"СУМЕЮ САМ"
для детей от 1 до 3-х лет
вместе с родителями

"СУМЕЮ САМ"
для детей от 3 до 4-х лет

ТВОРЧЕСКАЯ
МАСТЕРСКАЯ

АНГЛИЙСКИЙ
ЯЗЫК

"РАЗ СЛОВЕЧКО,
ДВА СЛОВЕЧКО..."

МУЗЫКА
И
ДВИЖЕНИЕ

ДРУГОЕ

На главную>>Другое>>Детская психология>>Аномалии родительской любви

Аномалии родительской любви

p{text-align:justify-}

Важно подчеркнуть, что опытсемейных взаимоотношений для ребенкаиграет важную роль не только вформировании его личности и жизненногосценария. Он такжеявляется важнейшим фундаментом, накотором ребенок формирует и строит своевосприятие Бога и общение с ним.

Безусловно то, что Бог невидим инепознаваем при помощи обычноговосприятия. В тоже время, Он — наш Отец,Родитель. О том, какими бывают родители,мы узнаем из опыта общения с нашимиотцами и матерями. В связи с этим мыочень часто неосознанно переносим опытотношений с земными родителями вситуацию общения с Родителем Небесным.При этом неважно, что говорят родителиребенку о Боге на словах, для него важнеене то, что он слышит от них, а то, чточувствует и переживает в своей семье.Если родители, приучая ребенка к вере,говорят, что Бог есть Любовь, но при этомизлишне строги, а порой и незаслуженножестоки с ребенком, то слова о любви длянего так и останутся словами, пустыми инепонятными. А вот то, что жестокостьесть непременная часть детско-родительскихотношений, он четко усвоит. Более того,он может исказить свое понимание вещей,настолько, что начнет думать, будтосуровые наказания и есть проявления тойсамой любви, о которой говорят родители.А далее логика понятна: раз мы дети Бога,то Он — наш Родитель, а отношения сродителями полны несправедливости ижестокости с их стороны, и это есть ничто иное, как проявления любви. Врезультате формируется искаженныйобраз Бога как жестокого инесправедливо наказывающего существа,которого нужно бояться, а не любить.

По другому обстоят дела в семьях,где родители проявляют любовь иуважение по отношению друг к другу и кдетям. Вот что пишет Н.Н. Соколова, дочьизвестного ученого-химика и писателя-богословаН.Е. Пестова о своем отце: «До чего же мнес ним было хорошо! Через ласку отца япознала Божественную Любовь –бесконечную, терпеливую, нежную,заботливую. Мои чувства к отцу с годамиперешли в чувство к Богу: чувствополного доверия, чувство счастья бытьвместе с Любимым, чувство надежды, чтовсе уладиться, все будет хорошо, чувствопокоя и умиротворения души, находящейсяв сильных и уверенных руках Любимого» (Н.Н.Соколова «Под кровом Всевышнего» М., 1999,с.15).

Приведенныйотрывок очень хорошо иллюстрирует идею,подробно описанную психиатром итеологом Джеймсом Шаллером в книге «Потеряи обретение отца». Его главная мысльсостоит в том, что отношения ребенка сотцом являются фундаментальнозначимыми для всей жизни любогочеловека – формирования егосамосознания, выбора профессии,построения собственной семьи, а такжедля обретения веры в Бога. Шаллерприводит интереснейшие результатыисследований, основанных на изучениисведений из жизни известных в историиатеистов. Так вот оказывается, что умногих выдающихся атеистов, активноопровергающих существование Бога и «разоблачающих»веру в Него, были или «деффективные отцы»— агрессивные или слабые, илиотсутствовавшие или умершие. К числуэтих знаменитостей относятся Вольтер,Людвиг Фейербах, Карл Маркс, ФридрихНицше, Жан-Поль Сартр, Альберт Камю,Бертран Рассел, Зигмунд Фрейд и другие.

Мы уже говорили о ролиродительских предписаний вформировании личности ребенка. Эти жесамые предписания играют существеннуюроль и в формировании его отношений сБогом. Давайте проследим, как различныебазовые сообщения, полученные детьми отсвоих родителей, влияют на формированиеу них образа Бога и взаимоотношения сНим.

Предписание «Неделай».

В религиозныхсемьях установка «Не делай» частопередается ребенку через искаженноетрактование принципов послушания иподчинения воле Божьей и родительской. «Тыне должен делать то, что хочешь ты, атолько то, что велят тебе родители, ведьони лучше тебя разбираются в жизни» —таков обычный посыл детям в подобныхсемьях. Обратная сторона этогосообщения «Ты слаб, глуп и беспомощен, апотому ничего не можешь решитьправильно» становится основой длясамооценки детей, которую онивпоследствии переносят во взрослуюжизнь.

Более жестокой формой подавленияволи ребенка, а впоследствии и взрослогочеловека, его ответственности за своипоступки являются формулировки типа «Богхочет от тебя», «Богу угодно, чтобы ты…»,«Так хочет Бог», в тех случаях, когдадругой человек (родители илисвященнослужитель) от имени Богавыражает свои собственные взгляды илижелания. В этом случае человек, ккоторому обращаются с подобнымутверждением, оказывается почти вбезнадежном положении: ведь можно еще несогласиться с волей родителей, но непринять «волю Бога», это уже слишком.

Типичнаяжизненная схема человека, воспитанногона основе предписания «Не делай», —стремление переложить ответственностьза свою жизнь на чужие плечи и жизненнаяпассивность — проникает и в духовнуюсферу. Такой человек обычноперекладывает ответственность за всепроисходящее с ним на Бога. «Так Богубыло угодно» — наиболее типичное длянего объяснение собственных жизненныхситуаций. Отношения с духовникомстроятся по тому же принципу: онпытается превратить священника всоветчика по всем своим житейскимпроблемам, переложить на негоответственность за принятие решений.

Образ Бога уэтих людей сильно искажен. Бог для нихэто тот же самый родитель, лишающий ихсобственной воли. С одной стороны, ониему покоряются, а с другой - у них внутриочень много невыраженного протеста,который мешает им по-настоящему видеть ипринимать Божью волю.

Предписание «Небудь»

Отношения сБогом у людей, чьи жизненные схемыоснованы на родительском предписании «Небудь», носят, как правило, негативныйхарактер. Если они и признаютсуществование Творца, то очень сильнообижены на него за допущеннуюнесправедливость. Образ Бога для них —это образ не любящего, порой дажежестокого и отвергающего родителя. Такое восприятие либо развиваетдепрессию у этих людей, либо приводит кжеланию выразить свой протест черезнеприемлемые формы поведения (как и вотношениях с родителями) — суицид,наркотики, алкоголь и т.д.

Другаязащитная установка в этом случае — воинствующий атеизм. Для того, чтобывычеркнуть из своей жизни больотвержения и жестокости со стороныродителей, ребенок, повзрослев, можетотказаться от своих родителей иодновременно от всего, что с нимисвязано. Он как бы вычеркивает их изсвоей жизни, говоря: «Я живу не благодарявам, а вопреки». Если Бог для такогочеловека похож на его же родителей, то,отрицая его, он тем самым как бы защищаетсебя от несправедливости и жестокости,которые приписывает Богу.

Предписание «Небудь значимым»

Образ Бога длялюдей, воспитанных на основе данногопредписания — это образ отвергающегородителя, который озабочен своимипроблемами и которому нет никакого деладо нужд и потребностей собственногодитя. Такие люди считают, что Богу они ненужны, потому что страшно грешны.Вспомним, что в их семьях главным «грехом»считалась попытка ребенка привлечь ксебе внимание родителей, попросить их очем-нибудь. Они уверены, что Господь неуслышит их молитв, а потому не решаютсяего просить о помощи в решении своихпроблем, если же и делают это, то сбольшим неверием.

В церковном ирелигиозном воспитании используетсяочень часто своеобразный вариантпредписания «Не будь значимым», которыйзвучит так: «Не будь значимым для Бога».Умаление человеком своего Я, признаниесвоего несовершенства, слабости, немощи– очень важная ступень на путиобретения веры и живого общения с Богом.Но слабость и несовершенство неявляются поводом для отвержения.Ребенок мал и слаб, он не в состояниирешить многих проблем, но это неозначает, что родители должныотвернуться от него за это. Напротив, длялюбящих родителей, дети — главнаяценность. Точно также и для любящегоОтца Небесного мы все с нашимислабостями и несовершенством являемсядетьми, которых он ценит и любит.

Зачастую желюдям, переступившим порог церкви,неопытными духовниками (илинекомпетентными в христианствеприхожанами) внушаются чувствапротивоположные, формируется этакийкомплекс «духовной неполноценности».Общий смысл таких посланий следующий: «Мывсе слишком греховны, и потому Бог неслышит наших молитв». Это означает, что «всилу нашей греховности и удаленности отБога мы ничего не значим для него. Правда,у нас есть шанс быть услышанными. Дляэтого нужно обратиться к кому-то, ктоближе к Богу (равносильно - более ценендля него) – к какому-либо святому илибатюшке. Их молитвы он услышит быстрее,чем наши». Получается, что мынастолько незначимы для своегоНебесного Отца и не достойны Еговнимания, что не стоит и пытатьсяобращаться к Нему напрямую, а делать этоследует только через посредников. Такимобразом, как бы накладывается негласныйзапрет на прямые и личные отношениякаждого человека с Богом. Примеромдругого распространенного послания изэтой же области являетсяпредостережение о том, что не следуетпытаться самому вникать и постигатьСлово Божие, а необходимо понимать еготолько через призму святоотеческихтолкований.

Не вдаваясь вбогословские тонкости, связанные собсуждением данного вопроса, отмечуздесь только два следствия, которыепроистекают из предписания «Не считайсебя значимым для Бога». Во-первых, онопорождает у человека, обращающегося кБогу, чувство покинутости и ненужностисвоему Создателю. В результате человекмолится, просто потому что это положено,но не верит в то, что его молитва — еголичное и прямое обращение к Богу — можетбыть услышано. Отсюда возникает чувствобезнадежности: «Зачем я такой грешныйнужен Богу? Какое ему дело до моих молитв?Я не заслуживаю того, чтобы бы он менязаметил». Вполне естественно, что приэтом сама молитвастановится формальным занятием —человек не находит для обращения кГосподу своих собственных слов,искренне идущих от сердца, а простовычитывает правило молитвослову. (Как часто мыупотребляем эти слова «вычитать правило»!Не помолиться, не попросить илипоблагодарить Господа, а прочитатьправило).

Во-вторых,подобный подход приводит к тому, чтомногие люди, сами того не замечая,начинают больше верить в того или иногосвятого, чем в Господа Иисуса Христа. Аэто опасная подмена, от которой частонедалеко и до ереси. Небольшой пример. Некоторое времяназад в Москве вышла книжка с акафистомцарю-мученику Николаю Второму подназванием «Акафист Царю-Искупителю». Иэто при том, что Искупитель у нас один —Иисус Христос.

Другой пример. Недавно мне попали вруки красивые и красочные журналы справославной символикой, издателемкоторых оказалась Православная церковь…Иконы Божьей Матери «Державная». Я неошибся. Не храм, освященный в честь этойиконы, а целая церковь, где главным лицомявляется не Христос, а лик Богородицы «Державная».

Не слишком ли здесь сгущеныкраски? Я думаю, что нет, потому что еслипринять за истину то, что есть хотя быодин человек, незначимый для Бога,означает очень сильно исказить всехристианское вероучение.

Не будь ребенком

Взрослый человек, убивающий в себеребенка, обычно выглядит не вполне живым.Как правило, у него все очень продумано,очень правильно и рационально, воттолько не хватает искры в словах идействиях. А ведь детскаянепосредственность, наивность, вера вчудо, свобода от многих условностей –вот те способности и качества, которыетак необходимы для подлинной веры иживого богообщения. Сам Господь состраниц Святого Писания призывает нас: «Будьтекак дети». Потому что именно в детскомсостоянии и мировосприятии человекболее всего открыт Богу, открыт вере вневидимое, открыт чуду. Вспомним рассказЕвангелия о встрече Господа с Закхеем (Лк.19, 1-11). Закхей — знатный и богатыйчеловек, начальник мытарей, желаетувидеть Учителя, но сам он слишком малростом, а вокруг огромная толпа народа,из-за которой ничего не видно. И вот он,забыв о своем знатном положении,движимый только стремлением увидеть иуслышать Христа, взбирается для этого надерево. В общем, ведет себя как ребенок,подчинясь порыву и забывая всевозможныесоциальные условности. И вот награда –Господь видит его и обращается к нему.

Когдародители пытаются преждевременносделать из ребенка взрослого человека,то он, откликаясь на их ожидания, как бы «отключает»в себе детские чувства и способыповедения. Стать взрослым в нашемобществе – это значит стать логичным,рациональным и во всем полагатьсятолько на себя. И вот, взрослый человек,лишая возможности иногда чувствоватьсебя ребенком, утрачивает одновременнои способность к живому инепосредственному общению с Богом. Онлибо скептически настроен по отношениюк вере, считая ее неудачной попыткойчеловека преодолеть собственнуюслабость в этом мире. Либо если ипытается постичь Бога, то делает этобольше умом, нежели сердцем. А это путьво многом тупиковый. Ведь ростку верыочень трудно пробиться сквозьнеобходимость логического обоснованияпромысла Божьего. Разумом, логикойТворца постичь невозможно, ибо повыражению архимандрита Софрония «там,где действует Бог, наука не приложима»

Это предписание противоположнопредыдущему и выражает нежеланиеродителей, чтобы их сын или дочьстановились взрослыми, поддерживаетзависимость детей от родителей. Темсамым нарушается наставление Божье: «…оставитчеловек отца своего и мать свою иприлепится к жене своей- и будут однаплоть» (Быт. 2, 24) Таким образом, Богзаинтересован в том, чтобы дети,взрослея, отделялись от родителей,создавали свои семьи и приумножали родчеловеческий.

Другоежизненное следствие для человека,решившего оставаться ребенком и невзрослеть – отказ от самореализации.Детство – это пора надежд. Мы надеемся,что когда ребенок вырастет, то проявитлучшее из того, на что способен,реализует те таланы, которые у него есть,и которые мы помогаем ему развивать. Нопока он маленький мы от него чего-тобольшого не ждем.

Есличеловек воспринял от своих родителейпредписание «Не взрослей», онпродолжает оставаться ребенком всю своюжизнь, тем самым, уклоняясь от служения изакапывая в землю таланты, которые далему Господь. Детская психология состоитбольше в том, чтобы получать, чемотдавать. И потому такой большой ребенокнастроен на то, чтобы потреблять, ничегоне предоставляя взамен. В других людях —супруге, начальнике, друзьях, он ищетпрежде всего тех, кто всегда готовпозаботиться о нем, решить за него всеего проблемы. Отношения с Богом у неготакже носят иждивенческий характер. Онждет, что в какой-то момент Господьпросто возьмет и даст ему то, в чем он такнуждается и что для этого с его стороныне потребуется каких-либо усилий. Когдаже подобного не происходит, он можетобижаться на Бога, как на родителя,который недостаточно заботится о своихдетях.

Избегание успеха в любых областях (личныевзаимоотношения, финансы, работа и др.) –таков лейтмотив людей, чья жизньоснована на данном предписании, ибо дляних достижение успеха означает потерюлюбви. Очень часто, разочаровавшись вжизни, они приходят к вере в Бога. Но приэтом их вера носит во многомкомпенсаторный характер: в христианскомвероучении они находят для себяутешение в призыве оставить все земное иискать только Царствия Небесного. Этоочень напоминает басню о лисе ивинограде, когда не сумев добыть вкусныйна вид виноград, лисица утешила себя тем,что он зелен и несъедобен. Лисицаотказалась от винограда вынужденно, непотому что он утратил для нее ценность, апотому что она не сумела его добыть, т.е.оказалась в этой ситуации неуспешной. Нопри этом она попыталась обмануть себя,утверждая, что виноград на самом делеплох. Точно также и некоторые людиотказываются от социального успехавынужденно. Не потому что они не хотятиметь много денег, хорошую работу ислужебное положение, а потому чтопотерпели неудачу на этом поприще. Приэтом они обесценили все эти вещи, хотя вглубине души от них не отказались.Только вряд ли они признаются в этомсами себе.

Их родителизапрещали им быть успешными. Точно также им кажется, что и Бог противниквсякого успеха в мирских делах, что еслиони будут зарабатывать много денег, житьв хорошей квартире, ездить на дорогоймашине, Бог обязательно отвернется отних, а то и накажет. И напротив, если ониоткажутся от всего этого, то удостоятсяБожьей награды. При этом им очень трудноосознать, что их неуспешность в жизниесть не воля Божья, а результатродительских установок, глубокоусвоенных ими в детстве.

Важнопонимать, что Господь не запрещает намбыть успешными.

Количество просмотров:756

Ваша оценка статьи:

1
2
3
4
5

Похожие статьи:

Комментарии

 Екатерина Калинина, 20 Декабря 2011 в 23:56

Как отучить бабушек и дедушек , чтобы они ребенку 1год говорили не "бибика", а машина", не "горяча", а "горече" и т. д.?

 Мария FloWer Голикова, 04 Декабря 2012 в 22:07

ну обьяснить им

 Иван VANO Брылев, 02 Декабря 2012 в 12:52

Ой, что Вы проще ребенка переучить, начнутся обиды, страдания, я не связывалась, хотя у меня любителей так говорить не много и было....))))

 Арсений Дракон Маричев, 10 Ноября 2012 в 20:12

горече или горячо? вашу мать-где русские?

 Настюха Рыбакова, 24 Октября 2012 в 19:32

это невозможно. лет до 2 они будут сюсюкать

 Sergio Kokovin, 03 Августа 2012 в 01:19

Блин,кто такую формулу знает,таму респект!!!

 Люба Федорова, 27 Июля 2012 в 04:58

А с Вами Ваши Дедушка и Бабушка-"Будь готов, Всегда готов"?, или как положено деду с бабкой-Муси-пуси-миленький мой....

 Катя Яковлева, 13 Июля 2012 в 22:20

Стараться поменьше подкидывать малыша бабушкам.

 Стригин, 28 Июня 2012 в 07:59

А "горече" чем лучше "горяча"? Сразу ребенку обьясните , заодно, что Деда Мороза нет, и чтобы на подарки он не расчитывал. И что сказки - это все вранье. И что жизнь не такая прекрасная штука, как ему будут обещать все детство.

 Людмила Максименко, 10 Июня 2012 в 16:46

у меня мама педагог - мне повезло. я когда-то сказала сыну "Кака", так сама чуть не получила:)

 Татьяна Николайчук, 04 Июня 2012 в 02:06

А не заняться ли тебе самой воспитанием!

 Елена photo design Разинкова, 28 Апреля 2012 в 21:32

так они уже дети

 Игарь Шливсенах, 02 Апреля 2012 в 17:20

"горяча", "горече" - имеется в виду "горячо" или "горечь". Перемудрили вы. Нам с бабушками повезло - они говорят грамотно.

 Olya Polupanova, 15 Марта 2012 в 18:28

спокойно поговорить с ними, мне в этом плане со свекровью проще- один раз сказала, и до нее доходит, а с мамой бесполезно... говоришь, говоришь, иногда уже из себя выхожу, а она на меня честными глазами смотрит и не понимает о чем я...

 Виктор Agnostic, 16 Февраля 2012 в 05:25

бесполезно, главное сами разговаривайте с ним нормальным языком

 Павел Перминов, 11 Января 2012 в 05:06

никак! они их очень любят и всегда будут сюсюкаться!

Добавить комментарий

Имя

Текст



Ссылки:

РАСПИСАНИЕ
И
ЦЕНЫ

ФОТОАЛЬБОМ

НАШИ
СПЕЦИАЛИСТЫ

ХОТИТЕ
ПРИСОЕДИНИТЬСЯ?

КОНТАКТЫ

Карта сайта