окне или играя в стратегии. Еще час-два он проведет у телевизора, где узнает о личной жизни звезд и видах шампуней от перхоти.

С книгой он проведет, по статистике, 9 минут в день. Просто сил уже нет. Хотя, конечно, есть и исключения.

Некоторое время назад я стал задумываться, зачем нужны дети и зачем они даются. И можно предположить, что для того, чтобы человек получил возможность взглянуть на себя со стороны. На себя настоящего, неотретушированного, далекого от идеала – не только физического, но и человеческого. И увидев себя, попытался себя исправить.

Страх, что ребенок будет не таким, как ты того хочешь и ожидаешь. Обманет надежды. Причем надежды мыслятся обычно узко: сын должен быть голубоглазый шатен метр девяносто ростом, поэт, художник и юрист в одном лице, а дочь красавица с длинной косой и кроткими глазами.

Но – скорее всего – не будет. Но будет другим, ничуть не хуже.

Ребенок не приходит в мир как чистая книга. Ребенок уже заданный характер. Сколько детей – столько характеров. Не мы посылаем детей в мир. В наших силах только их испортить или сохранить.

Неправильно думать, что дети берут у нас только хорошие черты. Хорошие черты надо долго вырабатывать. Куда охотнее они перенимают именно плохое. Можно двести раз повторить слово «культура», и его не запомнят. Но стоит один раз сказать «блин» и через двадцать минут по детскому телеграфу его будет знать вся песочница.

И вообще в широком смысле:

Дети не слушают, что мы говорим. Они смотрят, что мы делаем. Обмануть ребенка невозможно. Единственный способ исправить ребенка – исправиться самому. Или, если не получается, терпеть недостатки.

Но не щелкать по лбу ребенка за свои недостатки. Крикливый папа, наказывающий ребенка за крикливость, а курящая мама – дочь за курение, это нонсенс. Щелкать по лбу нам надо себя. 

КТО В ДОМЕ ХОЗЯИН?

Дети очень быстро разбираются, какая правда мужская, а какая женская.

Для мальчика авторитет всегда папа. Для девочки – мама. Какая бы новость не прозвучала, допустим «земля круглая» или «собака – друг человека», мальчик всегда вопросительно посмотрит на папу, а девочка на маму и, только получив подтверждение от своего пола, примет на веру.

Почему так бывает – не знаю. Но, видимо, просто разное восприятие мира. 

ХОРОШИЙ МАЛЬЧИК, НО НЕ ПУШКИН…

Нельзя сделать ребенка тем, кем вы сами не являетесь. Если вы не знаете нот, не стоит растить великого пианиста. Глупо наказывать ребенка за то, что вы когда-то кем-то не стали.

Зато ребенок мгновенно прорастает талантом в направлении вашего главного увлечения. То есть если вы все время увлеченно рисуете, пусть даже на газетке в кухне – будет охотно рисовать и ходить в художку. Все время болтаетесь на турнике – будет ходить на гимнастику. Мучаете в коридоре «тетю Грушу» - охотно пойдет на бокс или карате. Потому это увидит, что это реальная ценность, а не придуманная.

Секцию надо всегда выбирать близко от дома и не позволять ребенку первые два года пропускать ее вообще ни разу. Иначе – на 95 процентов – она будет брошена по целому ряду уважительных и псевдоуважительных причин.

И главное: ребенок усваивает не ценности вообще, а именно ваши семейные ценности. Если стираете пыль с полировки особой тряпочкой – будет стирать пыль с полировки. Если у вас сто кошек – будет любить зверей.

И еще важный момент, тоже проверенный опытом.

Компьютерные игры и телевизор очень быстро могут сделать из ваших детей идиотов. Или полуидиотов. У нас и очень многих знакомых были с этими серьезными проблемы, до истерик и слез. Сейчас в доме нет телевизора и в компьютере ни одной игры. Просто иначе нельзя оказалось.

Да и с телеканализацией в доме Пушкина вам не вырастить. Даже просто нормального человека. Не стоит себя обманывать.

Вообще самое глупое, что можно подарить ребенку – это свободное время. Скорее всего, оно будет истрачено на свободную деградацию, уткнувшись в один из ящиков. 

СЕЙЧАС КАК УПАДУ В ЛУЖУ

Маленькие дети могут делать пугающие вещи. Выгибаться, ложиться на землю, если им не купили чего-то, ломать, вредить, резать, рвать, комкать… Поначалу это пугает. Хочется даже показать психиатру.

На самом деле ничего страшного.

Главное: не пугаться самому, не шлепать, не кричать. Обращать внимания тоже нельзя. Ну повалялся и повалялся. Мало ли кто где валяется. Надо спокойно пойти дальше, как будто ничего особенного не произошло.

Думаю, таким образом дети требуют внимания. Ребенок не знает, как обратить его на себя внимание папы или мамы, и ищет свои способы. Внимание дать обязательно нужно, но не сразу, чтобы не было ощущения прямой зависимости. Вот повалялся – и вот внимание.

Годам к трем это проходит обычно само. У мальчиков обычно дольше держится. Если же обращать внимание, может и сохраниться. 

МАЛЕНЬКИЙ МАНИПУЛЯТОР

Дети быстро просекают, что папа позволяет ходить по улице без шапки, а мама разрешает не ложится спать вовремя, если делать вид, что бесконечно хочешь в туалет. Поэтому за «шапочным» разрешением надо идти к папе, а за «неспальным» к маме. В случае же конфликта – переводить стрелки: а он(она) вот мне разрешил(а).

Если при этом папа и мама поссорятся – еще лучше. Можно будет узнать много интересных слов.

Поэтому родители должны быть заодно. Хотя это, конечно, и редко бывает так. 

НАСТОЯЩИЕ ИГРУШКИ

Дети очень быстро понимают, какие игрушки являются главными для их родителей. «Сам в паровоз не играешь, а мне подсовываешь».

Поэтому не стоит удивляться, если, отойдя от компьютера на десять минут, вы получили сбой системы или вашему начальнику оправлено таинственное письмо с текстом: «ыадпвылаповавауаыа». Или кто-то из ваших знакомых скажет, что вы вчера звонили ему и десять минут пыхтели в трубку. 

ОБЩИЕ СОВЕТЫ

1. запаролить компьютер, ограничить игры, при возможности отключить телеантенну. С последним сложно, потому что и взрослые часто зависимы.

2. попытаться, чтобы у вас и ваших детей появилось общее увлечение. Цветы, походы, велосипед, футбол, бокс, живопись, кулинария, книги – все, что угодно. При этом не надо выбирать то, чего вам самому не нравится. Скучно будет. Это общее увлечение создаст почву для каждодневного общения.

3. Не вводить двойных стандартов. То есть если вы лишаете компьютера ребенка, сделайте так, чтобы он видел, что вы и сами сидите за ним не больше, допустим, 15 минут в день. И это как принцип.

4. Если ребенок один, собакой дела не решишь. Лучше все же брата или сестру. Драться, конечно, будут много поначалу и в туалете запирать, и на балконе, но зато потом и тянуть друг друга будут. Вы живете не вечно. 

А вот этого делать НЕЛЬЗЯ:

Это то, на чем мы сто раз обжигались, и сейчас обжигаемся, хотя бы знаем уже, что этого делать нельзя.

Кричать на ребенка.

Если вы кричите на ребенка, он будет кричать на вас. Это закон. Сейчас вы его перекричите, потому что есть резервы, но когда вам будет семьдесят, а ему сорок – ваш ребенок перекричит вас. Поэтому лучше не начинать уже сейчас.

Вспомните школу. У нас был крикливый учитель огромного роста, который поднимал мальчиков за школьный пиджак, так что ноги болтались в воздухе. Его никто не боялся. Но все боялись хрупкую седенькую старушку, которая никогда не повышала голоса. Почему боялись? Она все помнила и держала слово. И она была в настоящем, а не фальшивом ужасе, когда «МЫШЬ» писали без мягкого знака. 

Обманывать.

Если что-то сказали – сделайте. Но даже если вы и не будете обманывать детей – все равно дети будут обвинять вас в этом. Они запоминают малейшие обещания, даже в стиле: «Да остань ты! Куплю я тебе живую лошадь!»

Не купили лошадь? Значит ты, мама, врунья. И ты, папа, лгун! 

Требовать от ребенка чего-то, когда он устал и вы устали.

Заканчивается воплями, ссорами и ни к чему не ведет. В состоянии усталости никаких разборок не устраивайте, даже если ребенок бросил в унитаз ключи от машины и у вас на глазах нажал на спуск.

 

Дмитрий Емец – автор двух самых популярных российских сериалов для подростков в жанре фэнтези: «Таня Гроттер» и «Мефодий Буслаев», выпускник филологического факультета МГУ им. Ломоносова, кандидат филологических наук, член Союза писателей.

 

Дмитрий Емец известен также как  автор научных трудов по православной истории, а также многочисленных книг и музыкальных спектаклей для детей от 5 лет и старше.

Немногие знают, что в свои 37 лет Дмитрий Емец успел стать не только современным детским классиком, «отцом» нового жанра в детской литературе, но и отцом шестерых детей. Несколько лет назад Дмитрий с семьей переехал из Москвы в Крым, чтобы иметь возможность растить детей и заниматься литературным творчеством в более спокойной обстановке.

Количество просмотров:601

Ваша оценка статьи:

1
2
3
4
5

Похожие статьи:

Комментарии

 Юлия Китайчик, 11 Апреля 2012 в 10:47

В каком возрасте вы дали попробовать мандарин ребёнку?

 Ванечка ШВЕЦ, 02 Декабря 2012 в 00:38

год...но это ж попробовать а есть он её не ел

 Тоха Подпругин, 27 Ноября 2012 в 10:15

В 9 попробывали сначала апельсин, потом мандарин, На апельсин все нормально было, а вот на мандарины обсыпало.

 Олег Горский, 08 Октября 2012 в 21:31

В 9 месяцев, еле вырвала потом чтобы со шкуркой не заглотил )))) мы ему дольку надкусываем и даем высасывать, тащится, диатеза нет

 Сергей Бухштаб, 29 Сентября 2012 в 21:03

в 8,5 месяцев немножко сока дала, ему понравилось. Нам сейчас почти 10 и я стараюсь ребёнка давать все фрукты. Яблоки (зелёные, красные, вообщем любые), бананы, мандарины, апельсины, киви, хурму. Вообщем всё даю, только главное в меру

 Яна Миллер-Алексеева, 28 Сентября 2012 в 19:21

нам 2года и 3мес, но еще не давала.

 Bjorn Ingemar, 02 Сентября 2012 в 15:03

После года.

 Кирилл Баринов, 17 Августа 2012 в 05:10

В 1год 5 месяцев, чтобы не спровоцировать аллергию.

 Татьяна Иваницкая, 12 Августа 2012 в 00:45

мандарин где то в 10-11 мес но он ей не понравился, а вот лимон она ела с охотой в 7 мес! приколное личико было при этом)))

 Игорь Павленков, 25 Июля 2012 в 18:08

В 11 месяцев.

 Гоша Ujif, 15 Июля 2012 в 07:52

в 8 лет.До этого не брал--не ест фрукты,хоть вот умри((((

 Павел Сергеевич Тюганов, 24 Мая 2012 в 06:30

Вчера дала попробовать немного(1.3г.),пока кожа нормальная.

 Маря Alex, 22 Мая 2012 в 14:00

А нехуй детей баловать

 Страница не найдена, 22 Мая 2012 в 04:07

месяцев в семь где-то. сладкие такие купила, как не дать?

 Игорь Sid Иванов, 21 Мая 2012 в 16:22

О, я сегодня в первый раз дала, точнее он сам со стола стащил. Малышу почти 11мес.

 Вьюгинова, 03 Мая 2012 в 18:29

в год а младшему в 7 мес

 Страница не найдена, 27 Апреля 2012 в 07:49

моей 1,4.кушаем и мандарины и апельсины хорошо,уже давненько

Добавить комментарий

Имя

Текст



Ссылки:

РАСПИСАНИЕ
И
ЦЕНЫ

ФОТОАЛЬБОМ

НАШИ
СПЕЦИАЛИСТЫ

ХОТИТЕ
ПРИСОЕДИНИТЬСЯ?

КОНТАКТЫ

Карта сайта