"СУМЕЮ САМ"
для детей от 1 до 3-х лет
вместе с родителями

"СУМЕЮ САМ"
для детей от 3 до 4-х лет

ТВОРЧЕСКАЯ
МАСТЕРСКАЯ

АНГЛИЙСКИЙ
ЯЗЫК

"РАЗ СЛОВЕЧКО,
ДВА СЛОВЕЧКО..."

МУЗЫКА
И
ДВИЖЕНИЕ

ДРУГОЕ

На главную>>Другое>>Детская психология>>%26amp-quot-Не играй в мои игрушки%26amp-quot-

%26amp-quot-Не играй в мои игрушки%26amp-quot-

Собственность как стремление кбезопасности
В одном фантастическом романе-утопии, которыебыли модны в нашей стране в 20-х годах, говорится онекоем идеальном обществе на отдаленной планете,где, как нетрудно догадаться, у всех всеговдоволь и все общее. У детей, поголовнонаходящихся на общественном воспитании, также нив чем нет нужды. Но даже там воспитатели замечают,что дети часто ссорятся из-за игрушек и делятвещи на "мое" и "твое". В романе этообъясняется чем-то вроде временного социальногоатавизма - дескать, дети в своем развитиипроходят ту "дикую" стадию человеческойистории, когда каждый был за себя, а возможностьудовлетворения личных потребностей не былаобщедоступной.
Фантастика фантастикой, но в ней хорошоподмечен факт, с которым часто сталкиваютсяродители: вроде бы у детей все есть, а они всеравно что-то делят. Почему так происходит? Самаприрода "накопительства", стремления ксобственности - общая и у детей и у взрослых. Нашивещи - продолжение нас самих, частичка нашего Я,одна из основ нашей безопасности. Представьте-касебя без квартиры, без денег, без личных вещей -просто жутко! И ребенок точно так же нуждается всобственности.
В детских домах, где дети страдают отзаброшенности и казенщины, психологи проводяттакую работу. Ребенку дают какую-нибудь игрушку иговорят: "Я знал тебя, когда ты был маленьким.Эта игрушка из твоего дома. Ты ее очень любил.Возьми ее, она твоя". Если б вы знали, как важнастановится для ребенка именно эта, "своясобственная" вещица - даже если у детского домабогатые спонсоры и дети ни в чем не нуждаются!Часто они даже "узнают", "припоминают"эту игрушку и уже никогда с ней не расстаются.
Но и вполне благополучному домашнему ребенкуважно иметь свои собственные вещи. Они, как нигромко это звучит, создают ему надежный тыл,подчеркивают его значимость. Итак, на что следуетродителям обратить внимание?

Личная территория
У ребенка обязательно должно быть своеместечко в квартире - если не отдельная комната,то хотя бы относительно изолированный уголок.Там ему позволительно вести себя более свободно,что-то менять в обстановке, приглашать гостей,спокойно делать уроки.
...Мама 11-летнего Алеши вдруг стала замечать, чтосын порой подолгу... сидит в туалете. "Сынок, стобой все в порядке? У тебя живот не болит?" -вопрошала она через дверь. "Не, ма, всенормально", - отвечал сын и вскоре нехотявыходил. Что же это - странная привычка? А дело втом, что Алеша с мамой живут в однокомнатнойквартире, находясь практически постоянно бок обок друг с другом. Но стоило маме немногоперепланировать обстановку и поставитьмебельную стенку так, что у мальчика появилсясвой закуток - его "туалетные бдения"прекратились. Вообще, довольно часто родителитех детей, у которых дома нет возможности побытьв одиночестве, замечают, что те проводят слишкоммного времени в туалете или в ванной - местах, гдеуединение "санкционировано". Порой для нихэто единственная возможность отдалиться навремя от окружающих.
Однако с ребенка, у которого есть своятерритория, и больший спрос. Родители вправетребовать от него более бережного отношения квещам, к поддержанию порядка и др. При этом ивзрослые не должны забывать о его правах. Болеестаршие дети имеют право запереться изнутри, ивходить к ним можно только с их согласия. Если,например, другие члены семьи то и дело вторгаютсяв пространство ребенка и беспрепятственно берутлюбые вещи, не ждите от него ревностногохозяйского отношения к этой территории. Иногдадети даже протестуют против хранения в своемшкафу посторонних предметов или нахождения в ихкомнате единственного в квартире телевизора,который приходит смотреть вся семья. С этим -разумеется, в меру возможностей - нужносчитаться. Как бы вы ни были стеснены в условиях,попытайтесь найти компромисс.
Также важно научить детей уважать территориюродите-лей - например, не входить без разрешения кним в спальню.
С другой стороны, не стоит создавать проблемуискусственно на пустом месте. Если двое или троеваших детей вполне уживаются в одной комнате, аглаву семьи не приводит в ярость оставленная наего столе чья-то чашка с недопитым чаем - не стоитрисовать по квартире демаркационных линий.Продолжайте жить так же дружно.
"Положь на место!"
Теперь о личных вещах. В семье должно бытьуважение к собственности, даже самойнезначительной. Всем - и взрослым, и детям -следует знать: брать чужого без спросу нельзя. Ксожалению, это правило чаще действует водностороннем порядке: младшим запрещаетсябрать вещи старших. Дети не могут рыться впапином кейсе, малыша ругают, когда он лезет вписьменный стол к брату или сестре - а обидамчетырехлетки на то, что взрослые перевязаликакие-то коробки его любимой веревочкой, непридается никакого значения. Между тем, праваздесь должны быть у всех равные: если уж у вещиесть хозяин, с ним надо считаться.
Уважение к собственности - это уважение к еехозяину. Когда ребенок видит, что вы абсолютносерьезно запрещаете другим детям брать без егосогласия подаренный ему паровозик (разумеется,если вокруг этого возник какой-то инцидент, иначенечего зря нагнетать обстановку), он понимает,что с его личностью считаются, что он в семье непустое место. Право пользоваться той или инойвещью - привилегия, давать и отменять которуюможет только ее хозяин.
С другой стороны, никто не хочет, чтобы нашидети выросли жадными, особенно в отношении своихблизких. Поэтому подспудно надо поощрять умалыша желание поделиться с другими детьми,угостить папу и маму конфетками, пожертвоватьсвою собственную вещь в пользу нуждающихся.Главное - ребенок должен получать радость отсвоих действий. Сообщите ему лишний раз, чтососедская девочка Катя, которой он передал вбольницу свои фломастеры, теперь не так грустит ией есть чем заняться.
Здесь случаются и казусы. Родители одногомалыша просто хватались за голову, когда он дарилмалознакомым приятелям по песочнице дорогиемашинки и пистолетики. В лучшем случае,совестливые мамы осчастливленных детей черезкакое-то время возвращали эти вещи, в худшем - оних приходилось забыть (и такое происходилогораздо чаще). Чтобы избежать подобныхнедоразумений, просто определите те игрушки,которые можно выносить на улицу, и те, с которымиследует играть только дома. С каждой вещью,выданной ребенку с собой в детский сад или напрогулку, мысленно попрощайтесь. Она может бытьпотеряна, подарена, обменяна (причем, далеко неравноценно) и даже - увы! - отнята. Поэтомувыделите для этих целей то, что заведомо не жалко.Начиная с 5-6-летнего возраста, требуйте отребенка более разумного и бережного отношения ксвоим игрушкам.
Индивидуалисты иколлективисты
Отвлечемся от недавней идеологической окраски,которую несли в себе эти понятия. Просторассмотрим особенности тех и других детей в ихотношении к собственности.
Дети-коллективисты охотно делятся своимивещами и гостинцами, менее ревностно относятся кличной территории. Это их несомненный плюс. Сдругой стороны, ребенку-коллективисту поройтрудно предположить, что другие-то могутотноситься к собственным вещам более трепетно.Если соседка вернула сломанную ею вашу кофемолкувсего лишь с извинениями, а коллега запростоберет из вашего стола пакетики чая в вашеотсутствие - знайте: это те самыедети-коллективисты, которые так и не искоренилисвою детскую непосредственность.
Поэтому ребенка-коллективиста следует научитьэлементарным правилам хорошего тона: все тем жебанальным положениям, что брать чужого безспроса нельзя, к одолженным вещам надоотноситься бережно и т.п.
Ребенок-индивидуалист, наоборот, не оченьохотно раздает свои вещи, но и у окружающих братьстесняется. Он настаивает на определенности вдомашних предметах: "Нет, мама, скажи - этуручку ты мне купила?" Для него поистинемучительно, когда кто-то просит дать откусить отего яблока или одалживает что-то из его одежды.Одна 6-летняя девочка, увидев, что ее мама одеваетее ночную рубашку оставшейся у них ночеватьдочке знакомых, принялась возмущаться и плакать,да так, что родителям ее подружки стало неловко.
Взрослые же индивидуалисты терпеть не могутделать покупки с кем-либо на паях, устраиватьстолы вскладчину и дарить общие подарки. Это,впрочем не означает, что они люди жадные. Ихличные подарки зачастую вполне достойны, агостей они могут встречать по высшему разряду. Уних лишь своеобразная "аллергия" на всеобщее, общественное, коллективное и т.п. Онивсегда оставляют за собой право быть в стороне.
Итак, ребенка-индивидуалиста нельзя принуждатьк открытости - дескать, немедленно позови Ванечкуиграть в свою комнату и покажи ему все своиигрушки. Пусть он распоряжается своим имуществомпо собственному усмотрению. С другой стороны,раскройте ему те возможности, которые дает людямумение взаимодействовать друг с другом, делитьсяи оказывать помощь. Возможно, он это оценит.
Бывают и другие разновидности детскогоповедения: например, когда ребенок никому не даетсвоих вещей, но без зазрения совести берет чужие-или же когда слишком робкий малыш не можетотказать в чьей-то просьбе (и зачастую отдает то,что нужно самому), а сам свои желания высказатьстесняется. Старайтесь подмечать такиеособенности в своем ребенке и исподволь влиятьна них, чтобы вырастить из него грамотногособственника - в самом достойном смысле этогослова.

Количество просмотров:606

Ваша оценка статьи:

1
2
3
4
5

Похожие статьи:

Комментарии

 Ольга Федулова, 01 Июля 2011 в 15:38

Просто интересно аа как у вас с вызовом врача на дом? сейчас стао по лучше у нас ,врач ежеднево до 8 ходит и до 4 звоить вызывать можно .я прям в шоке . А раньше до 11 ,всегда занято и видела как женьщина прибежаа в полекиннику и к вызову на дом пошла и кричит ,2 дня дозвониться не могу , которая принимает сказала ,что надо приходить и записываться .А еси икого нет ,что ребенка одного дома остаять что ль?

 Сергей Иванов, 22 Ноября 2012 в 03:55

у нас вызов до 12, занят номер до 11, приезжают примерно к вечеру уставшие руки не моют бахилы не просят и все в том же духе....

 Дмитрий Сергеевич, 19 Октября 2012 в 00:26

Ужас! Не, у нас такого не бывает. Правда, дозваниваешься не сразу, но не так чтобы 2 дня...

 Глеб Танин, 27 Мая 2012 в 15:20

кошмар, поэтому мой ребенок прикреплен к платной поликлийнике! там проблем нет.))

 Anyuta Теперь в Москве Коршунова, 20 Апреля 2012 в 06:32

У нас педиатр к нам как к себе домой уже ходит, если что-то у ребенка сразу звоню в поликлинику, и она в течение двух часов прибегает! Источник: моей зайке 1г.9мес.

 Страшила Мудрый, 20 Ноября 2011 в 23:58

просто отлично. вот буквально в понедельник вызывала врача 2хмесячному сынишке. позвонила в 10, врач притопала уже в 11. а звонить можно с 8 до 17.

 Славик Дмитриев, 18 Ноября 2011 в 03:14

в Германии с этим вообще огромная проблема, врач приходит, только если у ребенка больше 40, при 40 град. просим вас в больницу...

 Александр Максимов, 29 Октября 2011 в 11:08

В любом случае кому-то надо в поликлинику прийти и проконтролировать зафиксировали ли вызов. Т.к. на вызов по-телефону врач может и не прийти. Да и по записи можно со 2-3 попытки врача на дом дождаться. Только кто и как потом больничный будет оплачивать никто не говорит, если врач на вызов не явился.

 Роман Круговенков, 08 Сентября 2011 в 13:20

Утром до 12вызываешь к вечеру появится за это время и температура спадет Вызовов много не успевают их тоже понять можно

 Решетникова, 22 Июля 2011 в 19:39

Всё будет проще,когда с медициной станет ещё сложнее. На всех не хватает врачей. Врачам платить надо много. С Вашей грамотностью пора переходить на самолечение.

Добавить комментарий

Имя

Текст



Ссылки:

РАСПИСАНИЕ
И
ЦЕНЫ

ФОТОАЛЬБОМ

НАШИ
СПЕЦИАЛИСТЫ

ХОТИТЕ
ПРИСОЕДИНИТЬСЯ?

КОНТАКТЫ

Карта сайта