"СУМЕЮ САМ"
для детей от 1 до 3-х лет
вместе с родителями

"СУМЕЮ САМ"
для детей от 3 до 4-х лет

ТВОРЧЕСКАЯ
МАСТЕРСКАЯ

АНГЛИЙСКИЙ
ЯЗЫК

"РАЗ СЛОВЕЧКО,
ДВА СЛОВЕЧКО..."

МУЗЫКА
И
ДВИЖЕНИЕ

ДРУГОЕ

На главную>>Другое>>Детская психология>>О пылесосе, который нюхал цветы…

О пылесосе, который нюхал цветы…

Вспомните, вам ведь не раз приходилось слышать о детском воображении: «Это гениально!», тогда как о гениальных творениях взрослых часто говорят: «Какая детская непосредственность!» А вы задумывались, почему, оценивая плоды чьего-то воображения, между понятиями гениальность и детскость ставят знак равенства?!

Уникальный дар со знаком «бесконечность»

Воображение – это великая сила. Именно благодаря воображению человек создает произведения искусства, делает изобретения и совершает научные открытия.

Можно сказать, воображение движет прогрессом. Однако способность эта хрупкого свойства: хотя она и дана нам с рождения, но легко может быть утрачена нами в последствии.

Дети рождаются в мир, еще ничего о нем не зная. Они его видят, слышат, осязают, исследуют его всеми органами чувств. Но фактически каждый ребенок, познавая мир, воображает его для себя и создает свой неповторимый мир. Дети легко верят в то, чего нет, и боятся того, что совершенно не страшно. Они стремглав убегают от безобидного щенка, как от жуткого чудовища, а перед сном подходят к аквариуму, шепча плавающей в нем «золотой» рыбке свои самые сокровенные желания. Взрослея, человек приобретает разные знания и опыт, а вместе с ними выдуманный в детстве мир, как правило, приходит в соответствие с общепринятыми представлениями: щенок становится щенком, а «золотая» рыбка – китайским карасем. И только те взрослые, кто сумел сохранить воображение ребенка, становятся художниками, изобретателями, учеными.

Очевидное невероятное, или Оживший пылесос Одна маленькая девочка, увидев впервые, как мама пылесосит, закричала: «Ой, посмотри, он нюхает цветы!» Мама улыбнулась. Ей, конечно, не приходило в голову связать «дыхание» пылесоса с человеческим дыханием, но ассоциация была вполне логичной. Одно было странным: почему бытовой процесс всасывания пыли напомнил дочке такое романтичное занятие, как вдыхание аромата цветов?

Мама удивленно спросила: «А почему ты решила, что он нюхает цветы, а не запыхался от работы? Цветы тут при чем?» И в ответ она услышала: «Как при чем?!» Дочка быстро опустилась на корточки и, ползая по ковру, стала показывать пальцем на цветы, вытканные на нем: «Вот же они! Вот! И вот! Ты не видишь их, что ли?!» А мама их, и правда, не видела. Много лет подряд она пылесосила этот ковер, и видела в нем только напольное покрытие, которое требовало постоянного ухода и тем самым отнимало ее свободное время. И вот теперь, кажется, произошло чудо. Благодаря дочке ковер вдруг стал разноцветным лугом, а обычный пылесос ожил и превратился в смешное существо с длиннющим хоботом, которым оно жадно до упоения нюхало цветы. С тех пор пылесос стали ласково называть Нюшей, а скучная домашняя обязанность превратилась для мамы в увлекательную прогулку по цветущему лугу.

Не держите птицу в клетке

Развитие творческого воображения, как известно, проходит через три важных фазы.

1. Фаза самобытности, свободы и непосредственности. Она начинается с момента рождения, в полной мере проявляется в возрасте трех лет и продолжается все детство и отрочество. В этот период в основе воображения лежат такие качества, как наивность, восторженность, искренность. А главное, воображение свободно от стереотипов, в нем нет ничего рационального.

2. Фаза осмысления. Неизбежность этой фазы понятна. Обычно эта фаза наступает в конце юности. Но если не давать воображению ребенка развиваться самостоятельно и постоянно навязывать ему какие-то стандарты, то эта фаза может наступить еще в детстве. Это момент кризиса воображения, и от него зависит, что будет дальше – взлет или спад.

3. Фаза творческого взлета или творческого спада. Завершающая фаза, которая длится потом всю жизнь.

Пойди туда, не знаю куда

Получается, с одной стороны, развитие детского воображения – процесс естественный, которому не следует мешать. А с другой стороны, если не развивать детское воображение, то не факт, что оно станет развиваться самостоятельно. И каков же выход?

Все решается по принципу известной детской сказки: «Пойди туда, не знаю куда». Ребенка надо обязательно вести по пути воображения, но никаких законов, стандартов, догм на этом пути устанавливать нельзя. Гений – это тот, кто нарушает нормы, кто умеет, несмотря на реальность сегодняшнего дня, вообразить другую реальность, которую в будущем благодаря нему смогут увидеть и остальные.

Не спешите делать замечаний ребенку, когда он рисует, играет, придумывает.

Если ребенок в игре нарушает правила, не говорите ему тут же: «Так нельзя!», попробуйте поиграть с нарушенными правилами. Возможно, вы изобретете более интересный вариант игры, а возможно, убедитесь, что правила были разумны, но вы убедитесь в этом вместе с ребенком, а не навязав ему их.

Пир воображения

Если вы хотите, чтобы у вашего ребенка воображение было развито хорошо, не довольствуйтесь только тем, что с ним занимаются в детском саду или в школе.

Развитие воображения должно стать и вашей родительской задачей. Устраивайте пир воображения каждый день, при любом подходящем случае: гуляете вы, кушаете, читаете книгу, моетесь в ванной.

А сколько разнообразных угощений для воображения можно подавать на этом пиру! Желательно только подавать их с учетом возрастных этапов развития ребенка.

Этап 1-й.

Создание образов

Угадай по части целое. На картинке изображена часть предмета, и ребенку предлагается угадать весь предмет. Угадав, можно дорисовать и раскрасить его.

Узнай предметы. На картинке изображены предметы, наложенные один на другой, и ребенок должен в перекрещенных линиях увидеть все предметы и называть их.

Что на что похоже. Чаще всего это задание выполняют, рассматривая облака или узоры на стекле.

Этап 2-й.

Сюжетное видение

Составление рассказов. Можно расспросить ребенка, что нового было сегодня в саду/школе, или поинтересоваться, о чем были мультфильм/книга, или попросить вспомнить подробно весь вчерашний/сегодняшний день.

Небывальщина. Это замечательная и незаслуженно игнорируемая взрослыми игра в неправдивые истории о том, чего не бывает. Кстати, можете и сами поучаствовать в придумывании небывальщины. Потом все придуманное можно проиллюстрировать.

Закончи историю. Начните рассказывать ребенку какую-то историю, а закончить предложите ему.

Этап 3-й.

Принцип комбинирования

Где спряталась фигура? Ребенку показывают фигуру и просят найти ее в окружающих предметах или в специально нарисованной сюжетной картинке.

Закорючки. Нужно превратить неопределенную закорючку в осмысленную картинку.

Лапы, крылья, хвост. Если взять лапы одного животного, голову другого и хвост третьего, и все это присоединить к выдуманному туловищу, то какой новый зверь получится? Хорошо бы только, чтоб симпатичный.

Этап 4-й.

Самостоятельное творчество

Опорные слова. По 10 опорным словам надо нарисовать картину или сочинить историю.

Иллюстрации к сказке. Предложите ребенку проиллюстрировать прочитанную сказку.

История любимой игрушки. Сочиняйте с ребенком истории жизни для каждой игрушки, которая появляется в вашем доме. Такие же истории можно придумать для мочалки, кресла, яблони в саду.

Грамотно развивая воображение своего ребенка, вы получите тройной педагогический эффект: поможете ребенку стать творческой личностью, установите доверительные отношения друг с другом, а кроме того, и своему воображению подарите новый творческий взлет.

Количество просмотров:568

Ваша оценка статьи:

1
2
3
4
5

Похожие статьи:

Комментарии

 Antonina t0nuk Demeshko, 28 Апреля 2012 в 12:48

Что подарить ребенку на новый год в 2 года? В деньгах очень ограничены

 Татьяна Артамонова, 10 Декабря 2012 в 07:02

Новый год с Дедом морозом и Снегурочкой.. запомнит на всю жизнь!!

 Тимофей Молодой Гришин, 08 Декабря 2012 в 10:43

Моим очень конструкторы нравятся,с крупными,разноцветными деталями. Книжку можно с названиями слов,зверушек,простейших стишков. А,ещё палатки раскладные обожают,стоит где-то от 1000-1200 р.А радости то сколько! У нас наборчик такой,2 палатки,1 треугольная,другая как купол и между ними труба-гармошка,польские вроде.У,как они хохочут(моим 2 и 3 года)!!!Чё греха таить ,мы все пытались через эту трубу пролезть,даже бабушки=)))

 Михаил FREEMEN Софинский, 30 Ноября 2012 в 10:37

Интересный вариант - книга со сказками о Вашем ребенке. Оригинально и развивающе. Запомнится на всю жизнь. Ее можно заказать здесь: www.skazkipro. com/code/YJ760 (удалите пробел) А если еще и ввести промо-код YJ760, получите скидку 10$. Думаю, неплохой подарок на Новый год. Я для своего сына уже заказал такую.

 Денис F13 Качубей, 15 Ноября 2012 в 11:28

Нам 2,8. Решили подарить мольберт. Очень любит рисовать. Если с деньгами не очень - подарите музыкальный автобус, котрый цифры, буквы называет, животных. Если нужно - скину ссылку на эту игрушку, стоит где-то около 1500 руб.

 Татьяна Кудрявцева, 06 Октября 2012 в 23:07

Игрушку...

 Ксюша Клинова, 19 Сентября 2012 в 23:13

в 2 года он рад любой конфетке,ограничены в деньгах,так конфету и любую мелочь,токо обыграйте бумагой упаковочной,ребенка нарядите. Дед Мороза лучше не зовите,у соседей в 2 года дочка так его напугалась,что потом еще пол года по ночам плакала,хотя и дед нормальный был....

 Кирилл I Сhevalier I Туранский, 27 Августа 2012 в 22:38

свою любовь,ласку,теплоту и заботу.если из игрушек подарите тигренка говорящего.недорого и весело!ведь год тигра наступает...

 Петров Петр, 05 Августа 2012 в 16:56

Конструктор из кубиков, доску для рисования или машину. Источник: личный опыт

 Дмитрий James Сологуб, 10 Июля 2012 в 03:26

Красивую игрушку)))

 Olga Блинчик Blinova, 26 Июня 2012 в 05:55

для ребёнка лет до 5 любая очередная игрушка это сюрприз, подарок и радость. Так что купите очередную куколку или символ года Тигрёнка плюшевого

 Сергей aka Cedars, 13 Июня 2012 в 17:10

в 2 года они ещё мало чего понимают и врят ли помнить будет, что ей подарили. подарите ей книжку хорошую.

 Аська Муркина, 17 Мая 2012 в 12:22

Смотря насколько ограничены в деньгах? Головоломки всякие есть интересные и недорогие.. Есть игрушки мягкие, но необычные, дышащие))в смысле, дышат, как живые) можно наборчик конфетный в форме елочки)

Добавить комментарий

Имя

Текст



Ссылки:

РАСПИСАНИЕ
И
ЦЕНЫ

ФОТОАЛЬБОМ

НАШИ
СПЕЦИАЛИСТЫ

ХОТИТЕ
ПРИСОЕДИНИТЬСЯ?

КОНТАКТЫ

Карта сайта