"СУМЕЮ САМ"
для детей от 1 до 3-х лет
вместе с родителями

"СУМЕЮ САМ"
для детей от 3 до 4-х лет

ТВОРЧЕСКАЯ
МАСТЕРСКАЯ

АНГЛИЙСКИЙ
ЯЗЫК

"РАЗ СЛОВЕЧКО,
ДВА СЛОВЕЧКО..."

МУЗЫКА
И
ДВИЖЕНИЕ

ДРУГОЕ

На главную>>Другое>>Детская психология>>Ребята, надо верить в чудеса...

Ребята, надо верить в чудеса...

Вы в детстве играли в сказки? Нет, я говорю не о постановке отрывков в школе или детском саду, а о проживании кусочка приключений любимых персонажей? Вы ощущали себя Златовлаской или Принцессой из «Бременских музыкантов»? Вы строили домик, накрыв кресла покрывалом и боялись выйти из-под него, потому что снаружи – волки? Да? Тогда все в порядке, вы росли нормальным ребенком, для которого сказочные фантазии – неотъемлемая часть полноценного и счастливого детства.

«Внутренняя жизнь ребенка проходит в фантазиях, – пишет одна из популярнейших отечественных психологов Юлия Гиппенрейтер в книге «Продолжаем общаться с ребенком. ТАК?» – Можно даже сказать, что дети, в основном дошкольники и младшие школьники, – живут в двух мирах.

Воображаемый мир ребенка – это мир сказок, грез, собственных образов и историй- в нем живут разные персонажи, разыгрываются необыкновенные события, где сам «автор» нередко выступает в роли героя».

Секретному миру детей посвящена одноименная книга детского психолога Марии Осориной: «Мама даже не подозревает, что рассматривая суп в тарелке, ребенок видит подводный мир с водорослями и затонувшими кораблями, а проделывая ложкой бороздки в каше, представляет, что это ущелья среди гор, по которым пробираются герои его сюжета».

Дети, в силу своей впечатлительности и восприимчивости, легко верят в предлагаемые обстоятельства, поэтому за фантазерами всегда нужен, как говорится, глаз да глаз. За одним знакомым малышом однажды недосмотрели: вообразив себя суперменом, он спрыгнул с дивана, успел принять горизонтальное положение и даже вытянуть руки вперед, но, вместо того, чтобы парить, как супер-герой, плашмя плюхнулся на мягкий ковер. И не столько ушибся, сколько расстроился.

Фантазеры чаще верят в то, что висящее пальто – это незнакомец, что под кроватью живет страшилка. Они впечатлительны и длительное время снова и снова переживают произошедшие с ними страшные истории. Причем к страшным могут относиться, на наш взрослый взгляд, совершенно безобидные события.

Опросив знакомых, я составила своеобразный рейтинг домашних «страшилок поневоле». На первом месте оказались бабушки, вынувшие ненароком на глазах малыша вставную челюсть. На втором – усатые родственники, которые почему-то стремятся поцеловать малыша «усами» в пузико. На третьем оказались соседи сверху и их полы, как нарочно скрипящие именно темными вечерами.

По мнению психологов, знакомство со сказкой помогает ребенку лучше понять окружающую действительность. Любая волшебная история – это рассказ об отношениях между людьми. Язык сказок понятен малышу. Карапуз еще не умеет мыслить логически, и сказка не утруждает его серьезными логическими рассуждениями. Ребенок не любит наставлений, и сказка не учит его напрямую.

Она предлагает крохе образы, которые ему очень интересны, а жизненно важная информация усваивается сама по себе, незаметно. Мало того, приобщаясь к сказке, малыш приобретает абсолютно новый для себя вид психической активности – умение мысленно действовать в воображаемых обстоятельствах, а это – основа для любой творческой деятельности. Сказки – это готовая фантастическая история, оставляющая при этом простор воображению.

По статистике, каждый второй ребенок 3–5 лет боится сказочных персонажей, неожиданных звуков, боли- каждый третий – транспорта, воды, одиночества и замкнутого пространства. К шести годам может появиться страх смерти, если не стало кого-то из членов семьи, а также стихийных бедствий, если ребенок увидел их последствия в новостных программах.

Играть,да не заигрываться

Играя с малышом, уча его фантазировать, не забывайте о ключевых словах-выручалочках – «как будто» и «понарошку». Тогда ребенок с самого раннего детства научится разделять «заправдашние» события от «понарошечных».

«9-летняя Ксюша придумала себе «потайную комнату», где живет злой пират. Она поверила в нее сама, но еще больше ей нравится убеждать в этом подружек. Она просит маму подтвердить правоту своих слов, и мама подыгрывает, – рассказывает Ольга. – Мне кажется, это не совсем правильно, ведь девочки могут прийти к ней в гости и, не найдя никакой «потайной комнаты», наговорят Ксюше обидных слов, а ее маму «выведут на чистую воду» и станут считать обманщицей». «Летом дочка играла с девочками во дворе и пришла домой с исколотыми пальцами, – жалуется Наталия. – Оказалось, что играли в больницу, брали анализ крови, и девочка-«медсестра» настолько поверила в происходящее, что по-настоящему прокалывала пальцы своим «пациентам». И некоторые малыши терпели, заразившись ее уверенностью. Это напомнило мрачноватый стишок о том, как «дети в подвале играли в больницу...».

«А моему сыну так понравилась сказка о Чипполлино, что он со слезами просил бабушку скупить весь лук в магазине, чтобы другие мамы и бабушки его не резали – больно!» – добавляет Софья. «Наша Маша очень испугалась, посмотрев сказку «Огонь, вода и медные трубы», – заметила Галина. – Она потом долго боялась тазиков с водой, потому что думала – оттуда появится серый мохнатый палец Подводного царя и голос проскрипит: «Должо-о-ок!» Специалисты подчеркивают, что фантазии и вера в сказки не должны полностью заменять ребенку реальность. Если вы заметили, что малыш ни под каким предлогом не хочет выходить из придуманного им мира, значит, действительность его совершенно не устраивает, пугает, огорчает. Что же должно послужить тревожным сигналом для родителей?

*** Ситуация, когда малыш живет как бы в коконе: он не хочет общаться со сверстниками, если они не поддерживают идею его волшебного мира, и предпочитает оставаться один, чем играть в общепризнанные забавы.

*** Ребенок любит сказки настолько, что, научившись читать, не может оторваться от книг, и ничто другое его не увлекает.Откликнувшись и подняв глаза от страницы, он несколько растерян, так как не сразу понимает, где находится.

*** Предпочитает придуманных друзей – покладистых и любящих – настоящим.

*** Придумывает какую-то игру и постоянно навязывает ее окружающим.

В сложившейся ситуации необходимо обратиться к психологу. Он поможет выяснить, что не устраивает малыша в окружающей действительности.

В результате родители получат наглядную картину недостающего малышу для безмятежного детства, узнают, какие эмоции он испытывает в различных ситуациях. Следуя советам психолога, можно подкорректировать окружающий мир ребенка, чтобы он чувствовал себя счастливым не только в придуманной мире, но и в реальности.

Здравствуй, Дедушка Мороз!

Отдельной темой в разговоре о вере в сказку является, конечно же, Дедушка Мороз. И если сказать ребенку, что Бабы-Яги на самом деле нет, – проще простого, то произнести то же самое о приносящем новогодние подарки добром старике – просто язык не поворачивается. Родители годами старательно поддерживают легенду, краем глаза подсматривая в письма малышей и стараясь купить то, что карапуз просит у Деда Мороза. Однако письмо письму рознь.

«С новым годом!» – такое поздравление в середине августа прозвучало, мягко говоря, странно, и мы с дочерью в недоумении посмотрели на бабушку, размахивающую большим голубым конвертом. «Вам пришло письмо от Деда Мороза!» – радостно пояснила она.

В минувшем ноябре коллега привез из Великого Устюга фирменные конверты, раздал их имеющим детей сотрудникам, заверив, что отправив в таком конверте письмо Деду Морозу, ребята гарантированно получат ответ по почте. Мы написали и с нетерпением ждали весточки «с северного полюса» весь январь и половину февраля, а потом просто потеряли надежду. И вот, на тебе – в августе! Теперь ребенок держит в руках красивый фирменный бланк, на котором «Дедушка» хвалит дочь за присланный рисунок и желает ей «слушаться маму в новом году». В пору придумывать версию о северных улитках, которые разносят по городам и весям письма Дедушки Мороза. До этого я говорила дочери, что старичок не успевает ко всем ребяткам, поэтому подарки ему помогает разносить белочка: находила открытки с изображением пушистого зверька и подписывала их «беличьим подчерком» – левой рукой. Потом тихонько открывала форточку, оставляла подарок от Деда Мороза под елочкой и через несколько минут... «Ой, что это у нас форточка-то открыта? Холодно же!» Дочка искренне верила и активно подкармливала осенью белок в лесопарке Царицыно: «чтобы у них сил хватило новогодние подарки разносить».

Стоит ли поддерживать веру ребенка в Деда Мороза и другие сказочные чудеса?

Проще, конечно, рассказать все как есть – не придется больше покупать подарки и за себя, и «за того парня». Однако психологи настоятельно советуют присмотреться к малышу, чтобы определить – «логик» он или «мечтатель». Если человечек уже и сам сомневается в существовании Деда Мороза, а вы продолжаете стоять на своем, малыш поймет, что его обманывают, расстроится и разобидится. В противном случае необходимо поддерживать его веру, пока это только возможно.

«Моя дочь – мечтатель, и я стойко пытаюсь защищать ее интересы, – рассказывает мама 5-летней Варвары. – Например, когда детсадовская заведующая узнала, что наш папа-актер на декабрь-январь перевоплощается в Деда Мороза, она тут же придумала, как сэкономить, – наняв его «на халяву».

Пришлось объяснить, что для моего ребенка такой праздник может обернуться стрессом – вдруг папу узнает?

«Всего раз в году навещающая нас бабушка решила, что «Ванечка уже достаточно взрослый, чтобы не верить во всякие глупости», и рассказала ему, что Деда Мороза нет. Рассказала «по секрету», – поэтому мы еще долго не могли понять, чем так расстроен малыш, – сокрушается Инна. – Попытались исправить положение, разрешив ребенку в преддверии праздника то, чего раньше не позволяли – он помогал готовить печенье и мастерить гирлянды, извазюкав при этом в муке полкухни и маму и в клее – полкомнаты и папу.

Ему самому разрешили выбрать на базаре елку (в другой ситуации такое облезлое растение мы в жизни бы не приобрели), а в магазине – любую игрушку в подарок на Новый год. И 31 декабря повели Ваню на детский спектакль в театр кукол. В общем, всеми силами создавали атмосферу праздника и восторга».

Алые паруса

Вообще вера в чудеса, и не только новогодние, – один из важных защитных механизмов психики человека, отмечают психологи. «Читая «Морозко», я верила, что раз у забытой в зимнем лесу Настеньки все сложилось хорошо, значит, у меня и подавно все будет замечательно, – говорит Анастасия. – Эту практику я перенесла и во взрослую жизнь: когда особенно трудно, читаю о тех, кто пересилил себя и построил жизнь в нужном русле». «Можно сказать, что известные сказки – это мир детских фантазий, созданный живыми, талантливыми взрослыми. Эти же фантазии возвращаются к детям, развивая и обогащая их, – пишет Юлия Гиппенрейтер. – Сказки нужны детям, как воздух».

Порой вера в сказку перерастает в нечто большее – желание пережить подобное в реальной жизни. В ряде случаев – это возможно. Помните, как Ассоль верила в алые паруса? Одни над ней смеялись, другие жалели, а капитан Грей взял да и воплотил мечту девушки.

По мнению ряда специалистов, дети, которые верят в сказки, повзрослев, становятся более уверенными в себе, общительными, открытыми и, как результат, успешными. Не беда, если стремление отвлечься от реальности, погрузившись в мир фантазий, сопровождает человека на протяжении всей его жизни. Это – своеобразный пузырь, скафандр, который ненадолго отгораживает от реальности, дает возможность отдохнуть и расслабиться.

Наверное, поэтому многие состоявшиеся и успешные бизнесмены и бизнес-леди с удовольствием читают Джона Толкиена и Юлию Вознесенскую, Клайва Стейпла Льюиса и Ирину Сабурову.

Количество просмотров:559

Ваша оценка статьи:

1
2
3
4
5

Похожие статьи:

Комментарии

 Георгий Фролов, 27 Октября 2012 в 20:00

ограничиваете ли вы пространство своего малыша манежем?или он у вас ползает где захочет?

 Катя Попова, 02 Декабря 2012 в 22:16

Все верно, манеж это не ограничение пространства, это игровая зона малыша, - еще одна например! Дать ему игрушек и ребенок уже не чувствует себя одиноким, Две-три игрушечки и в манеже разворачиваются целые баталии с метанием, рычанием, спорами и т.д. Ну а если еще пара игрушек мягких, то он там еще может и уснуть. Зато можно быть спокойной и делать дела.

 FlamEmo Иван, 01 Декабря 2012 в 22:31

нужно неограничивать,но в тоже время создать зону ,чтобы сам себе не навредил

 Мария Афанасьева, 01 Декабря 2012 в 10:16

Ограничивать пространство ребенка манежем которые продаются в магазинах-я считаю издевательством. Я видела у знакомых самодельный манеж. Вот это простор для ребенка. А делал его дедушка из двух кроваток. Вот я тоже хочу заказать!

 Mikhail Kharev, 25 Ноября 2012 в 07:16

граничивать нельзя, просто обезопасьте его и уберите всё лишнее. А лучше сами с глаз него не спускайте. ВСЕГДА будьте рядом

 Иван Idioto Иванов, 24 Ноября 2012 в 05:06

Не ограничиваю.

 Mariella Zollfranck, 20 Ноября 2012 в 02:43

убрали все опасное (в розетки заглушки, все что может упасть убрали, дверки шкафов заклеили скотчем, на двери - защиту для пальчиков) и вся квартира была в распоряжении малыша. На пол стелила старое одеяло и ребенок ползал по нему (почему-то не уползал дальше). Манежа у нас не было.

 Игорь -ДОБРЫЙ- Волков, 13 Ноября 2012 в 20:52

КОнечно же нет, у нас 3х комнатная квартира и он ползает где хочет! Так он многое узнает быстрее и будет развиваться не ограниченным! Если он еще не встает, то слишком далеко от вас он никуда не денется, можно выделить место на кухне, они очень любят греметь кастрюлями и прочим, а вы будете готовить в это время.

 Катя Штах, 04 Ноября 2012 в 13:23

когда наша доча родилась мы сделали ревизию во всех ящиках и шкафах, чтобы ребёнок не поранился. и потом она ползала где хотела и как хотела. Ребёнок должен познавать мир, а не находиться в закрытом пространстве. ребёнок должен учиться орентироваться, чтобы потом углы не сшибать. а манеж можно использовать только в крайней необходимости, например когда надо что то приготовить мужу на ужин.

 Кирилл pimperiale Лата, 03 Ноября 2012 в 06:40

ползают где хотят. у нас по всему дому все опасное и проблемное убрано. старшую ограничивали ходунками, на чем серьезно обожглись - никак не хотела ходить сама. поэтому у младшей - практически полная свобода передвижений. единственно - они всегда должны быть в поле моего зрения. а манеж не принимаю в принципе - это издевательство над ребенком. да мои там никогда и не стали бы сидеть - орали бы благим матом .

 Роман Новиков, 30 Октября 2012 в 09:49

ползаем везде, где хотим

Добавить комментарий

Имя

Текст



Ссылки:

РАСПИСАНИЕ
И
ЦЕНЫ

ФОТОАЛЬБОМ

НАШИ
СПЕЦИАЛИСТЫ

ХОТИТЕ
ПРИСОЕДИНИТЬСЯ?

КОНТАКТЫ

Карта сайта