"СУМЕЮ САМ"
для детей от 1 до 3-х лет
вместе с родителями

"СУМЕЮ САМ"
для детей от 3 до 4-х лет

ТВОРЧЕСКАЯ
МАСТЕРСКАЯ

АНГЛИЙСКИЙ
ЯЗЫК

"РАЗ СЛОВЕЧКО,
ДВА СЛОВЕЧКО..."

МУЗЫКА
И
ДВИЖЕНИЕ

ДРУГОЕ

На главную>>Другое>>Воспитание>>О детских капризах

О детских капризах

Капризы ребенка дошкольного возраста и грудного младенца совершенно различны в своей основе.

У дошкольника капризы становятся преднамеренной формой поведения. Капризами он добивается от взрослых различных, уступок, у ребенка первого года, жизни, еще нет капризов, как таковых, но предпосылки для их возникновения уже существуют.

Зарождающиеся капризы могут в дальнейшем стать привычной формой поведения.

Что такое капризы?

Под капризами понимается особое поведение детей, выражающееся в неадекватных реакциях малыша на требования взрослых.

Оказывают ли влияние капризы на развитие ребенка бесспорно. Прежде всего, капризы расшатывают нервную систему ребенка, могут привести к неврозам. Психоневрологи справедливо считают, что от «безобидного» детского каприза до истерии один шаг. Поэтому капризы ребенка требуют пристального внимания со стороны взрослых. Прежде всего, надо выяснить причину, вызвавшую каприз, только тогда появляется реальная возможность его устранения.

Некоторые родители ошибочно считают, что капризы — непременный спутник детства, и поэтому не предпринимают своевременно меры для их предупреждения.

Истоки капризов надо искать в раннем возрасте, когда отклонения в поведении ребенка объяснимы, когда еще нет собственно капризов, а есть естественная реакций на воздействия окружающих.

Если родители уверены в правильности воспитательных воздействий на ребенка, а малыш бурно протестует часто плачет, то в таком случае необходима консультаций врача.

Капризы обычно сопровождаются плачем, и поэтом плач ребенка родители нередко рассматривают как каприз. Но не всегда плач малыша — признак каприза.

Для воспитания здорового, спокойного ребенка очень важно добиться, чтобы он не плакал.

Плач грудного малыша — это сигнал какого-то неблагополучия, призыв к помощи. Устранить плач ребенка родители могут, только зная его причину. Неправильное воз действие взрослых может способствовать развитию капризности у младенца.

Каковы же причины возникновения капризов у здоровых детей, как надо их предупреждать?

Капризничают маленькие дети в основном по двум причинам: в результате физического дискомфорта, вызванного неудовлетворением органических потребностей, — либо он голоден, либо он мокрый, либо у него что-то болит либо ему неудобно лежать в результате неправильного воспитания.

Если ребенок голоден, то он может плакать перед кормлением или, если не наелся досыта, сразу после кормления. Если младенец плачет и долго не успокаивается и прошло уже около 2 часов со времени последнего кормления, а в предыдущее кормление ребенок выпил мало молока, накормите его. Если ребенок успокоится, и будет спокойно бодрствовать, значит, он действительно был голоден. Если же малыш накормлен, сухой, но плачет, то, возможно, у него болит живот. Обычно в таких случаях ребенка берут на руки, и он успокаивается. Изменение позы ребенка, тепло материнского тела устраняют боль на некоторое время. Но если ребенка постоянно успокаивают, таким образом, он быстро привыкает к рукам и начинает плакать уже не потому, что у него что-то болит, а для того, чтобы его взяли на руки.

Как успокоить малыша, не беря его на руки? Попытайтесь переменить позу ребенка — положите его на живот или поверните с одного бока на другой. Если ребенка мучают газы, туго перепеленайте его теплой (проглаженной горячим утюгом) пеленкой. К 4—5 мес. Функционирование желудочно-кишечной системы налаживается, и ребенок становится спокойнее.

Причиной возникновения капризов может служить начавшееся заболевание. Совершенно спокойный, уравновешенный ребенок начинает вдруг капризничать без всяких видимых причин, становится вялым, хуже ест или совсем отказывается от еды, постоянно просится на руки. Не очень внимательные или неопытные родители могут расценить такое поведение как каприз.

Во время болезни ослабленный ребенок нуждается в щадящем режиме, особо бережном и внимательном отношении. Капризы заболевшего ребенка — временное явление, связанное с болезнью, и по выздоровлении малыша они пройдут.

Если взрослые при организации жизни и при воспитании ребенка не учитывают его возрастных и индивидуальных особенностей, то ребенок очень рано начинает протестовать, а взрослые рассматривают поведение ребенка как каприз.

Один ребенок возбудим, активен, другой — спокоен и даже пассивен. Если применять одинаковые методы воспитания к детям с разным типом нервной системы, то могут возникнуть капризы. Одних детей кладут в постель, и они сразу же засыпают. Другим, легко возбудимым детям мешает при засыпании и не очень яркий свет, и любой шум, и даже движения собственных рук и ног. В этом случае к ребенку нужен совершенно иной подход, ему необходимо создать спокойную обстановку: говорить ним надо спокойным голосом, не допускать резких движений.

Если взрослые не соблюдают режима дня ребенка, укладывают спать раньше или позже положенного времени, беспорядочно кормят, то малыш протестует. Каприз это или нет? Конечно, нет. Это вполне закономерна реакция ребенка. Если же в дальнейшем ребенок начинает негативно реагировать на вполне обоснованные воздействия взрослых, поведение ребенка может рассматриваться как каприз, хотя на самом деле причина такого поведения заключается в несоответствии воздействия взрослых возрастным особенностям детей. Каждый каприз имеет причину, но она не всегда может быть ясна и понятна, поскольку о причинах, порождающих капризы родители, могут уже забыть.

Все прекрасно знают, что ребенок плохо засыпает, если вечером пришли гости, на полную громкость было включено радио или телевизор. Малыш устал, хочет спать, но не может уснуть. Дело в том, что одной из возрастных особенностей детей первого года жизни является повышенная возбудимость, преобладание в коре головного мозга процесса возбуждения над процессом торможения. Родителям необходимо помнить, что сильные раздражители настолько возбуждают ребенка, что успокоиться сразу он не может. Чтобы ребенок спокойно заснул в положенное время, необходимо минимум как за полчаса до сна устранить сильные раздражители, ведущие к перевозбуждению.

К концу первого года жизни ребенок начинает овладевать ходьбой. Задача родителей не только помочь ребенку «встать на собственные, ноги», но и правильно реагировать на обязательные в этом случае падения малыша. Некоторые взрослые, не успел малыш еще понять, что е ним произошло, судорожно бросаются к нему, начинают успокаивать, отряхивать его костюмчик. И вот тут-то малыш начинает плакать, не оттого, что он ушибся, а из-за порывистых, нервных движений взрослых, из-за того, что все его уговаривают, жалеют.

Если же к малышу всегда спешили с ненужной помощью и вдруг не проявили прежнего внимания, то он на предложение взрослого встать самому начинает бить руками и ногами об пол. Тут уж взрослые не выдерживают, бросаются к нему, жалеют, и чем больше взрослые стараются успокоить малыша, тем громче он кричит.

Что же делать в таком случае? Прежде всего, со стороны всех взрослых требуется выдержка и спокойствие. Оставьте ребенка на некоторое время одного. Дети капризничают, как правило, тогда, когда есть поблизости взрослые. Если же нет взрослых рядом, даже упавший и слегка ударившийся ребенок быстро успокаивается.

Перестав плакать, но, еще всхлипывая, малыш сам подойдет к вам. Не напоминайте ему о том, что было. Напоминание о только что перенесенных переживаниях снова может вызвать угнетенное состояние, и малыш будет продолжать капризничать.

Одной из основных причин, вызывающих капризы, является неправильное воспитание, и тогда капризы нередко превращаются в привычную форму поведения ребенка.

Малышу хочется, чтобы его взяли на руки. Он начинает хныкать. Пока малыш тихонько плачет, взрослые не берут его на руки, но когда он начинает кричать, здесь уже мать не выдерживает: идет на уступки. В следующий раз ребенок сразу начинает кричать: он теперь понимает, что достичь желаемого можно только криком.

Капризными часто бывают дети изнеженные, заласканные. Чрезмерное внимание взрослых утомляет малыша. Вначале ребенок радуется, смеется, потом перестает смеяться и постепенно от смеха переходит к плачу. Нередко такое поведение могут рассматривать как каприз избалованного ребенка. Но это закономерная реакция ребенок утомлен бесконечным вниманием взрослых и отвечает капризами.

Нередко такая же реакция возникает у ребенка при посторонних людях. Собрались гости, и каждый хочет поиграть с малышом. Как же на это реагируют малыши? Одни начинают плакать, другие весело хохочут. Но не следует преждевременно радоваться общительности ребенка. Ребенок вначале смеется, а потом начинает истерически хохотать, и уложить его спать вам вовремя не удастся. Вы будете его укладывать в постель, а он будет вскакивать и долго еще не сможет успокоиться.

Противоположная ошибка в воспитании — это недостаток внимания к ребенку, равнодушное отношение, которое тоже может породить капризы. Ребенок, которому не хватает материнской ласки, нередко становится раздражительным, отстает в развитии.

Не только к капризам, но и к тяжелым нервным расстройствам ребенка могут привести резкие, грубые пререкания родителей.

Возрастной особенностью детей первого года жизни является несовершенство нервной системы, в силу чего ребенок болезненно реагирует на резкие изменения привычных условий.

Часто маленькие дети плачут при расставании с матерью. Если ребенок постоянно находился только с мамой, то ему страшно оставаться с кем-то посторонним.

Если родители решили отводить малыша в ясли или оставлять с няней, то им надо знать о том, что до 5— 6 мес. ребенок может спокойно оставаться с чужими людьми, так как у него еще окончательно не сформировались привычки. Но уже к 6—7 мес. ребенок привыкает к одному человеку, ухаживающему за ним, к способу кормления и т. д. В этом возрасте дети очень болезненно реагируют на изменение привычных условий. Поэтому лучше всего ребенка отдавать в ясли либо после 1,5 лет, либо до 5—6 мес.

Причиной возникновения капризов является также отсутствие единства требований к ребенку со стороны взрослых членов семьи.

Если мама запрещает делать то, что позволяет бабушка, то ребенок очень скоро поймет, что при бабушке можно капризничать, а при маме надо вести себя по-другому. Психическая перестройка ребенка на каждого взрослого является большой нагрузкой на его нервную систему, утомляет малыша, может привести к капризам, срывам в поведении.

Причиной возникновения капризов является и непоследовательность в требованиях к ребенку.

Если вы, например, вчера разрешили малышу во время еды стучать ложкой по столу, а сегодня запретили, то капризам ребенка не приходится удивляться.

Зачастую ребенок капризничает из-за неумения самостоятельно занять себя. Поэтому очень важно вовремя научить малыша играть: показать, как действовать той или иной игрушкой.

Капризными часто бывают дети, не знающие ни в чем ограничений, у которых не формируется тормозной процесс, умение сдержать себя. Одним из средств предупреждения капризов является своевременное приучение ребенка к некоторому самоограничению. Слово «нельзя» должно быть одним из первых понятных ребенку слов.

Но запрещать необходимо лишь то, что действительно нельзя. Не стоит злоупотреблять постоянными запретами. Без особой необходимости не следует ограничивать свободу ребенка.

Детские капризы не случайны. Они всегда имеют какой-либо источник, а неправильное поведение взрослых поддерживает и укрепляет их.

Путь предупреждения капризов — разумная организация жизни и деятельности ребенка, знание его возрастных особенностей, единство требований в семье, устранение избытка внимания к малышу. Важное значение имеют меры, направленные на укрепление нервной системы ребенка,— соблюдение режима сна, питания, разумная организация бодрствования

Количество просмотров:642

Ваша оценка статьи:

1
2
3
4
5

Похожие статьи:

Комментарии

 Анастасия Ковалева, 24 Сентября 2011 в 20:46

что должно быть в микрометодкабинете у воспитателей в группе раннего возраста

 Машенька Хабур, 02 Мая 2012 в 03:21

Методкабинет ОДИН на весь детский сад, в группах методкабинетов не бывает!

 Валя Vally Сынгатулова, 29 Декабря 2011 в 21:21

Ну, наверно методический материал для развития детей раннего возраста.. Разве не так?..

Добавить комментарий

Имя

Текст



Ссылки:

РАСПИСАНИЕ
И
ЦЕНЫ

ФОТОАЛЬБОМ

НАШИ
СПЕЦИАЛИСТЫ

ХОТИТЕ
ПРИСОЕДИНИТЬСЯ?

КОНТАКТЫ

Карта сайта