"СУМЕЮ САМ"
для детей от 1 до 3-х лет
вместе с родителями

"СУМЕЮ САМ"
для детей от 3 до 4-х лет

ТВОРЧЕСКАЯ
МАСТЕРСКАЯ

АНГЛИЙСКИЙ
ЯЗЫК

"РАЗ СЛОВЕЧКО,
ДВА СЛОВЕЧКО..."

МУЗЫКА
И
ДВИЖЕНИЕ

ДРУГОЕ

На главную>>Другое>>Воспитание>>Как распознать таланты ребенка?

Как распознать таланты ребенка?

p{text-align:justify-}

Пройдет время, и актуальным станет вопрос о дальнейшем развитии вашего малыша. Он талантлив, несомненно, но куда направлен талант?

Ваш ребенок имеет способности к одной из восьми областей человеческой деятельности. Оценить правильность вашего предположения о врожденных способностях ребенка или помочь в этом важнейшем деле может тест-анкета, разработанный учеными-психологами, специалистами в области детской психологии А. де Хааном и Г. Кафом.

Итак, у вашего ребенка совершенно очевидные технические способности, если он:

  • интересуется самыми разнообразными механизмами и машинами-

  • любит конструировать модели, приборы-

  • сам "докапывается" до причин неисправностей и капризов механизмов или аппаратуры, любит загадочные поломки или сбои в работе механизмов-

  • может чинить испорченные приборы и механизмы, использовать старые детали для создания новых игрушек, приборов, поделок, находит оригинальные решения-

  • любит и умеет рисовать- "видит" чертежи и эскизы механизмов-

  • интересуется специальной, даже взрослой технической литературой.

Ваш ребенок имеет музыкальный талант, если он:

  • любит музыку и музыкальные записи, всегда стремится туда, где можно послушать музыку-

  • очень быстро и легко отзывается на ритм и мелодию, внимательно вслушивается в них, легко их запоминает-

  • поет или играет на музыкальном инструменте, вкладывает в исполнение много чувства и энергии, а также свое настроение-

  • сочиняет свои собственные мелодии-

  • научился или учится играть на каком-либо музыкальном инструменте.

У вашего ребенка способности к научной работе, раз он:

  • обладает явно выраженной способностью к пониманию абстрактных понятий, к обобщениям-

  • умеет четко выразить словами чужую и собственную мысль или наблюдение, причем нередко записывает их не с целью похвастаться, а для себя-

  • любит читать научно-популярные издания, взрослые статьи и книги, опережая сверстников на несколько лет, причем отдает предпочтение этой, а не развлекательной литературе-

  • часто пытается найти собственное объяснение причин и смысла самых разнообразных событий-

  • с удовольствием проводит время за созданием собственных проектов, конструкций, схем, коллекций-

  • не унывает и не остывает к работе надолго, если его изобретение или проект не поддержаны или осмеяны.

Артистический талант проявится у вашего ребенка тем, что он:

  • часто, когда ему не хватает слов, выражает свои чувства мимикой, жестами и движениями-

  • стремится вызвать эмоциональные реакции у других, когда с увлечением о чем-то рассказывает-

  • меняет тональность и выражение голоса, непроизвольно подражая человеку, о котором рассказывает-

  • с большим желанием выступает перед аудиторией, причем стремится, чтобы его зрителями были взрослые-

  • с удивляющей вас легкостью "передразнивает" чьи-то привычки, позы, выражения-

  • пластичен и открыт всему новому-

  • любит и понимает значение красивой или характерной одежды.

У вашего ребенка незаурядный интеллект, если он:

  • хорошо рассуждает, ясно мыслит, понимает недосказанное, улавливает причины и мотивы поступков других людей-

  • обладает хорошей памятью-

  • легко и быстро схватывает новый школьный материал-

  • задает очень много продуманных и оправданных ситуацией вопросов-

  • любит читать книги, причем по своей собственной программе, на несколько лет опережающей школьную-

  • обгоняет своих сверстников по учебе, причем не обязательно является отличником, часто жалуется, что в школе ему скучно-

  • гораздо лучше и шире многих своих сверстников информирован о событиях и проблемах, не касающихся его непосредственно (о мировой политике, экономике, науке и т. п.)-

  • обладает чувством собственного достоинства и здравым смыслом, рассудителен не по годам, даже расчетлив-

  • очень восприимчив, наблюдателен, быстро, но не обязательно остро, реагирует на все новое и неожиданное в жизни.

Не сердитесь на вашего шалуна - просто у него спортивный талант:

  • он очень энергичен и все время хочет двигаться-

  • он смел до безрассудности и не боится синяков и шишек-

  • он почти всегда берет верх в потасовках или выигрывает в какой-нибудь спортивной игре-

  • не известно, когда он успел научиться ловко управляться с коньками и лыжами, мячами и клюшками-

  • лучше многих других сверстников физически развит и координирован в движениях, двигается легко, пластично, грациозно-

  • предпочитает книгам и другим спокойным развлечениям игры, соревнования, даже бесцельную беготню-

  • кажется, что он никогда всерьез не устает-

  • неважно, интересуется ли он всеми видами спорта или каким-нибудь одним, но у него есть свой герой-спортсмен, которому он явно или втайне подражает.

У вашего ребенка литературное дарование, если он:

  • рассказывая о чем-либо, умеет придерживаться выбранного сюжета, не теряя основную мысль-

  • любит фантазировать или импровизировать на тему действительного события, причем придает событию что-то новое и необычное-

  • выбирает в своих устных или письменных рассказах такие слова, которые хорошо передают эмоциональное состояние, переживания и чувства героев сюжета-

  • изображает персонажи своих фантазий живыми и интересными, очеловеченными-

  • любит, уединившись, писать рассказы, стихи, не боится начать писать роман о собственной жизни.

И, наконец, художественные способности вашего ребенка могут проявиться в том, что он:

  • не находя слов или захлебываясь ими, прибегает к рисунку или лепке для того, чтобы выразить свои чувства или настроение-

  • в своих рисунках и картинках отражает все разнообразие предметов, людей, животных, ситуаций, а не "зацикливается" на изображении чего-то вполне удавшегося-

  • серьезно относится к произведениям искусства, становится вдумчивым и очень сосредоточенным, когда его внимание привлекает какое-либо произведение искусства или пейзаж-

  • в свободное время охотно лепит, рисует, чертит, комбинирует материалы и краски-

  • стремится создать какое-либо произведение, имеющее очевидное прикладное значение - украшение для дома, одежды или что-нибудь подобное-

  • не робеет высказать собственное мнение даже о классических произведениях, причем может даже попробовать критиковать их, приводя вполне разумные доводы.

Некоторые способности проявляются рано, а для других требуется время. Так, например, музыкальные или пластические способности могут проявиться очень рано, а вот для проявления литературных способностей иногда нужен свой срок и определенный жизненный опыт. Проявление технических или ремесленных способностей требует наличия определенных условий, и не просто школьных учителей, а настоящих мастеров, которые могли бы передать свой талант детям.

Не будем торопиться объявлять ребенка неодаренным, если он не проявляет себя как юное дарование. Это значит только одно: "бутоны" его способностей еще не раскрылись. Не будем забывать, что одни цветы расцветают ранней весной, а другие - лишь в конце лета. Если у Вас малыш не вундеркинд и соответствует всем эталонам нормы, то даже в этом случае Вам надо представлять, что это за таинственные дети.

А если Ваш ребенок одарен и отличается от всех как "белая ворона", чтоб пестовать его талант, необходимо Вам знать о большинстве особенностей "нестандартного" ребенка и понимать его проблемы.

КАК НАДО вести себя родителям с одаренным ребенком

  • Понять ребенка и осознать его неординарность.

  • Не игнорировать всю уникальность его данных.

  • Не восторгаться им сверх меры.

  • Не превращать всю жизнь ребенка в "скачки" для удовлетворения своих высоких родительских амбиций.

  • Создать условия для "поощрения" таланта.

  • Не проецировать на одаренного ребенка собственные увлечения и интересы.

  • Не культивировать необходимость преуспеть. Не заставлять его все время делать Вам приятное, используя свою незаурядность.

  • Не заставлять чрезмерно увлекаться любимым делом и не перегружать его.

  • Создать ребенку атмосферу творчества и не гасить возникший интерес.

  • Учить терпению и поощрять за все старания.

  • Тактично, деликатно помогать ему.

  • Учить проигрывать и не воспринимать любую неудачу как трагедию.

  • Стараться всеми способами уменьшить чрезмерную ранимость малыша.

  • Учить ребенка быть как можно меньше уязвимым.

  • Спокойно относиться к эмоциональным перепадам малыша.

  • Учить владеть эмоциями.
  • Попытаться помочь изжить чувство неудовлетворенности в себе, немного приземлив тот идеал, которому он подражает.

  • Все делать, что от Вас зависит, чтоб он не занижал свою самооценку и в то же время, чтобы не выставлял сверходаренность напоказ.

  • Не возвышать его над остальными детьми в семье.

  • Наладить отношения со сверстниками. Учить быть дружелюбным в коллективе.

  • Стараться объяснить, что неудобно поправлять других, показывая свою образованность и превосходство.

  • Как можно больше уделять внимания физической активности ребенка.

  • Следить за уровнем развития моторики и помогать осваивать различные физические навыки.

  • Понять, в чем суть проблемы Вашего ребенка. С чем связаны агрессия и неприятие себя. Что беспокоит малыша все время.

  • Учитывать его индивидуальность.

  • Все время ободрять его.

  • Тактично обращаться с ним.

  • Суметь создать доброжелательную атмосферу по отношению к нему, привлекая не только близких, но и воспитателей ребенка.

  • Считать себя самым счастливым из родителей.

  • Не подрезать ребенку крылья, а отправляться с ним в "полет".

КАК НЕ НАДО вести себя родителям с одаренным ребенком

  • Не обращать внимания на дар ребенка или специально возвышать его все время до небес.

  • Воспитывать как самого обычного ребенка или создать "мимозные" условия для жизни.

  • Считать в какой-то мере ненормальным или подчеркивать сверходаренность малыша.

  • Все время приземлять его или считать недосягаемым для всех.

  • Наказывать за любознательность или настолько поощрять ее, что это может кончиться каким-то срывом.

  • Любыми способами замедлять развитие или настолько ускорять его, что это будет не по силам малышу.

  • Противопоставлять специально другим детям в семье или же в детском коллективе и разжигать соперничество или ревность.
  • Не обучать коммуникабельности со своими сверстниками и культивировать в ребенке чувство превосходства над ровесниками.

  • Не помогать решать проблемы с воспитателями.

  • Усиливать его ранимость и чувство собственной вины.

  • Пытаться завышать все эталоны, которым Ваш ребенок подражает.
  • Драматизировать все неудачи.
  • Стараться выставить всем напоказ любые недостатки малыша.

  • Подчеркивать все время его физическое несовершенство и ущемлять тем самым самолюбие ребенка или не обращать внимания на то, как развит Ваш малыш физически, и не стараться помогать ему усвоить навыки, считая, что главнее всего - интеллект.

  • Не понимать проблемы малыша и не пытаться разрешать их или искусственно их расширять до бесконечности.

  • Считать, что Вам с ребенком просто-напросто не повезло, и упрекать его все время в этом.

  • Чрезмерно опекать или не помогать ни в чем.
  • Чтобы Ваш ребенок был стандартным, подрезать ему все время крылья.

В заключение предлагаем вам внимательно познакомиться с утверждениями, которые составил Дэвид Льюис (1979), изучивший обширный материал, связанный с опытом тысяч семей. Это облегчит для вас понимание того, каким образом можно помогать своим детям в развитии. Выберите для себя утверждения, с которыми вы полностью согласны, и подсчитайте их количество.

30 ответов для родителей, желающих помочь ребенку в развитии

  1. Я отвечаю на все вопросы ребенка с предельным терпением и честностью.

  2. Серьезные вопросы и высказывания ребенка я воспринимаю всерьез.

  3. Я сделал стенд, на котором ребенок может демонстрировать свои работы.

  4. Я не ругаю ребенка за беспорядок в его комнате или на столе, если это связано с творческим занятием и работа еще не закончена.

  5. Я предоставил ребенку комнату (или часть комнаты) исключительно для его занятий.

  6. Я показываю ребенку, что люблю его просто за то, что он есть, а не за его достижения.

  7. Я помогаю ребенку строить его собственные планы и принимать решения.

  8. Я беру ребенка с собой в интересные поездки.

  9. Я помогаю ребенку улучшить результат его работы.

  10. Я устанавливаю поведенческий стандарт и слежу за тем, чтобы ребенок ему следовал.

  11. Я никогда не говорю ребенку, что он хуже других детей.

  12. Я снабжаю ребенка книгами и материалами для его любимых занятий.

  13. Я приучаю ребенка мыслить самостоятельно.

  14. Я регулярно читаю ребенку.

  15. Я приучаю ребенка к чтению с малых лет.

  16. Я побуждаю ребенка придумывать истории, фантазировать.

  17. Я внимательно отношусь к индивидуальным потребностям ребенка.

  18. Я ежедневно нахожу время, чтобы побыть с ребенком наедине.

  19. Я позволяю ребенку принимать участие в планировании семейных дел и путешествий.

  20. Я хвалю ребенка за выученные стихи, рассказы и песни.

  21. Я учу ребенка свободно общаться со взрослыми любого возраста.

  22. Я разрабатываю практические эксперименты, чтобы помочь ребенку больше узнать.

  23. Я побуждаю ребенка находить проблемы и решать их.

  24. В занятиях ребенка я нахожу достойное похвалы.

  25. Я честен в оценке своих чувств к ребенку.

  26. Не существует тем, которые я совершенно исключаю для обсуждения с ребенком.

  27. Я помогаю ребенку выбирать заслуживающие внимания телепрограммы.

  28. Я развиваю в ребенке позитивное восприятие его способностей.

  29. Я поощряю в ребенке максимальную независимость от взрослых.

  30. Я предпочитаю, чтобы основную часть работы, за которую взялся ребенок, он выполнял самостоятельно, даже если я не уверен в позитивном конечном результате.

Итак, сколько ответов у вас получилось?

Надеемся, что вы согласились далеко не со всеми высказываниями. Из этих фраз не больше 20% можно взять на вооружение, а над остальными еще стоит подумать... Почему? Да потому, что между стимулированием здорового развития и "парниковым выращиванием", как говорится, "две большие разницы".

Если вы согласились со всеми утверждениями или с 90% из них - значит, вам следует охладить свой воспитательский пыл и предоставить больше свободы и себе и ребенку. Иначе вы рискуете вырастить "тепличное растение" или растите "маленького старичка", не умеющего радоваться жизни.

Не стоит превращать здоровую заботу о развитии ребенка в нездоровую озабоченность. Вспомните садовника, выращивающего цветы под колпаком и поливающего их теплой водичкой...

Татьяна Козак, психолог

Количество просмотров:628

Ваша оценка статьи:

1
2
3
4
5

Похожие статьи:

Комментарии

 Павел Петров, 02 Марта 2011 в 20:58

Почему чьи-то дети рано становятся мудрыми (не путать с "интеллектуально-развитыми")? Что это, влияние социального окружения или просто ребенок был лишен детства в силу каких-либо обстоятельств?

 Сергей Лебедев, 25 Ноября 2012 в 13:51

Мудрость либо есть либо нет. с ней родятся.

 Арина Мелкова, 24 Июля 2012 в 16:05

Первое думаю это генетическая предрасположенность и конечно же с ребенком надо постоянно общаться,где то воспитывать,где то делиться опытом,где то просто быть другом,

 Надежда Крылова, 19 Июля 2012 в 19:51

я думаю что это индивидуальная особенность

 Alle Hagel, 22 Июня 2012 в 12:48

ген попал)))

 Дмитрий Логвиненко, 19 Июня 2012 в 22:04

Когда я сама себе задавала вопрос : когда я повзрослела? Ответ был таков : я такой родилась. Полностью согласна с " Анной Ивановой ".

 Дима Подвербный, 13 Мая 2012 в 00:30

Потому что его душе нужен был опыт в чьей-то семье, а не в вашей. Все не случайно.

 Юлия Колесникова, 05 Мая 2012 в 13:25

Мне кажется это в совокупности:врожденных качеств,воспитания и генетической предрасположенности.Ведь некоторые и в зрелом возрасте не могут поумнеть.

 Леночка Тимофеева, 23 Января 2012 в 10:09

ребёнок пришёл в наш мир с более зрелой душой,чем другие дети

 Анна Tassia Аникеева, 30 Декабря 2011 в 22:38

99 и 9% ученых уверены что дети рождаются гениями а так кто как воспитает

 Дмитрий Котеров, 20 Ноября 2011 в 15:37

я вот такую мудрость (в полном смысле этого слова) часто улавливаю у своей 15летней дочери...Я не знаю, откуда это у нее...наверное, врожденное...я часто об этом думаю и удивляюсь....Мудрость, кстати, ничего общего не имеет с возрастом....Опыт - да....но сколько опытных и поживших людей ничего общего не имеют с мудростью....

 Александр Анатольевич, 29 Октября 2011 в 03:22

Не зря говорят: Уста ребенка глаголят истину...

 Верка, 20 Июля 2011 в 02:44

это не связано с какими-то внешними обстоятельствами и необязательно сразу говорить, что у него не было детстваю, Я знаю такого ребенка - у него хорошая, обеспеченная семья, хорошие родители!

 Иван Кораблег Кораблев, 15 Июля 2011 в 00:28

Да Бог с Вами, "мудрость" к детям точно никак не подходит, как и к некоторым взрослым.

 SusliG Ершов, 26 Мая 2011 в 16:13

Меня мама сделала мудрой,мне приходилось принимать решения в 4 года,уйдем мы от папы или нет,что будем делать дальше,плач и истерики ее как нам жить,в итоге детство похерено и сказано ты уже большая учись быть мудрой,

 Василий Петров, 13 Мая 2011 в 00:17

А почему чужие?Может ваши свами мудрыми мыслями не делятся.Дети должны быть самостоятельными,мудрость сама придёт.Больше отпускайте их без поводка и помудреют

 Luis Arevalo, 17 Марта 2011 в 05:32

трудное детство, заброшенность родителями, или иные форс-мажорные обстоятельства, война например

Добавить комментарий

Имя

Текст



Ссылки:

РАСПИСАНИЕ
И
ЦЕНЫ

ФОТОАЛЬБОМ

НАШИ
СПЕЦИАЛИСТЫ

ХОТИТЕ
ПРИСОЕДИНИТЬСЯ?

КОНТАКТЫ

Карта сайта