"СУМЕЮ САМ"
для детей от 1 до 3-х лет
вместе с родителями

"СУМЕЮ САМ"
для детей от 3 до 4-х лет

ТВОРЧЕСКАЯ
МАСТЕРСКАЯ

АНГЛИЙСКИЙ
ЯЗЫК

"РАЗ СЛОВЕЧКО,
ДВА СЛОВЕЧКО..."

МУЗЫКА
И
ДВИЖЕНИЕ

ДРУГОЕ

На главную>>Другое>>Детская психология>>Психологическая готовность к школе

Психологическая готовность к школе

Наверное, каждый ребенок идет в первый класс с надеждой, чтов школе все у него будет хорошо. И учительница будет красивая и добрая, и одноклассникибудут с ним дружить, и учиться он будет на пятерки. Но вот проходит нескольконедель, и малыш уже без особой охоты собирается утром в школу. С понедельниканачинает мечтать о выходных, а из школы приходит скучный и напряженный. В чемже дело? А дело в том, что не оправдались ожидания ребенка, связанные с новойинтересной жизнью, а сам он оказался не совсем готовым к той реальности, котораяназывается «школьные будни».

Почему же такое может произойти? Потому что дети представляют себе школу как что-тоочень интересное и связывают поступление в первый класс с положительными переменамив их жизни. Далеко не все ребята понимают, что школьная жизнь - это прежде всеготруд. Такой же труд как трудовая деятельность взрослых людей, не всегда интереснаяи не всегда приятная. Проводя опрос будущих первоклассников на тему: Почемуты хочешь идти в школу?, я столкнулась с тем, что часть детей хочет пойтив школу совсем не для того, чтобы учиться, а для того, чтобы как-то изменить своюжизнь, которая их не очень устраивает. Так, среди ответов встречаются следующие:
- В школе не надо будет спать днем.
- В школе на завтрак будут давать вкусные сырки.
- В школе у меня появятся новые друзья.
- Когда я пойду в школу, то меня будут отпускать ездить одну по городу.

Понятно, что ребенок, ожидающий, что школа - это сплошной праздник, вскоре начинаетиспытывать неудовлетворенность от того, что приходится делать то, что ему не нравится,а именно: прилагать усилия и старания в нелегком и не всегда интересном труде.

Психологи считают, что многое зависит от того, как ребенок психологически подготовленк школе. Объясню, что это такое. Психологическая готовность к школе не имеет ничегообщего с тем, умеет ли ребенок читать (и как быстро), а также считать (и до скольких). Хотя именно эти умения и навыки проверяют педагоги при записи в школу будущегопервоклассника. Но уже в первые месяцы обучения вдруг оказывается, что бойко читающиеи хорошо считающие дети не проявляют интереса к учебе, нарушают на уроке дисциплинуи как следствие - у них возникают конфликтные отношения с учительницей. Родителиобеспокоены и не понимают в чем дело. Ведь они усиленно готовили ребенка к школе,иногда даже в нескольких подготовительных группах. Но дело в том, что в подготовительныхк школе группах с детьми чаще всего проходят программу первого класса. Таким образом,для детей слабого уровня развития повторение материала в первом классе облегчаетего усвоение. А для детей среднего и тем более хорошего уровня развития это повторениевызывает скуку, в результате чего пропадает интерес к учению.

Так что же, спросите вы, ребенка до школы не надо учить читать и считать? Конечноже надо, но только не на уроках в подготовительных группах, а дома, в непринужденной,часто в игровой обстановке, всячески стимулируя интерес малыша к овладению чтениеми счетом. Благо сегодня существует множество развивающих книг, которые помогутродителям, а также бабушкам и дедушкам правильно заниматься с их чадом. Но главноев этих занятиях не переусердствовать. Ни в коем случае нельзя заставлять малыша,если он больше не хочет заниматься. Занятия через силу или под угрозой приводятк тому, что потом ребенок вообще не захочет учиться. Итак, я ответила на вопрос,надо ли учить ребенка читать и считать до школы. Но, повторяю, к психологическойготовности к школьному обучению, от наличия которой зависит благополучие вашегоребенка в школе, это не имеет непосредственного отношения.

Что же тогда такоепсихологическая готовность к школе и можно ли ее сформировать?

Под психологической готовностью к школьному обучению понимается необходимый идостаточный уровень психического развития ребенка для освоения школьной учебнойпрограммы в условиях обучения в коллективе сверстников. Необходимый и достаточныйуровень актуального развития должен быть таким, чтобы программа обучения попадалав «зону ближайшего развития» ребенка. Зона ближайшего развитияопределяется тем, чего ребенок может достичь в сотрудничестве со взрослым, тогдакак без помощи взрослого он этого выполнить пока еще не может. Сотрудничествопри этом понимается очень широко: от наводящего вопроса до прямого показа решениязадачи. Причем обучение плодотворно только в том случае, если оно попадает в зонуближайшего развития ребенка.

Если актуальный уровень психического развития ребенка такой, что его зонаближайшего развития ниже той, которая требуется для освоения учебной программыв школе, то ребенок считается психологически не готовым к школьному обучению, так как в результате несоответствия его зоны ближайшего развития требуемойон не может усвоить программный материал и сразу попадает в разряд отстающих учеников.

Психологическая готовность к школе - это комплексный показатель, позволяющий прогнозироватьуспешность или неуспешность обучения первоклассника. Психологическая готовностьк школе включает в себя следующие параметры психического развития:

1) мотивационная готовность к учению в школе, или наличие учебной мотивации-
2) определенный уровень развития произвольного поведения, позволяющий ученикувыполнять требования учителя-
3) определенный уровень интеллектуального развития, подразумевающий владение ребенкомпростыми операциями обобщения-
4) хорошее развитие фонематического слуха.

Остановимся подробнее на каждом из этих показателей.

1. Мотивационная готовность к учению в школе, или наличие учебной мотивации.

Говоря о мотивации, мы говорим о побуждении к чему-то. В данном случае о побуждениик учебе. А это значит, что у ребенка должен существовать познавательный интерес,ему должно быть интересно узнавать новое. Но поскольку учение в школе состоитне только из интересных и занимательных занятий, то у ученика должен быть стимулвыполнять и непривлекательные, а порой даже скучные и утомительные задания. Вкаком случае это возможно? В том, когда ребенок понимает, что он ученик, знаетобязанности ученика, а также старается хорошо их выполнять. Часто на первых порахпервоклассник старается быть примерным учеником, чтобы заслужить похвалу учителя.

Учебная мотивация складывается у первоклассника при наличии выраженной познавательнойпотребности и умении трудиться. Познавательная потребность существует у малышас самого рождения, а дальше она подобна костру: чем больше взрослые удовлетворяютпознавательный интерес ребенка, тем сильнее он становится. Поэтому очень важноотвечать на вопросы маленьких почемучек как можно больше читать имхудожественные и развивающие книги, играть с ними в развивающие игры. Занимаясьс дошкольниками, важно обращать внимание на то, как ребенок реагирует на трудности:пытается выполнить начатое дело или бросает его. Если вы видите, что ребенок нелюбит делать то, что у него не получается, постарайтесь вовремя прийти ему напомощь. Предложенная вами помощь поможет малышу справиться с трудным занятиеми одновременно почувствовать удовлетворение от того, что он смог одолеть трудноедело. Взрослый при этом обязательно должен эмоционально похвалить ребенка за то,что он доделал до конца начатую работу. Необходимая, вовремя оказанная помощьвзрослого, а также эмоциональная похвала позволяют ребенку верить в свои возможности,повышают его самооценку и стимулируют желание справляться с тем, что не сразуполучается. А затем показать взрослому, какой он молодец, чтобы услышать похвалув свой адрес.

Постепенно у ребенка войдет в привычку стараться доводить начатое до конца, аесли не получается, то обращаться за помощью к взрослому. Но взрослые каждый раздолжны внимательно оценивать ситуацию, действительно ли нужна их помощь или ребенкулень самому потрудиться. Иногда в качестве помощи может выступить эмоциональноеподбадривание и уверенность, что у малыша все получится. Такое общение с ребенком,как правило, позволяет сформировать учебную мотивацию к моменту поступления последнегов школу.

2. Определенный уровень развития произвольногоповедения, позволяющий ученику выполнять требования учителя.

Под произвольным поведением понимается сознательно контролируемое целенаправленноеповедение, то есть осуществляемое в соответствии с определенной целью, или образованнымсамим человеком намерением.

В школе слабое развитие произвольного поведения проявляется в том, что ребенок:
- не слушает учителя на уроках, не выполняет заданий-
- не умеет работать по правилу-
- не умеет работать по образцу-
- нарушает дисциплину.
Проведенное мною исследование показало, что развитие произвольного поведения прямозависит от развития мотивационной сферы ребенка. Подробно об этом можно прочитатьв моей книге «Психологическая готовность к школе» Так, в основном неслушают учителя на уроках те дети, которым в школе не интересно и кому безразлично,как их оценивает учитель.

То же самое относится к нарушению дисциплины. За последнее время увеличилось количествопервоклассников не справляющихся с работой по образцу. А именно на работу по образцув основном опирается обучение в первом классе. С одной стороны, здесь проявляютсявсе те же мотивационные причины: нежелание выполнять трудные малопривлекательныезадания, безразличие к оценке своего труда. С другой стороны, с работой по образцуплохо справляются те дети, которые в дошкольном детстве практически не занималисьэтим видом деятельности. Из бесед с их родителями выяснилось, что они не складываликубики с фрагментами рисунка по образцам рисунков, не выкладывали по образцу мозаику,не собирали конструкторы по заданным картинкам и просто никогда ничего не срисовывали.Замечу, что распространенные сегодня игры-пазлз не всегда учат ребенка работатьпо образцу. Все зависит от того, как их собирать. Если сначала анализируется цветоваягамма рисунка, выделяется фон, осуществляется первичная группировка элементов,то такая работа способствует развитию умения работать с образцом. Но если картинкасобирается методом проб и ошибок, то есть, если ребенок наугад пробует один задругим элементы, какой с каким состыкуется, то такой способ работы не приводитк умению работать с образцом.

С работой по правилу также в основном не справляются те ребята, которые до школыне играли в игры с правилами. Впервые в игре ребенок учится подчиняться правилу,когда, играя с другими детьми в сюжетно-ролевые игры, он должен выполнять своюроль согласно установленным детьми правилам или согласно образцу, увиденному вжизни взрослых людей. Игравший в сюжетно-ролевые игры ребенок без особого трудапринимает на себя роль ученика, если ему нравится в школе, и выполняет правила,предписанные данной ролью-. Ребенок, не имевший в своей жизни опыта сюжетно-ролевыхигр с четким исполнением роли, может на первых порах испытывать затруднения вточном исполнении всех предписаний учителя как относительно прилежания, так иотносительно дисциплины.

Но основные проблемы с работой по правилу возникают у первоклассников, не игравшихдо школы в игры с правилами, когда учитель задает некое правило, которое затемнадо применять в работе.

3. Определенный уровень интеллектуальногоразвития, подразумевающий владение ребенком простыми операциями обобщения.

Обобщение позволяет человеку сравнивать различные предметы, выделять в них нечтообщее, одновременно учитывая их различия. На основе обобщения проводится классификация,то есть выделение какого-то класса объектов, которым присущи общие свойства, длякоторых применимы общие правила работы с ними (например, решение задач того илидругого типа).

От процесса обобщения зависит обучаемость ребенка. Обучаемость включает в себядва этапа интеллектуальных операций. Первый - усвоение нового правила работы (решениезадачи и т.д.)- второй - перенос усвоенного правила выполнения задания на аналогичные,но не тождественные ему. Второй этап невозможен без умения обобщать.

В основном к моменту поступления в школу ребенок владеет эмпирическим, то естьоснованным на опыте, обобщением. Это значит, что сравнивая предметы, он находит,выделяет и обозначает словом их внешне одинаковые, общие свойства, позволяющиеотнести все эти предметы к какому-то одному классу или понятию. Так, например,ребенок понимает, что автомобиль, поезд, самолет, автобус, троллейбус, трамвайи т.д. - это все транспорт, или средства передвижения.

Обобщение развивается в процессе познания ребенком свойств различных предметов.Поэтому очень важно предоставить малышу возможность исследовать окружающий егомир. Детям нравится возиться с песком, водой, глиной, камешками, деревяшками ит.д. Им интересно готовить вместе с мамой или бабушкой тесто, а потом печь пирог.Их интересует, что как пахнет, что съедобно, а что нет, что будет, если что-нибудьпосадить и т.д.

Для развития обобщения с детьми необходимо играть в развивающие игры типа лото.По ходу таких игр ребенок усваивает различные понятия и учится классифицироватьпредметы. При этом существенно расширяется его кругозор и представления о мире.

Развитию обобщения способствует составление ребенком рассказа по последовательнымсюжетным картинкам, а также пересказ прочитанного ему художественного произведения.

4. Хорошее развитие фонематическогослуха.

Под фонематическим слухом понимается способность человека слышать отдельные фонемы,или звуки в слове. Так, ребенок, поступающий в школу, должен различать отдельныезвуки в слове. Например, если его спросить, есть ли звук в слове«лампа», то он должен ответить утвердительно. Для чего нужен первоклассникухороший фонематический слух? Это связано с существующей сегодня в школе методикойобучения чтению, основанной на звуковом анализе слова. Каким же образом развиватьу ребенка фонематический слух? Лучше всего это делать в игре. Вот, например, однаиз придуманных мною игр. Называется она «Расколдуй слово»:
Взрослый рассказывает ребенку сказку о злом волшебнике, заколдовывающем в своемзамке слова. Заколдованные слова не могут уйти из замка, пока их кто-нибудь неосвободит. Чтобы расколдовать слово, надо не более чем с трех попыток угадатьего звуковой состав, то есть назвать по порядку звуки, из которых оно состоит.Сделать это можно только в то время, когда волшебника нет в замке. Если волшебникзастанет в своем замке спасителя слов, то он заколдует и его. После сказочноговступления малышу объясняют, что такое звук и чем он отличается от буквы. (В этуигру играют с детьми, уже знающими названия букв и их написание.) Для этого емуговорят, что все слова звучат, и мы их слышим, потому что они состоят из звуков.Например, слово «мама» состоит из звуков «м-а-м-а»(словопроизносится для ребенка нараспев, так, что каждый звук слышен очень четко). Произносязвук «м», взрослый должен обратить внимание на то, что произноситсяименно звук «м» (как раз и являющийся фонемой), а не буква «эм».Играя в эту игру взрослым необходимо помнить, что названия согласных букв не совпадаютс тем, как эти буквы звучат в словах, то есть с их фонемами. Например, буква «эс»в словах звучит как звук «с», а буква «бэ» в словах звучиткак звук «б» и т.д.

Трудность предлагаемых для расколдовывания слов должна возрастатьпостепенно. Вначале должны предлагаться совсем простые слова типа: полкот кит каша, и т. д. Все звуки слова должныпроизноситься взрослым очень четко, а гласные даже тянуться.

Хорошие игры для развития фонематического слуха даны в книге Бугрименко Е.А.,Цукерман Г.А. «Чтение без принуждения»1993 год издания и в книге техже авторов «Учимся читать и писать», 1994 год издания.

Итак, психологическая готовность к школе состоит из четырех перечисленных вышесоставляющих: 1) мотивационной готовности к учению в школе- 2) умения произвольновыполнять требования учителя, касается ли это конкретного задания или правил поведенияв школе- 3) владения ребенком простыми операциями обобщения- 4) хорошего фонематическогослуха.

Указанные компоненты психологической готовности к школе представляют собой необходимыйи достаточный уровень психического развития ребенка для нормального начала обученияв школе по программе любой сложности, но грамотной и адекватной возрасту первоклассника.Если ребенок хочет учиться, старательно выполняет все требования учителя, умеетработать по образцу и по правилу, обладает хорошей обучаемостью, то в школе утакого первоклассника не должно быть особых проблем.

Могут ли родители сами определить, готов ли их ребенок к школе?
В целом, да.Это можно сделать с помощью следующих несложных проб.

Проба №1. Срисовывание детьми графического образца, состоящего из геометрическихфигур и элементов прописных букв. Образец должен быть нарисован на белом листебумаги без линеечек и клеточек. Перерисовывать его надо на такой же белый листбумаги. При срисовывании дети должны пользоваться простыми карандашами. Не разрешаетсяиспользовать линейку и ластик. Образец может быть произвольно придуман взрослым.
Данное задание позволит определить, справляется ли ребенок с работой по образцу.

Проба № 2. Проведение с детьми игры с правилами. Например, это может быть народнаяигра «Черный, белый не берите, да и нет не говорите».В этой игре сразу видны дети, не соблюдающие правила и потому проигрывающие. Аведь в игре соблюдать правило проще, чем в учебном задании. Поэтому, если у ребенкаесть проблема такого рода в игре, то в учебе она тем более проявится.

Проба № 3. Перед ребенком кладут перепутанную последовательность сюжетных картинок.Можно взять картинки из известной детям сказки. Картинок должно быть немного:от трех до пяти. Ребенку предлагают сложить правильную последовательность картиноки составить по ним рассказ. Чтобы справиться с этим заданием, у ребенка долженбыть развит необходимый уровень обобщения.

Проба № 4. В игровой форме ребенку предлагают слова, в которых надо определить,есть ли там искомый звук. Каждый раз договариваются, какой звук надо будет найти.На каждый звук дается несколько слов. Для поиска предлагаются два гласных и двасогласных звука. Искомые в словах звуки взрослый должен произносить очень четко,а гласные тянуть нараспев. Детей, у которых данное задание вызовет трудности,необходимо показать логопеду.

Уважаемые мамы и папы, бабушки и дедушки, надеюсь, что, прочитав эту статью, выпоняли, что такое психологическая готовность к школе и сможете помочь вашему ребенкуправильно подготовиться к началу школьного обучения.

Н.И.Гуткина, кандидат психологических наук

Количество просмотров:976

Ваша оценка статьи:

1
2
3
4
5

Похожие статьи:

Комментарии

 Ирина Борисова, 04 Июля 2012 в 12:33

Детское питание С какого возраста можно ребёнку пробовать хурму?

 Рустам Калимуллин, 07 Ноября 2012 в 23:15

у меня ребёнку 1.7 мы кушаем

 Olga Ryankel, 07 Октября 2012 в 14:04

Ну если он уже и яблочки и цитрусовые ест спокойно,то пробуйте сразу

 Роман Rorick Белоус, 13 Августа 2012 в 02:16

В небольшом кол-ве с года, много мона только после 3-х лет.

 , 06 Июля 2012 в 02:59

с года давали все фрукты

 Страница не найдена, 04 Июля 2012 в 19:14

Мы первый раз дали в 8 месяцев, все нормально

Добавить комментарий

Имя

Текст



Ссылки:

РАСПИСАНИЕ
И
ЦЕНЫ

ФОТОАЛЬБОМ

НАШИ
СПЕЦИАЛИСТЫ

ХОТИТЕ
ПРИСОЕДИНИТЬСЯ?

КОНТАКТЫ

Карта сайта