"СУМЕЮ САМ"
для детей от 1 до 3-х лет
вместе с родителями

"СУМЕЮ САМ"
для детей от 3 до 4-х лет

ТВОРЧЕСКАЯ
МАСТЕРСКАЯ

АНГЛИЙСКИЙ
ЯЗЫК

"РАЗ СЛОВЕЧКО,
ДВА СЛОВЕЧКО..."

МУЗЫКА
И
ДВИЖЕНИЕ

ДРУГОЕ

На главную>>Другое>>Детская психология>>Кризис трехлетнего возраста

Кризис трехлетнего возраста

В возрасте от 1,5 до 2,5 лет ребенок преодолевает колоссальное «расстояние» в развитии. К 2,5–3 годам он развивается в личность – единственную и уникальную и эта трехлетняя личность недвусмысленно начинает заявлять о себе. И тут-то исторические события начинают сменяться одно за другим.
Однажды мы обнаруживаем гвоздь, аккуратно забитый в любимый шкаф из красного дерева, на следующий день в кошачьей миске оказывается кусок красной рыбы, купленный к праздничному столу. Потом ребенку может прийти в голову потихоньку помыть с мылом папин мобильный телефон или нарисовать для красоты в его паспорте елочку. Наказанный в первый, во второй, третий и в очередной раз, уже через полчаса малыш может быть пойман с поличным при попытке полить из лейки цветы на обоях или постирать кота в стиральной машине. Тут уже у родителей закрадывается мысль, уж не издевается ли он?
Любое затишье в детской начинает казаться взрослым подозрительным, в общем складывается ощущение, что вы попали на линию фронта, а ваш «вождь краснокожих» вышел на тропу войны.
К 2,5 годам речь у ребенка развита уже достаточно хорошо. Даже те дети, которые пока активно не изъясняются, все равно вполне членораздельно к месту и не к месту начинают твердить: «Я сам!»
Особенно активно эти самые порывы самостоятельности проявляются тогда, когда мы куда-нибудь опаздываем и совершенно не можем ждать, пока малыш удовлетворит свою, как нам кажется, прихоть.
Вообще чадо постоянно находится в оппозиции. Оно все делает наоборот, будто специально провоцируя на конфликт. Его невозможно без скандала ни накормить, ни уложить спать, ни собрать на прогулку. Все чаще случаются концерты в магазине или на улице.
Это маленькое, но очень сообразительное существо понимает, что нам проще уступить, чем опозориться. Уровень эмоционального и интеллектуального развития его личности позволяет уже даже шантажировать родителей!
Особенно ярко это проявляется при адаптации к детскому саду. Родители места себе не находят после истерики, которую кроха закатил в раздевалке. У них на работе все валится из рук, потому что они уверены, что их малышу в саду очень плохо, не зря же он рыдал! Но маме и в голову не приходит, она отказывается верить, что когда она с трясущимися руками выходила на улицу, сын или дочь вытирает слезы и (тут же!) спрашивает, что в саду на завтрак!
Что происходит? Мы воспитываем малыша, как всегда: в меру строги, в меру демократичны. Почему же ребенок вдруг перестает считаться с нами? Отчего непоколебимые авторитеты в одночасье рушатся? А все дело в том, что вы столкнулись с верхушкой психологического айсберга, в основе которого лежит пресловутый кризис 3 лет.
Верхушка айсберга
Кризис 3 лет – это диагноз. Как врачи выносят его на основании характерных для болезни симптомов, так и психологи, изучающие возрастные закономерности детского развития, выделили и сформулировали группу симптомов кризиса «Я сам».
Негативизм. Отрицательная реакция, связанная с отношением одного человека к другому. Ребенок вообще отказывается подчиняться требованиям взрослых. Но не следует путать негативизм с непослушанием.
Упрямство. Упрямство и настойчивость – разные качества. Первое состоит в том, что ребенок настаивает на своем решении. Личность выдвигает требование и хочет, чтобы с ней считались.
Строптивость. Близка к негативизму и упрямству, но имеет специфические особенности. Строптивость – это протест против порядков, которые существуют дома.
Своеволие. Ребенок сам хочет что-то делать. Отчасти его поведение напоминает кризис первого года, но там малыш стремился к физической самостоятельности. Здесь речь идет о более глубоких вещах – о самостоятельности в собственных намерениях, замыслах.
Обесценивание взрослых. Многие родители описывают ужас семьи, когда мать впервые слышит от ребенка «дура». Эпитеты малыш подбирает в зависимости от особенностей внутрисемейного общения.
Протест-бунт. Проявляется в частых ссорах со взрослыми. «Все поведение приобретает черты протеста, как будто ребенок находится в состоянии войны с окружающими, в постоянном конфликте с ними», – писал об этом педагог-психолог Выготский.
Стремление к деспотизму. Встречается чаще в семьях с единственным ребенком. Малыш проявляет деспотическую власть по отношению ко всему окружающему миру и изыскивает для этого множество способов.
Гордость за достижение. Кроха начинает чутко относиться к своим делам и поступкам, остро переживает успешные и неуспешные действия. Оценивает себя в соответствии с результативностью в практических делах.
Группа симптомов, связанная с воображением. Развитое воображение проявляется двояко. С одной стороны, его развитие ложится в основу предметной деятельности ребенка, у него появляется способность предвидеть результат. Кроме того, в этот период малыш начинает самостоятельно играть, в том числе сочиняет истории, реально с ним не происходящие, или общается с воображаемым партнером.
С другой стороны – воображение может выступать как защитная функция. Так чадо вдруг начинает хвастать несуществующими достижениями, а хронически неуспешный ребенок станет выдумывать успех, сочинять все новые и новые достижения. Второе рождение
В предметной деятельности развиваются все психические процессы. Действия с предметами совершенствуются от элементарных манипуляций до освоения специфических функций: есть ложкой, подметать веником. Постепенно малыш понимает, что не предмет руководит его интересом, как это казалось раньше, а наоборот, он подчиняет его своим интересам. Ребенок учится планировать свои действия с предметом и предвидеть результат. В то же время он начинает замечать связь между успешным или неуспешным действием и реакцией на это взрослого. Через оценку родителей, родственников, окружающих у крохи формируются самосознание и самооценка. Возникает феномен «Я». Теперь малыш больше не говорит, например, «Вася – хороший», он говорит: «Я – хороший». Ребенок осознает себя личностью. И поэтому кризис трех лет в детской психологии часто называют вторым рождением.
Речь маленького человека в этот период тоже активно развивается. На подсознательном уровне ребенок чувствует, что уважающая себя личность должна заявлять о себе, что называется, в голос. Это-то он и делает в меру своих возможностей.
В большинстве своем малыш не осознает, чего именно он хочет, где ему реализовывать свои несовершенные умения, чтобы получить одобрение и признание, он начинает нервничать, переживать. Внешне это похоже на протест. Ведь для нас, взрослых, ребенок по-прежнему маленький, а для него самого он уже большой. И вопиюще несправедливое обращение с ним, как с малышом, заставляет его сопротивляться и бунтовать!Что делать?
Вечный вопрос. Следует поменять свое отношение к ребенку. Придется признать, что он уже большой, научиться считаться с ним, наконец дать ему возможность реализовать свои притязания на самостоятельность.
Сложно? Безусловно, и хорошим помощником в выстраивании новых взаимоотношений станет вам новое достижение – сюжетно-ролевая игра! В ней ребенок может быть кем угодно и делать что угодно: варить суп, стирать, пилить, строить, лечить, резать, шить, командовать, воспитывать, водить машину...
В этот период имеет смысл перепланировать детскую, пересмотреть ее дизайн. В ней должны появиться игровые уголки: кухня, дом кукол, мастерская, магазин... Они должны не просто взять и появиться, а быть «обыграны» взрослыми вместе с ребенком. Малыш должен увидеть, что его игра для нас, взрослых, – дело серьезное. В таких играх ребенок будет учиться общаться и будет реализовывать себя, чего пока не может делать в настоящей «взрослой» жизни.
Социум – необходимое условие развития новой родившейся личности. В нем под грамотным руководством взрослого будет развиваться сюжетная игра, как основной вид деятельности дошкольника, а в ней — адекватная самооценка, способность маленького человека самостоятельно строить взаимоотношения.
В заключении хочется сказать родителям следующее. Кризис трех лет – естественная фаза перестройки всей психической жизни ребенка. Малыш стремится к самореализации, становится особенно чувствительным к тому, как оценивают его результаты окружающие, у него формируется чувство собственного достоинства.
Если взрослые не замечают этого, относятся к нему по-прежнему, как к маленькому, неумелому существу, задевают его самолюбие, ограничивают его инициативу и регламентируют активность, если невнимательны к интересам, то течение кризиса обостряется. Ребенок становится трудным и несговорчивым, а подобные черты поведения способны укорениться в его характере надолго.
Если же взрослый перестроил свои взаимоотношения с ребенком, то трудности легко преодолеваются. В этом случае у маленького человека возникает уважение к себе как отражение от уважения к его делам со стороны взрослых.
Удачи!

Количество просмотров:784

Ваша оценка статьи:

1
2
3
4
5

Похожие статьи:

Комментарии

 Тажудин Алиев, 01 Ноября 2012 в 05:29

Всем спосибо за ответы :) Я всегда стараусь виглядеть старше и салиднее своих лет. И кажетса у меня ето получаетса ;)

 Виталий Крылов, 07 Декабря 2012 в 12:33

Да по внешности 21 не дашь, зато по уму и 21 много максимум 18

 Оля Лиодт, 25 Ноября 2012 в 20:11

Ещё бы грамотно писать научиться.

 Страница не найдена, 25 Ноября 2012 в 09:22

А как у Вас это получается?!. Везёт же людям... А я по жизни младше своих лет выгляжу на два-три года и это печаль всей моей жизни...

 Яни Яни, 25 Ноября 2012 в 09:01

И сколько в реальности тебе лет?

 Виталя Калюта, 14 Ноября 2012 в 00:50

На здоровье! А зачем вы это делаете?И в 40 захотите выглядеть на 60?

 Оля Алтабаева, 11 Ноября 2012 в 01:59

глупость какая то....

 Виталий Добрин, 11 Ноября 2012 в 01:52

а когда на самом деле станешь старшей и солидной, будешь стараться казаться моложе и глупее...

 East Sar, 06 Ноября 2012 в 09:10

вроде ты ни чё Источник: смотр фотки

Добавить комментарий

Имя

Текст



Ссылки:

РАСПИСАНИЕ
И
ЦЕНЫ

ФОТОАЛЬБОМ

НАШИ
СПЕЦИАЛИСТЫ

ХОТИТЕ
ПРИСОЕДИНИТЬСЯ?

КОНТАКТЫ

Карта сайта