"СУМЕЮ САМ"
для детей от 1 до 3-х лет
вместе с родителями

"СУМЕЮ САМ"
для детей от 3 до 4-х лет

ТВОРЧЕСКАЯ
МАСТЕРСКАЯ

АНГЛИЙСКИЙ
ЯЗЫК

"РАЗ СЛОВЕЧКО,
ДВА СЛОВЕЧКО..."

МУЗЫКА
И
ДВИЖЕНИЕ

ДРУГОЕ

На главную>>Другое>>Детская психология>>"О детской жестокости"

"О детской жестокости"

Ведь если вы, взрослый, начнете мучить животных, то дитя всегда страдает от этого, плачет, умоляет, чтобы бы вы оставили в покое животное. Вообще, если дитя видит, что кто-либо плачет, оно не может остаться равнодушным, самоплачет горькими слезами, всеми силами старается помочь обиженному. Если это верно в отношении к человеку, то не менее верно и в отношении к животному. И тот факт, что дитя само нередко мучит животных, но не допускает, волнуется, когда видит, что другие его мучат,красноречиво говорит о том, что в первом случае мы имеем дело не с жестокостью, что психология ребенка здесь болеесложна. Дитя вовсе не равнодушно к чужим страданиям, если только оно видит перд собой собой страдания- все то, что застилает детский взор туманом, мешает видеть чужие страдания, естественно делает его нечувствиттельным и возбуждает у нас подозрение в детской жестокости. К таким факторам относится прежде всего и больше всего - игр а. Уже в течение первого года жизни дитя "изучает" веши между прочим и таким образом, что взявши их в руки, бросает их на пол- если вы подымете вещь, дитя снова и снова ее бросит. Если бы мы, взрослые, не останавливали детей, не следили за ними, не убирали вещей со стола, дети много могли бы напортить нам. Между тем у ребенка не только не деиствует здесь "интиикг разрушения", но, наоборот- все это одушевляется чистым интересом познания: для того, чтобы познакомиться с вещью, с ее свойствами, дитя и бросает ее. Самоподражание, о котором нам не раз приходилось говорить, закрепляет это в некоторую привычку. Мы, взрослые, часто сердимся, если видим, что дети не дорожат своими вещами и ломают их, а некоторые педантичные педагоги выдумали даже правило, что если дети "небрежно" обходятся со своими игрушками. то необходимо у них отнять эти игрушки на время и таким учат к бережливому и благоразумному отношению к вещам. Но забывают в таком случае, что такая бережливость и благорразумие прежде всего неестественны в такое время, что дитя испьггывает действительную склонность к тому, чтобы разбирать вещи на части и таким образом лучше их познавать. Дитя и без того переживает в раннем детстве на каждом шагу ограничения в своей игре, ибо перед ними все с большей ясностью обрисовывается, в противовес широкому созданного воображением - строгий и неизменный "порядок" действительностн. Чем чаще дитя приходит к выводу, что не со всем можно играть, тем больше ему хочется свободно играть с вещами, животными. Поистине, здесь, как это подметил Адлер, сказывается потребность в психической компенсации, в связи с все возрастающим объемом тягостного и принудительного приспособления. Если только вы не очень суровы,то дитя охотно станет играть с вашими волосами, вашим костюмом- ему нравится, если вы притворно выражаете испуг - это повышает ценность "победы", придает вообще большую значимость игре. Вообще, это не есть проявление злого начала в ребенке- а проявление игры фантазии, потребность в совбодной активности, желание всего коснуться, все взять в руки, попробовать заглянуть, что находится внутри. Само собой разумеется, что для детей, как и для нас, взрослых, гораздо приятнее играть с живыми, чем с мертвыми вещами. Когда играем мы, взрослые, то мы очень рады, если встречаем какие-либо затруднения - ведь иначе победа в игре доставляет никакого удовольствия. Но точно то же переживают и дети: если дети с вами играют "в прятки" и вы скоро находите дитя, то дитя сердится на вас, что вы не хотите с ним играть - ведь весь смысл игры заключается в том, чтобы найти тогда, когда "трудно" найти. Дети собенно любят играть С теми, кто "умеет" долго не находить спрятавшееся дитя и при этом еще разыграет целую историю ("Господи, дагде же это Ваня? Пропал! Пропал и не найти его. Что же я скажу его маме?..." и т.д.). Вместе с тем дети так настойчиво стремятся изучать все то что они видят, - активно, поп oculis, sed manibus, не глазами только, но и руками... ныне педагогика сама старается привить школьникам эту манеру основательного, "трудового" изучения явлений, - а дитя естественно идет именно этим путем. И как дети не могут равнодушно глядеть на ваши часы, лежащие на столе, и если только вы не остановите дитя, то оно непременно возьмет часы в руки и начнет их "крутить", - точно так же дитя не может равнодушно глядеть на животных, особенно на малых (щенят, котят, на птичек) и непременно хочет взять их в руки, вообще коснуться их. То, что эти маленькие существа пищат, оказывают сопротивление, барахтаются - только повышает удовольствие игры. Дитя и не думает о том, что своими экспериментами делает больно животным, оно отдается своим экспериментам и забывает, что в его руках живое существо. А мы, взрослые, разве не забываем, увлекаясь какой-либо игрой с живыми существами, что это живые существа? Кто не знает, что охотники часто бывают необыкновенно мягкими, любят животных, но, отдаваясь влечению игры на охоте, неутомимо и безжалостно преследуют животных? А в социальных "играх", когда мы увлекаемся гневом, когда интригуем или фантазируем, кокетничаем, - разве ты не забываем о том, что перед нами живые существа? Разница только та, что в нашем распоряжении есть всегда достаточно материала, чтобы понять, что делается с живым существом, когда мы с ним играем, а дети этим материалом не обладают. Дитя вообще мало думает о внутреннем мире других людей, в своем естественном эгоцентризме, этой естественной сосредоточенности на самом себе, дитя находится как бы в зачарованном кругу, из которого ему трудно выйти. Если оно видит ваши слезы, если видит, что нас другие обижают, оно исполняется такого гнева на обидчика, оно плачет за вас горше и сильнее, чем вы сами- но когда оно само вас обижает, оно кажется нам нечутким, жестоким. Не ясно ли, что тут дело новеене в жестокости? Мы просто не понимаем детей в этом случае, мы меряем детей на свой аршин. Да, если бы это мы, с нашим чувством действительности, с вашим пониманием чужой душевной жизни, делали то, что делают дети, - это безусловно было бы жестокостью, но недь дети так мало еще входят в чужую душевную жизнь! Они и г р а ю т с животными, с людьми, наслаждаясь не мучениями, а сопротивлением отсутствием той безответности, которая делает часто безвкусной игру с вещами. Мы кюгли бы назвать детей жестокими, если бы они, сознавая с полной ясностью, что вам больно и тяжело, продолжали мучить вас,- но таких случаев так мало! Дитя подымает за одну ножку котенка, который отчаянно пищит, барахтается, царапается дитя довольно, как довольны бываем и мы, когда, например, в артист сделает какой-нибудь необыкновенный номер. Своеобразная "жадность" к театру, к зрелищу отодвигает и для нас все то, что стоит за этими необыкновенными номерами. Отчего же мы удивляемся детям? Я не хочу здесь заниматься апологией игр детей, связанных с мучением животных- я хочу лишь заглянуть в их душу. Дети не дадут в обиду своих котят и щенят, они безропотно позволяют им играть с собой- я знал одно дитя, которое безропотно снесло, когда комнатная собака, с которой оно играло, укусила его в щеку- дитя не позволило наказать собаку. Для него это было лишь неприятным эпизодом в игре...

Родители часто упрекают детей в равнодушии к ним, в нечутком и "черством" отношении. Большею частью эти упреки основаны на том, что дети беззаботно и весело играют в дни горя, болезней, напряжеиия... Неужели и это признать выражением детской неотзывчивости? Дети действительно "эгоцентричны" - таков естественный и необходимый в психическом их созревании факт. Ведь если бы дети не были эгоцентричны, не были погружены в свой детский мирок, это могло бы иметь самое губительное последствие для нежного их существа, которому еще нужно расти, расправлять свои силы. Дитя должно в это время жить для себя, - и слава Богу, если дети играют и беззаботны - придет и для них время неразрешимых задач, мучительных дум. Медленно научаясь понимать чужую душу, дитя естественно не понимает горя родителей- а если оно поймет, если вберет его в свою душу, как сгибаются под непереносимой тяжестью слабые детские пдечи!

Мы видим, что обычные упреки, посылаемые детям в том, что они жестоки, - несправедливы. Если мы освободимся от невервого суждения о том, что называется детской жестокостью, то и психология детского гнева нредстанет перед вами в более правильном освещении.

Количество просмотров:752

Ваша оценка статьи:

1
2
3
4
5

Похожие статьи:

Комментарии

 Евгения Дмитриевна, 11 Мая 2012 в 13:31

моей дочке 1г7мес на ночь немогу ее уложить спать,и песни пою и сказки;что делать?

 Дмитрий Гавриленко, 10 Декабря 2012 в 04:33

Пробуйте разные способы укладывания. Может ей будет комфортно засыпать на кровати рядом с вами, или же наоборот в своей отдельной кроватке. А бывает такое что ей надо просто устать, значит до обеда гуляйте и играйте. Может дочку что-то беспокойт? может зубки лезут, ничего страшного если она несколько дней вообще не постпит.

 Анна Риз, 24 Октября 2012 в 21:08

НочЬник, релакс фм, и ребенок просто утонет во сне)))

 Надежда Анисимова, 25 Августа 2012 в 07:51

Ничего не делайте несколько дней.и наблюдайте.как она будет засыпать...поймете что делать...

 Romario Pa4vArA Pietrucho, 16 Июля 2012 в 17:09

Если исключить зубы живот и т.д., то скорее у нее формируется новая система засыпания, у моего ребенка за 2 года жизни уже раз 5 так было, я просто наблюдаю, что помогает, в основном это смена режима, меньше днем сон, раньше подъем или даже позже утром или без дневного сна совсем.

 Сердце, 03 Июля 2012 в 07:27

если днем долго спит, будите раньше

 Филипп Иванов, 18 Июня 2012 в 00:17

Она не хочет спать? Или хочет, но не может уснуть? В первом случае, возможно, она слишком долго спала днем. Сократить дневной сон. Если перевозбуждена - дать легкие успокоительные (детские) и на будущее постараться делать так, чтобы вечером ребенок находился в тишине, спокойствии, не смотреть телевизор, не бегать, не кричать. Возможно, стоит погулять перед сном. Искупать и растереть все тельце миндальным маслом. Согреть ножки.

Добавить комментарий

Имя

Текст



Ссылки:

РАСПИСАНИЕ
И
ЦЕНЫ

ФОТОАЛЬБОМ

НАШИ
СПЕЦИАЛИСТЫ

ХОТИТЕ
ПРИСОЕДИНИТЬСЯ?

КОНТАКТЫ

Карта сайта