"СУМЕЮ САМ"
для детей от 1 до 3-х лет
вместе с родителями

"СУМЕЮ САМ"
для детей от 3 до 4-х лет

ТВОРЧЕСКАЯ
МАСТЕРСКАЯ

АНГЛИЙСКИЙ
ЯЗЫК

"РАЗ СЛОВЕЧКО,
ДВА СЛОВЕЧКО..."

МУЗЫКА
И
ДВИЖЕНИЕ

ДРУГОЕ

На главную>>Другое>>Детская психология>>Адаптация к детскому саду: попытка или пытка?

Адаптация к детскому саду: попытка или пытка?

p{text-align:justify-}

Адаптация в детском саду: попытка или пытка?Подсознательно в нас укоренилось, что детскийсад одна из ступенек детства, по которымподнимаются в срок, а три года - возраст, на взглядродителей, подходящий. К тому же сам ребеноктвердит, что ему скучно, и хочется играть сдетьми... Но вот радостные ожидания от первыхпосещений сада сменяются озабоченностью: уребенка регресс во всем достигнутом: в речи,навыках, умениях, игре. Может заболел? У него и всамом деле насморк, а вчера была температура...Ему не мил детский сад и малыш почти неузнаваем,словно его «подменили». «Подменили» не малыша, ажизнь и обстоятельства, что неизбежно. Инегативные, протекающие на всех уровнях сдвиги вдетском организме - важные индикаторы степенивлияния на ребенка периода адаптации(приспособления). Организм и душа ребенка - всостоянии между здоровьем и болезнью: вскореребенок или в самом деле заболевает, есливыраженность стресса велика, или сновастановится сам собой, в случае легкой адаптации.Есть еще и промежуточный вариант.

Эмоциональный портрет новичка,поступившего в детский сад

ОТРИЦАТЕЛЬНЫЕ ЭМОЦИИ:то подавленность и безучастность ко всему, торебенок напоминает «белку в колесе». Вырываясьиз рук воспитателей, мчится к выходу, конфликтуясо всеми на ходу. И вдруг бессильно замолкает,окаменев. Плач - от хныканья до постоянного. Впалитру плача входит также и «плач за компанию»,которым уже почти адаптированный к саду ребенокподдерживает новичков, пришедших в группу.

СТРАХ: во всем скрытаяугроза : от неизвестной обстановки и встречи сновыми детьми, до новых взрослых, а главное, то,что Вы забудете и не придете вечером, чтобызабрать домой... Родительские переживанияособенностей нового этапа жизни ребенка, ещеболее усугубляют страх.

ГНЕВ и рождаемая имагрессия готовы без искры разгореться, будто вребенке - «пороховая бочка».

ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ ЭМОЦИИ:немного выражены в те моменты, когда малыш какбудто «опьянен» ориентировочной реакцией на«прелесть новизны». Доминирование их, возвещаето завершении у вашего ребенка адаптационногопериода. Радость, улыбка и веселый смех - главные«лекарства» и противовес всем отрицательнымэмоциям.

СОЦИАЛЬНЫЕ КОНТАКТЫ: насмену «гордой бесконтактности» приходит«компромиссная контактность», что,однако,является инициативой мнимой - выходом изсложившегося положения. Она не направлена наулучшение общения со сверстниками. Если проявитьтерпение и такт, то в три года малыш способенвыбрать повод для контакта. В коммуникабельностиребенка - успех исхода адаптационного процесса.

ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬснижается и угасает на фоне стрессовых реакций:нет интереса к игрушкам, не хочется знакомитьсясо сверстниками и понять, что происходит рядом.«Почемучка» словно в зимней спячке, но когда онпроснется, или в конце концов Вы все-таки«разбудите» его посредством положительныхэмоций, активность стресса станет минимальной ив скором времени исчезнет насовсем.

СОЦИАЛЬНЫЕ НАВЫКИ:почти все давно усвоенные и успешно используемыедома навыки самообслуживания под прессомстресса малыш может «растерять». По мереадаптации ребенка к условиям организованногоколлектива, он вдруг «вспоминает» забытые имнавыки, в придачу к ним легко усваивает новые.

ОСОБЕННОСТИ РЕЧИ: неотвечает на вопросы, затруднено необходимое длявозраста ребенка пополнение его активногословарного запаса. На фоне стресса имеющийсясловарный запас скудеет: употреблениемладенческих или облегченных слов безсуществительных и прилагательных. Одни глаголы!В ответах на вопросы - «телеграфный стиль». Такаяречь - итог тяжелой адаптации.

ДВИГАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ:заторможенность или неуправляемаягиперактивность. Не путайте активность,измененную в связи с процессом адаптации, сактивностью, присущей темпераменту ребенка!

СОН: если ребенок изасыпает, а не рыдает на кровати, то сон егобеспокойный, прерывается внезапнымпробуждением. По мере привыкания он сможет тихопровести свой тихий час и спать спокойно.

АППЕТИТ у ребенка темхуже, чем менее благоприятно он адаптируется.«Волчий аппетит» возникает при попытке хотькак-то удовлетворить свои неудовлетворенныепотребности. Нормализация повышенного илипониженного аппетита сигнализирует о том, чтоотрицательные сдвиги адаптационного периода ненарастают, а пошли на убыль, и в скором временинормализуются и все другие показателиописанного нами выше эмоционального портрета.

Тип тяжелой илинеблагоприятной адаптациихарактеризуется потерей в весе или внезапным,без каких-то видимых причин, кратковременнымповышением температуры. Стресс разрушаетзащитные барьеры малыша, извращает ряд важныхфизиологических реакций, необходимых дляподдержки состояния здоровья, и - нет большезащитного панциря, защищающего от всех болезней.От любого дуновения ветерка ребенок заболеет,произойдет срыв адаптации, а после срыва емупридется адаптироваться заново. Цепочка «разлука-страх-стресс-срыв адаптации-болезнь сосложнениями» повторяется в течение несколькихмесяцев. Таких детей желательно не отдавать в тригода в детский сад.

Тип легкой адаптациихарактеризуется привыканием к новой обстановке -в течение полумесяца, а изменения, которые видныв поведении ребенка кратковременны инезначительны, поэтому ребенок не болеет.

Промежуточный вариант- средней тяжести течение периода различныхадаптационнных изменений в детском организмехарактеризуется сроком адаптации - большемесяца, иногда во время нее возможны заболеваниябез каких-либо осложнений.

Чем спровоцирован стресс уребенка в подобной ситуации? Не столько -отрывом от значимых взрослых (ими в течение всегодошкольного периода являются близкие в семье), иособенно от матери, сколько несовершенствомадаптационнных механизмов ребенкаВедь, чтобы продержаться в новой обстановке,малышу необходимо вести себя в детском саду нетак, как дома. Но ребенок не знает этой новойформы поведения и от того страдает, боясь, чточто-то сделает не так. Кроме того, второеполугодие третьего года жизни малыш впервыеощущает себя как личность и хочет, чтобы этовидели другие. Родителям проще, чтобы все былокак раньше. Отстаивая свою личность, психикамалыша становится ранимее, чем прежде, а тут,дополнительно к нагрузке кризиса трех лет, - грузадаптации к детскому саду. Малыш не баловень, и неупрямец, и ничего не хочет сделать Вам назло. Всето, что видите Вы - это издержки адаптации, ее«цена» и «плата» для ребенка. От Вас зависит,чтобы эта «плата» была минимальной и не пришлосьлечить нанесенные ребенку травмы всю жизнь.

Как надо родителям готовитьребенка к поступлению в детский сад.

  • Не отдавайте ребенка в детсад в разгарекризиса трех лет. Этот кризис - первая попыткасамореализации.
  • «Раскройте секреты» малышу возможных навыковобщения с детьми и взрослыми людьми.
  • Настройте малыша как можно положительнее к егопоступлению в детский сад.
  • Не обсуждайте при малыше волнующие Васпроблемы: ребенок не слушая, слушает.
  • Готовьте Вашего ребенка к временной разлуке сВами и дайте понять ему, что это неизбежно лишьтолько потому, что он уже большой.
  • Все время объясняйте ребенку, что он для Вас,как прежде, дорог и любим.
  • Учите ребенка дома всем необходимым навыкамсамообслуживания.
  • Введите режимные моменты детского сада вдомашний режим дня .
  • Повысьте роль закаливающих мероприятий. Они незащитят от инфекционных заболеваний, но уменьшатвероятность возникновения возможных осложнений.
  • Не угрожайте ребенку детсадом как наказаниемза детские грехи, а также за его непослушание.

  • Не нервничайте и не показывайте свою тревогунакануне поступления ребенка в детский сад или вслучаях, если ребенок заболевает: ребенокфиксирует родительские способы реагирования ивключает их в собственную модель и стильповедения.

Как надо родителям вести себя сребенком, когда он впервые начал посещатьдетский сад.

  • Настраивайте ребенка на мажорный лад. Внушайтеему, что это очень здорово, что он дорос до сада истал таким большим.
  • Забирайте первое время пораньше домой,создайте спокойный, бесконфлитный климат длянего в семье.
  • Уменьшайте нагрузку на нервную систему: навремя прекратите походы в цирк, в театр, в гости идругие многолюдные и шумные места, сократитепросмотр телепередач.
  • Не кутайте ребенка, а одевайте в соответствии стемпературой в группе.
  • Не реагируйте на выходки ребенка и ненаказывайте его за детские капризы.

Как не надовести себя родителям с ребенком, когда он началпосещать впервые детский сад.

  • В присутствии ребенка плохо говорить о детскомсаде или обсуждать связанные с ним проблемы.
  • «Наказывать» ребенка детским садом и в числепоследних забирать его домой.
  • Мешать его контактам с детьми в группе:значимый взрослый, оставаясь в группе наблюдатьза своим ребенком порождает ситуациюдвойственности, которая усугубляет в ребенкекачество нерешительности и препятствуетвозможности обучиться спонтанному поведению вновой обстановке.
  • Наказывать за детские капризы. Обратитевнимание: ребенок капризен и своеволен лишьтогда, когда ему действительно ничто не угрожает.Балуясь, он испытывает и себя, и мир на прочность,он определяет до каких допустимых границ могутпростираться его действия в этом мире. Прималейшем страхе, намеке на опасность он бежитискать защиты и помощи у взрослых, становясьобразцом послушания. Это - признание своей ошибкии просьба о помощи. Ведь своего опыта еще нет.Требуется грамотная помощь взрослых: в труднойситуации - дать образец новой формы поведения визменившихся условиях.

Обучение способностям реагировать на ситуациюформирует качество ответственности -предпосылку самореализации. Родителям следуетпомнить, что в режиме повиновения существуетопасность внедрения в ребенка негативныхпрограмм, особенно неосознанного инепрочувствованного чувства вины. И еслиответственность дарит силу для изменения своейжизни, то вина тратит силу впустую, расточает ее.Получив от родителей представление о себе как о«жертве», человек продолжает быть доступным дляманипуляций и все более удаляется в сторону оттех жизненных выборов, которые приносили бытолько пользу и удовлетворение.

Идеальный возраст для адаптации - 1год 8 месяцев,когда в развитии ребенка отмечается прогресс ион настолько понятлив, что мы приступаем к егопланомерному обучению, по сути - к подготовке кшколе. Важно не погасить эту понятливость,чтолегко сделать, если ребенок играет примитивно,без смысла и выдумки, вызывая у родителейнедовольство и досаду, которые лишь укоренят вболее старшем возрасте неуверенность и чувствовины. У оказавшихся рядом малышей в этом возрастене все ладится, они далеки от взаимопонимания и,хотя уже не могут друг без друга, еще не могут идруг с другом.

Бурно формируется основное волевое качество -способность в одних условиях действовать со всейэнергией, а в других - сдерживать, ограничиватьсебя. Именно в этот период дает о себе знатьтемперамент и формирующийся характер ребенка,поэтому нельзя требовать от ребенка ровногонастроения, реагирования: ребенок долженотреагировать все свои эмоции, отреагивать ихмощно, испытав восторг и подъем игры, несдерживая себя среди столь же эмоциональныхсверстников.

Экспериментально доказано, что в игре ребенок вполтора-два раза превосходит свои показателизрения, слуха, физические возможности. Эмоциональность - фундамент умственногоразвития. Эмоции - то звено, за котороевытаскивается вся цепь психического развития.Даже при задержке речевого развития,многокрасочность и разнообразие эмоций являетсязалогом умственной полноценности ребенка.Хочется напомнить простой механизм: интерес кчему-либо проявляется через удивление, аудивиться может человек богатый эмоционально!

Количество просмотров:1043

Ваша оценка статьи:

1
2
3
4
5

Похожие статьи:

Комментарии

 Наталья Петрик, 16 Ноября 2011 в 07:00

Смотри внутри )()( Мама снесла винду с моего компа а там были программы на паскале, на байсики, делпхи, курсовая. Я винду по новой поставил. Чтобы у мамы отпало желание вредить моему компу мне пришлось ей телевизионную антенну порезать и она уже 3 месяца без сериалов сидит и ноет у меня над ухом. Мне приходится уже уши наушниками затыкать и в комнате закрываться. Как её угомонить?

 Лена Сенькова, 09 Ноября 2012 в 20:15

верни маме антену. Может мама не спициально это сделала. Нельзя так, она же твоя мама, самый близкий тебе человек.

 Анна Цепелева, 21 Октября 2012 в 22:14

Ну, не знаю... Забетонируй дверь в ее комнату, не так громко будет. Или включи ей какой-нибудь кинч в Сетке (порно, например).

 Иван Кораблег Кораблев, 04 Октября 2012 в 02:39

Помиритесь и попросите прощения. Ей нужно Ваше внимание и помощь, как сына.

 Страница не найдена, 07 Сентября 2012 в 06:16

Эх, Семенов, Семенов... Как тебе не стыдно....Ай-яй-яй! Верни маме антенну, помирись. Это все же МАМА.

 Евгений Алексеев, 26 Августа 2012 в 22:05

Парень, пойди на компромисс, иначе- тупиковая ситуэйшн. Она тебе из вредности комп спалит, причем буквально, по старинке, огнем!

 женя шишков, 12 Августа 2012 в 03:51

антена это антена,а компьютера лешить могут!

 Никитка NC Литвинов, 04 Августа 2012 в 03:41

Прости маму, верни антену!!

 Андрей Липаев, 08 Мая 2012 в 09:41

верни маме антенну!!! а лучше купи, не нервируй человека )))

 Лека Чудина, 18 Марта 2012 в 15:21

Ты в натуре компьютерная голова, что тебе дороже твоя работа связаная с компом или любимая жена.

 Nina Popkova, 15 Марта 2012 в 15:53

верни антенну!!!!

 Denis Sko, 28 Февраля 2012 в 04:19

запарил ты уже когда сам угомонишься то??

 Илья Красновский, 21 Декабря 2011 в 04:48

Верни антенну)

Добавить комментарий

Имя

Текст



Ссылки:

РАСПИСАНИЕ
И
ЦЕНЫ

ФОТОАЛЬБОМ

НАШИ
СПЕЦИАЛИСТЫ

ХОТИТЕ
ПРИСОЕДИНИТЬСЯ?

КОНТАКТЫ

Карта сайта