"СУМЕЮ САМ"
для детей от 1 до 3-х лет
вместе с родителями

"СУМЕЮ САМ"
для детей от 3 до 4-х лет

ТВОРЧЕСКАЯ
МАСТЕРСКАЯ

АНГЛИЙСКИЙ
ЯЗЫК

"РАЗ СЛОВЕЧКО,
ДВА СЛОВЕЧКО..."

МУЗЫКА
И
ДВИЖЕНИЕ

ДРУГОЕ

На главную>>Другое>>Детская психология>>Да здравствуют «почемучки»!

Да здравствуют «почемучки»!

Бесспорно, поведение человека в самой неожиданной ситуации, его нравственные принципы в зрелой жизни в значительной степени продиктованы теми «стерео­типами» и «личностными установками», что заклады­ваются еще в детстве. И воспитание, и обучающая педагогика в лучших своих вариантах всегда исходят из этой ответственней­шей и сложнейшей задачи: воздействуя на воображение, на сердце ребенка, развить в нем творческие способ­ности и сделать законы общечеловеческой морали его личными убеждениями.

Какое преступление совершается в каждом из этих случаев, когда делается попытка подавить, заглушить бесценный, светлый дар воображения, из которого раз­вились бы со временем, при бережном умелом взращивании, способности исследователя или художника, кон­структора или поэта! В самом деле, такая банальная реплика может обернуться преступлением перед общест­вом: в результате неправильного воспитания общество может не получить талант, зерна которого бывают бро­шены в душу ребенка самой природой.

Давайте заглянем в любой детский сад и про­анализируем сотни «почему?» одного малыша за один день... Да разве бывают неталантливые дети? Дети, не способные к творчеству и игре воображения? Малень­кие исследователи, не жалеющие самую любимую иг­рушку, если, разломав ее, можно получить ответ на свое «почему»?

Но куда же деваются эти «почемучки» с годами? Один ли здравый смысл смиряет пыл их воображения?

Сегодняшнее народное образование, меняя свое со­держание, ищет и совершенствует методы обучения и воспитания, наметился больший интерес к воображению ребенка, стремление активно включить эту сферу в процесс обучения.Ярче всего проявляются особенности детского во­ображения на выставках детского художественного и технического творчества. Сегодня дети рисуют не только больше, чем десятилетие назад, но и интереснее, разно­образнее, самостоятельнее.Даже если дети рисуют на заданную тему, их «ра­бота» непременно — отражение индивидуальности. Каж­дый рисунок включает в себя элементы нового, пред­ставляет собою комбинацию и синтез различных плос­костей реальности, что является сущностью творческого процесса.

Детский рисунок — даже малопонятный с точки зрения взрослого - отражает стремление ребенка передать другим «выразительным» языком образы своего активного воображения, познающего мир. Здесь можно видеть неожиданные типы комбинаций, создающих новую художественную реальность, можно обнаружить, как реальные предметы и явления композиционно объединены с ассоциациями. Разные пятна и линии, наделенные своим смыслом, отражают особенности детского воображения, внутренний мир ребенка.

Одну и ту же вазу с цветами дети изображают не­одинаково- по-разному располагают рисунок на бумаге, самостоятельно выбирают величину и форму, используют иные цветовые оттенки и сочетания. Те же самые! листья и цветы на одном рисунке удлиненные, с четко- обрисованным контуром, у другого — вибрирующие ли­нии и черточки, у третьего — разноцветные пятна и т. д.Содержание воображения взрослых более глубоко и носит более общественный характер. Его формирует больший запас наблюдений, переживаний, отношений с окружающим.

В творчестве взрослых больше присутствует мыш­ление, критический анализ, у детей же творческий про­цесс почти целиком — плод воображения.

Взрослые с большим совершенствованием оперируют средствами, разумеется, здесь речь идет уже о навы­ках, о техническом совершенстве, приходящей с годами специализации. Но в некоторых отраслях творчества, «забытых» взрослыми, дети показывают преимущество. Творческому акту ребенка помогают чисто детские осо­бенности: у ребенка чрезвычайно активны различные формы восприятия — слуховое, зрительное, двигатель­ное. Все они участвуют в творчестве, усиливая в свою очередь воображение.

Особенность детского воображения может ощущать каждый человек, вернувшись через десятки лет в город в дом своего детства, бережно хранимый памятью.

Мы вдруг обнаруживаем, что образы улиц, домов предметов, которые созданы были нашим детским воображением, резко отличаются от реально существующих, контрастируют с действительностью. Краски будто бы потускнели, окружающее утратило свою таинствен­ность и многозначительность. Кажется, что и сами размеры изменились: тесны стали комнаты, низки дома коротки улицы. И двор, хранившийся в воображении как едва ли не джунгли, оказался небольшим пространством с чахлыми кустами.

Один и тот же отрезок пути, один и тот же отрезок времени по-разному оценивается ребенком и взрослым. Для ребенка день — очень долго. Завтра — нестерпимо далеко. Неделя — целая вечность.

Ребенок, проходящий два-три квартала до детского сада, воспринимает это расстояние большим отчасти из-за того, что время пути оценивается им иначе. В целом создается синтетический образ иных разме­ров, отличных от реальных.

Когда мы расстаемся с местами детства, образы «уезжают» с нами в нашем детском восприятии и в дальнейшем мало изменяются. И только сопоставив их через годы с действительностью, мы обнаруживаем, ка­кую шутку сыграло с нами детское воображение.

Разумеется, в этом процессе много привходящих мо­ментов: человек с возрастом воспринимает мир менее образно и ярко, а воображение остается очень ярким, и его образы по-прежнему красочны и эмоциональны.Воображение детей не только более ярко, но и вклю­чает в себя больше элементов фантазии.

Присмотритесь, как играет ребенок, наделяя пред­меты не свойственными им качествами.

В самом деле, игра для ребенка — главная умствен­ная и созидательная деятельность. Как быстро стульчик превращается в машину, корабль, ракету... Как преоб­разуется комната, где все теперь включено в игру и под­чинено ее логике.

Вот оживает кукла и разговаривает по телефону с медведем. Вот укладывают спать плюшевую собачку и ставят ей градусник...

Любопытно, что ребенок воображает предметы не потому, что они отсутствуют, а потому, что того требу­ют воображаемые законы игры. Воображает не только реальные предметы, но и нереальные, вводя в свои действия элементы нового, делая игру творчеством. По­являются воображаемые машины и ракеты, которые дети тут же прячут в маленькие коробочки, не подчи­няясь логике. Воображаемые друзья становятся под­линными защитниками, воображаемые ситуации предо­ставляют возможность чудесных приключений.

Игры детей сочетают реальное и воображаемое очень легко. Но чем больше в них реального, тем меньше потребность в воображении. Об этом всегда надо помнить и оставлять в любой детской деятельности место воображению, творчеству.

Для ребенка нет противоречия между реальным и во­ображаемым, но если представления смещаются, неиз­бежна реакция испуга: разницу меж воображаемым и реальным ребенок чувствует.

Для нормально развивающегося ребенка и испуг, и реакции страха вполне естественны, если они, конечно, кратковременны, эпизодичны, не занимают центрально­го места в психических переживаниях ребенка и не об­наруживают тенденции к усложнению.

Уже в первые месяцы после рождения можно заме­тить, что ребенок страшится потерять поддержку, про­являет страх при громких звуках, ярких вспышках света.

В возрасте от 5 до 9 месяцев у малыша возникает страх при встрече с незнакомыми людьми, предметами, ситуациями. Любопытно, что никаких иных страхов в этот пе­риод ребенок не испытывает: его воображение еще не «прощупывает» реальность.

От 2 до 3 лет дети обычно боятся животных.

До 3-летнего возраста малыши, как правило, не бояться темноты, но после трех лет темнота может стать, если не единственной причиной страха.С чем это связано?

Наблюдения показывают, что появление страха перед темнотой у ребенка совпадает по времени с разви­тием сферы воображения.

Известно, что в темноте воображение усиливается у взрослых людей. У ребенка же, для которого вы­мысел соседствует, с реальностью без противоречия, в большей степени проявляются особенности содержания воображения. Темнота бывает для него населена домо­выми, колдуньями, чародеями и т. д. Дети и в реальном своем мире все наделяют волшебными свойствами: предметы у них «способны» говорить, думать, действо­вать... Взрослые не всегда учитывают эту особенность детского воображения и ведут себя подчас во вред ре­бенку. Если малышу 4—5 лет показать такой «не­страшный» для школьного возраста фильм, как «Рус­лан и Людмила», то ребенок ответит длительной реак­цией страха: может вскакивать и кричать по ночам, бояться сумерек, пустой комнаты.Сновидения детей часто отражают их страхи. Дети просыпаются в темноте от «страшного сна», долго не могут заснуть под впечатлением образов, а затем уже просто боятся «неизвестно чего».

В возрасте 6—7 лет содержание страхов становится шире- возникает боязнь пожара, животных, каких-то ка­тастроф.

По мере того как ребенок растет, расширяется и сфера его воображения, меняется и характер страхов. Преобладают страхи не перед реальностью, а перед воображаемыми опасностями или несчастьями, кото­рые когда-нибудь могли бы случиться.

В 8 лет содержанием страхов может стать тематика смерти. Ребенок с тревогой спрашивает: «Мама, а ты не умрешь? А я никогда не умру?» Он думает на эту тему, воображает ужас своего сиротства или одиночества, картины собственной смерти и т. д., и, если ему не помочь умело в такой период, может возникнуть серьезный невроз.

У ребенка более яркое восприятие, большая яркость зрительных образов, сильнее способность иллюзорно изменять объекты реальности в соответствии с содержаннем своего воображения — все это может способ­ствовать усилению страха.

Подчас воспитательных мер в этом направлении бывает недостаточно, надо посоветоваться с детским психоневрологом и совместно разработать тактику поведения по отношению к такому ребенку. Выбирая для ребенка сказку, книжку, кино, спектакль, прежде всего надо помнить о возрастных особенностях детского воображения и восприятия.

У детей менее представлена способность дифферен­цировать реальность и фантазию. Как бы вы ни убеж­дали маленького человека, что в кино «все ненастоя­щее», что лешего на сцене играет «хороший дядя», ре­бенок не воспринимает ваших увещеваний, и образы будут занимать его воображение днем и ночью, доводя до невроза, и уж во всяком случае, направлять его по­ведение.Сказки и игры, безраздельно завладевая ребенком, могут формировать и нежелательный характер, если не учитывать психологию малыша: агрессия и жестокость в поступках трехлетнего человека могут быть вызваны поселившимися в его воображении образами.

Многие игры стимулируют воображение и возбуж­дение, если их не направлять, реакция агрессии может стать преобладающей в поведении ребенка.Чаще всего игра проявляется как исполнение жела­ний, компенсация. Ребенок воображает события, кото­рые протекают так, как ему хотелось бы видеть это в жизни.

У детского воображения особое содержание и осо­бые функции: здесь и уменьшение страхов, стремление понять события путем зарисовки, сделать реальное со­бытие в своей фантазии более приятным и т. д.

Игры и детские фантазии держат мозг ребенка по­стоянно занятым: это первая пища детского ума, самая важная его «работа». В них не столько проявляется подражание, сколько изобретательность: сделать что-то самому, по-своему.

Происходит процесс адаптации ребенка к миру, познание мира и отношение к нему через «проигрывание ситуаций» в воображении. Дети живо переживают эти воображаемые ситуа­ции и постоянно рассказывают о них. Взрослым кажет­ся подчас, что дети просто обманывают, но малыши часто сами верят тому, что говорят. Им свойствен очень широкий диапазон возможностей: на одном полюсе на­ходятся убеждения, что «все это правда», на другом может быть и сознательный обман, иногда имеющий характер защиты, иногда ставящий целью получение удовольствия.

Чтобы лучше понять психологию ребенка в этот пе­риод, стоит, наверное, впомнить Дон-Кихота и барона Мюнхаузена. Герои такого характера постоянно живут среди нас как образы веселых выдумщиков, которые фантазируют для развлечения и удовольствия других.

История знает много случаев, когда талантливо при­думанные события становились основой для легенд, а нередко, если они не были фантастичны, а реально возможны, воспринимались как действительные собы­тия прошлого.

Без выдумки, без способности фантазировать не мо­жет быть нормальной психической деятельности, тем более не может быть гармоничным без выдумки мир ребенка.

Сегодня немало специальных исследований подчер­кивают, что фантазия и сказки играют особую роль в возникновении и стимуляции мотивации поведения детей.

К сожалению, не у всех педагогов хватает опыта, терпения, а, быть может, собственного воображения, чтобы учитывать специфику детского воображения и ши­роко использовать ее в своих целях.

Если в детском саду в целях воспитания ребенку зачастую «подыгрывают», применяются к его выдумке и развивают этот дар, то в первом классе происходит нередко неоправданная даже целью ломка: кончается праздник детства и начинается подчас муштра и зуб­режка, хотя ребенок остается ребенком и продолжает играть не только в спортивные игры...

Насколько важно увидеть в ребенке именно ребен­ка, а не уменьшенную копию взрослого, распознать сек­реты его детского мира и найти к нему ключик, знают сегодня все многие. Однако, остается еще и сегодня немало педагогов, пытающихся новое содержание образования, новые программы внедрять в жизнь старыми, рутинны­ми методами, рассчитанными только на механическое запоминание и логику. И вот возникают разговоры о «непереносимой нагрузке в школе», о «заумных про­граммах», с которыми дети не справляются, возникают требования «вернуться назад». Но вернуться назад мож­но только вопреки диалектике и требованиям жизни, которая все накапливает и усложняет любую инфор­мацию. Значит, выход не в том, чтобы «вернуться назад», в содержании учебников и всего учебного процесса, а в том, чтоб идти вперед в совершенствовании методов обу­чения и воспитания.

Изменения происходят в сегодняшнем мире значительно быстрее, чем когда-либо раньше. Открытия и нововведения последних 20 лет можно сравнить с прошлым, как скорость ракеты со скоростью черепахи. По этому трудно предвидеть, какие именно знания будут необходимы школьникам через 10 лет. Но можно сейчас развить подходы и способности, которые помогут справиться творчески с любой проблемой будущего. Для этого необходимо избавить ребенка от рутинное) мышления и развить его воображение и разум, чтобы в любой жизненной ситуации он мог «отличить одно другого».

На практике нередко оказывается, что творческя способность человека настолько подавлена его образованием и опытом, что он не может даже оценить coбственный творческий потенциал, не говоря уж о то- чтоб реализовать его.

Только заложенные в детстве, в школе тенденции творческого развития способны помочь в такой ситуации. Но, к сожалению, мы не всегда находим достаточно времени, терпения, широкого взгляда на вещи, чтобы поддержать детское творчество, не погубить вообра­жение.

Психологи наблюдают, что творчески одаренные де­ти и в школах подчас оцениваются как неинициативные, неактивные: они не высказывают своих идей, боясь быть осмеянными или просто непонятными.

Нередко еще творчески развитые дети оцениваются ниже, чем прилежные, но с посредственными способно­стями к воображению и исследованию. Объясняется это не столько пристрастием учителя к «прилежным», сколь­ко пристрастием самого ребенка к своему творчеству, верностью мечте и невниманием к ряду предметов, «бес­полезных» с его точки зрения для осуществления этой мечты.Наблюдения педагогов и врачей показывают, что люди с бедным воображением подвергались излишнему дывлению и критике своих идей и образов в раннем детском возрасте. Они стали бояться думать, искать, воображать.

Мало того, ученик, которому учитель раз или два не ответил на вопрос или, еще хуже, ответил раздраженной репликой, стесняется своего воображения и утрачивает любознательность. «Почемучки» редеют от класса к классу, и утрата эта невосполнима: ограниченная лю­бознательность и ограниченное воображение формируют только ограниченных людей.

Только симпатии заслуживают дети, задающие воп­росы. Велика цена этому исследовательскому любопыт­ству. Любознательность отражает сложнейшие манипу­ляции воображения, необычную его комбинаторику, Родителям и учителям много хлопот с таким ребен­ком, но много и радости, много надежд. Фантазерам на­до лишь помогать правильно ставить вопросы, помогать правильно искать ответы и проверять их реальностью, чтобы ребенок не стал жертвой своих фантазий в бу­дущем.

Если ребенок задает бесчисленные «почему?» и стре­мится к независимости, если страстная мечта руководит его поступками — значит, крылья воображения уносят его все дальше и выше, все ближе к творчеству, к расцвету личности.

Дети обучаются не физическим принуждением и нотациями (это ненавистная всякому ребенку "система"), а путем собственных проб и ошибок. Детям надо пробовать, терпеть поражения, искать варианты и снова пробовать, чтобы научиться отличать истинное, научиться побеждать и принимать правильное решение самому.

Количество просмотров:753

Ваша оценка статьи:

1
2
3
4
5

Похожие статьи:

Комментарии

 Павел Горин, 29 Сентября 2011 в 04:26

Мамочки подскажите! У подружки сыну 10 месяцев до сих пор срыгивает-фантаном? С чем это связано?

 Лиза ЛиzZzка Михайлова, 02 Октября 2012 в 03:39

Срочно к врачу!!!!причин может быть масса, не дай Бог не усвоение!!!!СРОЧНО!!!!

 юра печорин, 04 Мая 2012 в 18:32

А она у врача не пробовала спрашивать? Тут надо бы к гастроэнтерологу и к невропатологу.

 Полина Бабочка, 31 Марта 2012 в 15:11

сходите к неврологу, а еще может поджелудочная не в порядке

 Сергей Липский, 20 Февраля 2012 в 14:44

это один из неврологических симптомов-срочно к врачу.

 Даниил Курилов, 07 Ноября 2011 в 05:44

невролог не ставил диагноз внутричерепное давление? вообще в норме к 6 месяцам дети должны перестать срыгивать

Добавить комментарий

Имя

Текст



Ссылки:

РАСПИСАНИЕ
И
ЦЕНЫ

ФОТОАЛЬБОМ

НАШИ
СПЕЦИАЛИСТЫ

ХОТИТЕ
ПРИСОЕДИНИТЬСЯ?

КОНТАКТЫ

Карта сайта