"СУМЕЮ САМ"
для детей от 1 до 3-х лет
вместе с родителями

"СУМЕЮ САМ"
для детей от 3 до 4-х лет

ТВОРЧЕСКАЯ
МАСТЕРСКАЯ

АНГЛИЙСКИЙ
ЯЗЫК

"РАЗ СЛОВЕЧКО,
ДВА СЛОВЕЧКО..."

МУЗЫКА
И
ДВИЖЕНИЕ

ДРУГОЕ

На главную>>Другое>>Детская психология>>Один дома или страх одиночества

Один дома или страх одиночества

     Обычно к трем-четырем годам эти душераздирающиесцены уходят в небытие, а лет в шесть многие дети уже достаточно спокойно остаютсядома одни. Хотя бы ненадолго. А уж тем более спокойно играют в комнате, даваявозможность родным заниматься своими делами и не требуя их постоянного присутствиярядом.Многие, но не все. Нервных, впечатлительных малышей одиночество тяготити пугает. Они боятся потеряться и в незнакомом месте льнут к родителям. А ужо том, чтобы оставить их одних в чужом помещении, например, в кружке эстетическогоразвития, не может быть и речи...
     Наверное, стоит начать с того, что страх может бытьвызван разными причинами.
     Кого-то наказала в детском саду воспитательница – заперлав спальне или оставила одного в группе во время прогулки. Конечно, не любойребенок будет до глубины души потрясен таким наказанием, с некоторых все какс гуся вода, но у кого-то из-за подобных «воспитательных мер» даже во взросломвозрасте остается боязнь закрытого пространства – клаустрофобия.
     Другой малыш, предположим, оказавшись один в комнате,испугался грозы. На третьего травмирующе повлияла сцена из детектива, мелькомувиденная по телевизору, но надолго врезавшаяся в память. Кому-то долго не даютпокоя воспоминания о том, как он потерял маму в большом магазине... Чего тольконе бывает! Ведь массе таких «мелочей» мы попросту не придаем значения.
     Так или иначе, все эти последствия подходят под категорию«психических травм». Последствия психотравм изживаются с большим трудом. Особенноесли это ранние воспоминания, забытые или, как говорят психологи, вытесненныев сферу бессознательного.
     У некоторых детей желание постоянно держать взрослогопри себе объясняется не робостью, а деспотизмом. И страх в данной ситуации –удобная маскировка.
     Но нельзя сбрасывать со счетов и то, что когда уженапрямую диктовать родным свои условия не удается, ребенок часто становитсяв позицию беспомощного младенца и, разжалобив родственников, добивается-такисвоего. Конечно, делает он это не вполне осознанно. Ему и самому кажется, чтоон боится. Но в действительности страх одиночества является эффективным средствомманипуляции взрослыми.
     Кроме того, страх одиночества бывает и при достаточносерьезных психических отклонениях. Например, при раннем детском аутизме, когдаребенок не в состоянии нормально общаться с окружающими.
     Понять реальную причину нежелания малыша оставатьсяв одиночестве совершенно необходимо, потому что в разных случаях требуется разныйподход.    

    ВНИМАНИЕ И ЗАБОТА

     В случае психотравмы лучше обратитьсяк специалистам и походить на психокоррекционные занятия. Если же такой возможностинет, имейте в виду, что главное в преодолении последствий психической травмы,это терпение и ласка взрослых. Следует окружить ребенка вниманием и заботой.Но только вести себя надо очень спокойно, уверенно, создавая у малыша чувствозащищенности, надежного тыла, чтобы он мог расслабиться и позабыть про своистрахи. Забота о нем не должна быть окрашена тревогой, которую мы ему невольнопередаем. И тогда уже ни о каком расслаблении речи идти не может.
    Безусловно, подавить в себе беспокойство нелегко, но совершенно #необходимо.Представьте себе, что вы артисты, и вживаетесь в #роль спокойного человека.Ощутите, как по всему вашему телу #разливаются сила и уверенность. Сразу, естественно,не получится, но мало-помалу привыкнете. Получается же рано или поздно не волноватьсяу диктора телевидения или преподавателя, читающего лекции сотни студентов.
    Чаще берите ребенка на руки, обнимайте, гладьте по го#лове, по спинке. При психотравмахфизический контакт с близ#кими – одно из самых лучших лекарств.
    Ну и конечно, не торопите события, не настраивайтесь на #быстрый результат.Получить психотравму легко, преодолеть ее последствия достаточно трудно. Нокогда наконец удается, это напоминает открытие клапана: ребенок резко меняетсяв лучшую сторону. С него как будто бы сходит наваждение и он вновь становитсясамим собой.
    При страхе одиночества, маскирующем детскую ревность, вести себя надо несколькоиначе. Устранить причину, вызывающую искажения поведения ребенка.
    #Следует больше привлекать его к совместным делам, под#черкивать его нужность,незаменимость и постепенно страх #одиночества сойдет на нет.
    В данном случае специальные занятия с психологом необязательны, большинствородителей в состоянии наладить отношения с ребенком без вмешательства посторонних.
    Что касается деспотизма, аутистических проявлений и прочего, то здесь без грамотныхсоветов специалистов и психокоррекционных занятий (либо индивидуальных, либов группе), конечно же, не обойтись.

    
     ИСТИННЫЙ СТРАХ ОДИНОЧЕСТВА

     Если же говорить об истинном страхеодиночества, то он обычно присущ хрупким, болезненным, застенчивым, нерешительнымдетям. Как правило, у них высокий интеллект и развитое воображение, но при этомони практически не имеют своей отдельной внутренней жизни. Они часто томятсяскукой, не знают, чем себя занять, не играют или плохо умеют играть в ролевыеигры. Воображение их не находит адекватного выхода и усиленно «штампует» страшныеобразы. Даже в светлой, прекрасно знакомой комнате ребенку могут мерещитьсявсякие ужасы: что кто-то незаметно подкрадется сзади и схватит его за горло,что в окно заглядывают пришельцы, из угла выползает спрут с огромными щупальцами,а под кроватью притаилась ведьма...
    Поэтому прежде всего родители должны направить богатое #воображение ребенкав менее болезненное русло, настроить его #на самостоятельную творческую работу,на ролевые игры и часто бывает достаточно совсем небольшого толчка, чтобы творческаяэнергия таких детей забила фонтаном.
    Приучать детей к самостоятельным занятиям надо как бы #между прочим, не заостряявнимания на истинной цели. Иначе #ребенок решит, что вы стремитесь от него избавиться,и, за#нервничав, невольно станет еще более назойливым.
    Очень полезно вводить мотив одиночества в игры с кукла#ми или с мягкими игрушками.
    Можно начать с рассказа, а потом в какой-то момент взять в руки зайчика илимишку и перейти к показу действия, например, поиграть в Потеряшку.
    В него играют так:
    Жил-был щенок. Пошел он как-то на прогулку и... потерялся. Зафиксируйтесь насостоянии щенка в тот момент, когда он понял, что хозяев рядом нет. Попроситепоказать мимикой и жестами, как щенок испугался, впал в отчаяние. Если малышбудет затрудняться, покажите ему, как можно изобразить эти чувства. Обсудитеи причину, по которой потерялся щенок. Может, он слишком далеко убежал вперед,зазевался, а хозяева свернули в переулок? Либо несмышленыш заигрался и не обратилвнимания на команду?
    Ориентируйтесь на настроение ребенка. Если вы заметите, что он чересчур разволновался,поскорее предложите счастливую развязку, но через несколько дней вернитесь кПотеряшке и внимательно последите за реакцией сына или дочери. Показывайте именноПРИ-ключения, а не ЗЛО-ключения щенка, подчеркивая доброту персонажей, с которымиего по ходу сюжета сведет судьба.
    Например, Потеряшка может забежать во двор, увидеть там большого лохматого псаи, конечно же, испугаться. Но тут появится девочка, хозяйка собаки, и, умилившисьПотеряшке, возьмет его к себе. Пес подружится со щенком, но щенок все равнобудет скучать по бывшим хозяевам, и родители девочки расклеят по всему районуобъявления с описанием найденыша.
    Или же Потеряшка прибьется к какому-нибудь магазину, где его будут подкармливать,и в один прекрасный день туда зайдут хозяева.
    Наконец Потеряшка снова дома! Это, конечно, огромная радость, но не забудьтеподчеркнуть, что и свои приключения щенок потом тоже вспоминал с удовольствием.
    Если сыну или дочери нравится рисовать, то когда они как следует втянутся вигру, можно предложить сделать декорации или маленькую книжечку про Потеряшку.Кстати, это прекрасный предлог, чтобы оставить малыша на некоторое время одногов комнате. Пусть поначалу оно будет совсем коротким, это неважно. Главное недекларировать, что вы сейчас уйдете, а сделать это незаметно. Но зато потомне просто скажите ребенку, что он молодец, а подчеркните оригинальность и САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬего рисунка.

    
     СЛУЧАЙ   В МАГАЗИНЕ

     Можно предлагать и более реалистическиесюжеты. Например, сценки, которые частенько происходят в больших магазинах.Эта игра наполовину кукольная, наполовину драматическая: ребенок и его родителиизображаются без помощи кукол – по артистической терминологии «в живом плане»,а все остальные – куклами и мягкими игрушками. Нужно создать впечатление большогопомещения, где царит суета и все снуют в разные стороны.
    Ребенок пошел с вами в универмаг. Народу было полно, поэтому вы оставили егов каком-то месте (пусть сам предложит, где именно) и сказали, что сейчас придете.(Повторяя игру через несколько дней, попробуйте выйти в другую комнату.) Малышостался один. Пусть покажет, как он вас ждет, как через некоторое время начинаетбеспокоиться, хочет даже кинуться на поиски мамы, но потом вспоминает, что надостоять там, где ему велели, иначе он действительно потеряется. Таким образомребенок лишний раз в игровой форме повторит важнейшие правила поведения в людныхместах!
    Наконец вы появились. Не скупитесь на похвалу и дайте малышу за терпение приз(настоящий!). Время ожидания надо потихоньку растягивать, побуждая малыша заполнятьпаузы какой-то умственной деятельностью. Пусть, например, поглядит в окно ипонаблюдает за тем, что происходит на улице, а потом расскажет вам, или сочиниткакую-нибудь историю, или решит задачку, или почитает книжку. Ориентируйтесьна его интересы и склонности.
    Разыгрывайте и истории, как кто-то – необязательно ваш собственный ребенок –потерялся в магазине или на вокзале. Даже лучше, чтобы это был другой малыш,которого следует изображать совсем крохотной игрушкой, чтобы ваше чадо почувствовалосебя по сравнению с ней особенно большим и сильным. Допустим, это будет маленькаядевочка. Она безутешно плачет. Ваш сын или дочь заговаривают с ней и понимают,что малютка потерялась. Дальнейшие действия ребенка должны от игры к игре становитьсявсе более уверенными и решительными. Сначала он просто утешает малышку и играетс ней, пока ее не найдут родители. В следующий раз выясняет, где именно потеряласьмалютка, и отводит ее по назначению. Можете предложить ребенку подойти с малюткойк администратору магазина, который вызовет родителей девочки по радио. Подобныесценки, помимо всего прочего, подскажут вашему сыну или дочери правильную тактикудействий в аналогичных ситуациях, так что в жизни они уже будут к этому подготовлены.

     СКАЗОЧНЫЕ СТРАНСТВИЯ

    Сочиняя сюжеты сценок для «проблемных» детей, мы часто переносим их в сказку.И в известную, и в такую, которую ребенок будет сочинять сам вместе с родными.Поскольку обстоятельства и антураж этих театральных этюдов сказочный, а средиперсонажей есть и вполне реальные, то мы между собой называем это «фантастическойреальностью». По нашим наблюдениям, данный прием дает быстрый и стойкий психокоррекционныйэффект. Дети обожают такие сценки, ведь попасть в сказку – заветная мечта каждогоребенка. А тут она, можно сказать, почти воплощается в жизнь, поскольку ребенокне просто грезит об этом втихомолку, а рассказывает, КАК ОНО ВСЕ БЫЛО. А зрителисмотрят и не обсуждают, было это наяву или во сне. «Фантастическая реальность»дает ребенку уникальную возможность поверить в собственные силы и почувствоватьпризнание окружающих.
    «Сказочные странствия» могут быть самыми разнообразными. Лучше, конечно, чтобыребенок отправился в них самостоятельно, но если ему даже в сценке будет страшносебе представить, как это он вдруг окажется где-то без мамы, постройте сюжеттак, чтобы он на первых порах путешествовал с вами. Потом взрослый должен попастьв переделку, например, в плен, а ребенок – вызволять его из беды. Во время странствийгерой встречает сказочных персонажей, общается с ними, помогает им – короче,учится полагаться на собственные силы. Подобные ролевые игры дают мощный толчокфантазии ребенка, и вскоре он уже с удовольствием играет с игрушками сам, нетребуя постоянного присутствия взрослых.

Количество просмотров:1323

Ваша оценка статьи:

1
2
3
4
5

Похожие статьи:

Комментарии

 Halimjon Hamidov, 02 Мая 2011 в 10:50

докорм грудничка ребенку два месяца, не хватает молока, пыталась докармливать смесью, не ест :( давала нан, нутрилон, фрисо, все гиппоалергенное, какие еще бывают смеси, какими можно еще попробовать, помогите пожалуйста.

 Николай Суслов, 13 Ноября 2012 в 09:32

К врачу, он посоветует.

 Игорь Буксеев, 11 Мая 2012 в 15:36

Во первых, нельзя так часто менять смеси. Во вторых, почему не ест? смесь не нравится? попробуйте Малютку- она вкусненькая, в отличии от нутрилона, например.

 Александр Даровских, 02 Апреля 2012 в 04:13

Если молока не хватает то попробуйте попить HiPPский чай для повышении лактации у кормящих мам в аптеке продают и обратитесь дет.педиатру, он должен назначить биолак (выдаются во всех молочках)

Добавить комментарий

Имя

Текст



Ссылки:

РАСПИСАНИЕ
И
ЦЕНЫ

ФОТОАЛЬБОМ

НАШИ
СПЕЦИАЛИСТЫ

ХОТИТЕ
ПРИСОЕДИНИТЬСЯ?

КОНТАКТЫ

Карта сайта